Рынок - представляет собой сферу товарно-денежного обращения и охватывает совокупность конкретных отношений и связей между производителями и потребителями товаров.
Основных элементов рынка: спроса, предложения и цены. Под воздействием этих элементов формируются пропорции между производством и потреблением. Взаимосвязь элементов рынка товаров народного потребления (РТНП):
Состав и структуру потребительского рынка можно классифицировать по:
• региональному признаку;
• назначению (рынок продовольственных, непродовольственных товаров, товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода);
• каналам реализации товара.
Потребительский рынок характеризуется долей в его составе продовольственных и непродовольственных товаров. В свою очередь каждая из этих составляющих товарооборота подразделяется на отдельные товарные группы. Например, в составе продовольственных товаров выделяются хлеб и хлебобулочные изделия, мясо и мясные продукты, кондитерские изделия и т.д.
Для рынка продовольственных товаров характерны следующие специфические черты: широкая взаимозаменяемость товаров по своему функциональному назначению, что обусловливает отсутствие отложенного спроса; сезонность производства ряда продовольственных товаров, что вызывает существенные сезонные колебания реализованного спроса; широкие связи между торговлей и производством; совпадение в основном сроков производства товаров с их потреблением; ограниченность срока хранения ряда продуктов питания.
Рынок непродовольственных товаров отличается более широким ассортиментом, высокой степенью его обновления, существенным изменением спроса под воздействием моды, отсутствием естественных ограничений размеров потребления товаров, выраженной индивидуальностью в спросе населения, четким разграничением.
Для рынка товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода характерны: длительные сроки потребления; отложенный спрос населения на отдельные изделия; ярко выраженное влияние НТП и жилищных условий населения; общественный характер использования многих предметов; организация дополнительных услуг по эксплуатации ряда изделий, торговля запасными частями.
По каналам реализации товаров потребительский рынок подразделяется на организованный и неорганизованный.
Организованный рынок охватывает реализацию товаров через официально зарегистрированную торговую сеть магазинов, палаток, киосков, предприятий общественного питания всех форм собственности. Сюда же относится также реализация товаров населению непосредственно производящими предприятиями и организациями, а также осуществляющими реализацию товаров, полученных по обменным операциям и торговым сделкам, колхозами и совхозами непосредственно из собственных хозяйств.
Неорганизованный рынок охватывает реализацию частными лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью, товаров, произведенных в республике и привезенных из стран ближнего и дальнего зарубежья, в порядке свободной торговли в специально отведенных местах (на стадионах, вещевых и смешанных рынках и т.д.) либо на улицах, площадях и в других местах.
Спрос - платежеспособная потребность, которую предъявляют покупатели на рынке для реализации своих интересов. Всегда конкретен, подвижен и изменчив.
Спрос должен прогнозироваться на всех уровнях управления экономикой.
Разрабатываются долго-, средне- и краткосрочные прогнозы спроса.
Краткосрочные прогнозы реализуются в рамках уже сложившейся структуры спроса и возможностей производства продукции. Результаты прогнозов используются для обоснования заказов и заявок на товары народного потребления, расчетов товарного обеспечения розничного товарооборота и для принятия управленческих, коммерческих решений. Разрабатываются на месяц, квартал, год. Они д. отличаться более высокой степенью точности. При краткосрочном прогнозировании определяется довольно широкий круг показателей (совокупный спрос, спрос на группы товаров, ассортиментная структура и т.д.).
При разработке среднесрочных прогнозов учитываются сложившаяся структура, возможности производства и влияние инвестиций на развитие производственной деятельности. В течение 3-5 лет ассортимент товаров в стране существенно обновляется и заметно изменяется структура спроса. Нет необходимости детализировать прогноз спроса до моделей и марок товаров. Достаточно определить совокупный спрос с выделением основных товарных групп.
Долгосрочные прогнозы (свыше 5 лет) служат средством разработки стратегии производства товаров и торговли. Долгосрочный прогноз спроса служит основой разработки перспективных направлений развития производства товаров и торговли.
Различные по срокам упреждения прогнозы отличаются также методами прогнозирования.
Для повышения точности прогнозов необходимо применять комплекс методов прогнозирования с целью получения нескольких вариантов прогноза и выбора оптимального варианта.
Обоснование объема розничного товарооборота на прогнозируемый (планируемый) период предполагает определение, с одной стороны, покупательных фондов, с другой - товарных ресурсов. Покупательные фонды характеризуют совокупный спроснаселения на товары народного потребления. Они представляют собой сумму денежных доходов населения, которая расходуется на покупку товаров. Покупательные фонды рассчитываются на основе баланса денежных доходов и расходов населения, который характеризует движение массы денег по основным источникам образования доходов и направлениям их использования.
Определение покупательного фонда в целом по стране сводится к расчетам всей суммы денежных доходов населения и исключению из нее оплаты услуг, обязательных платежей, взносов, прироста вкладов и приобретение ценных бумаг, валюты.
Покупательный фонд | = | Денежные доходы | - | Нетоварные расходы | +- | Изменение сбережений в сбербанке, у населения, приобретение ценных бумаг, валют |
Денежные доходы и расходы населения можно разделить на два вида: 1) оборот денег между населением и государственными, кооперативными, коммерческими, общественными организациями и предприятиями; 2) оборот денег между отдельными группами населения.
При первом виде оборота превышение доходов над расходами или расходов над доходами означает увеличение или уменьшение остатка денег у населения; при втором - это лишь перемещение денег от одних групп населения к другим, что не изменяет их массы, находящейся в обращении.
Нетоварные расходы рассчитываются на основе прогнозных данных развития отраслей сферы обслуживания населения, прогнозов финансовых органов. Например, величина оплаты жилищно-коммунальных услуг определяется исходя из жилой площади, объема коммунальных услуг, средних ставок квартплаты и прогнозируемых тарифов по коммунальным услугам. Расходы на культурно-бытовое обслуживание рассчитываются исходя из разветвленной сети зрелищных предприятий, их валового сбора, объема бытовых услуг.
Все предметы народного потребления относят к товарным ресурсам. Источники товарных ресурсов: продукция легкой, пищевой и других отраслей промышленности, сельского хозяйства, поступление товаров по импорту.
Величина товарных ресурсов определяется исходя из потребностей в товаре и возможности их удовлетворения. Потребность в товарах служит базой для составления заказа на их производство.
Общая потребность товаров рассчитывается на основе следующих элементов:
• необходимый объем продаж товаров (необходимый объем розничного товарооборота, определенного на основе покупательного фонда);
• предполагаемая реализация товаров организациям и учреждениям;
• необходимый прирост или снижение товарных запасов до нормативов;
• возмещение потерь товаров в пределах естественной убыли;
• ожидаемые потери от уценки товаров устаревших фасонов и моделей, а также товаров, потерявших первоначальное качество.
При расчете потребности в товарных ресурсах учитываются состояние товарных запасов к началу прогнозируемого периода, необходимость их пополнения до норматива.
Возможный объем товарных ресурсов определяется на основе данных по производству товаров народного потребления, импорту и запасам товаров.
Ранее товарно-денежный оборот регулировался с помощью разработки материальных балансов - балансов предметов потребления.
Балансы предметов народного потребления разрабатываются по отдельным товарам и группам товаров. На их основе определяются товарные фонды по большинству товаров. По продукции сельского хозяйства учитывается ее производство не только на гос-ых предприятиях и в колхозах, но и в личных подсобных, фермерских, крестьянских и других хозяйствах.
Главной статьей использования товаров является рыночный фонд, т.е. та часть товарных ресурсов, которая направляется для продажи населению, пополнения запасов товаров в розничной торговой сети, на возмещение потерь от уценки и естественной убыли. Рыночный фонд определяется в соответствии с объемом производства товаров и импорта.
При прогнозировании рыночных фондов необходимо учитывать:
• платежеспособный спрос населения;
• динамику потребительских цен;
• состояние товарных запасов и др.
На основе балансов продовольственных и непродовольственных товаров производится сводный расчет товарного обеспечения розничного товарооборота.
Формирование структуры товарооборота осуществляется по этапам.
На первом этапе определяется структура товарооборота на основе прогнозов спроса. В процессе разработки прогнозов должен осуществляться анализ тенденций изменения структуры товарооборота за предшествующие периоды, отклонений заказов и заявок торгующих организаций от ресурсов соответствующих товаров.
При обосновании изменения структуры товарооборота важен анализ статистических данных и бюджетов семей. Т.к. семьям с различными уровнями доходов соответствует своя структура спроса на товары и услуги, на основе этих данных и данных об изменении уровня денежных доходов на душу населения в прогнозируемом периоде можно определить основные направления изменения платежеспособного спроса населения, и необходимые изменения в структуре товарооборота.
На втором этапе необходимо осуществлять прогноз структуры товарного предложения.
Предложение товаров на потребительском рынке формируется из товаров, произведенных в стране (регионе), за ее пределами (импорт товаров) и товарных запасов. Размеры товарного предложения определяются на основе балансов товаров народного потребления.
В переходный период объем производства и продаж продукции формируется двумя способами:
- путем заключения предприятиями-изготовителями прямых договоров на поставку продукции;
- путем доведения до предприятий заказа на поставку продукции для государственных нужд.
На третьем этапе должны разрабатываться балансы спроса и предложения.
Балансы спроса и предложения разрабатываются по важнейшим товарам согласно определенной номенклатуре. При разработке прогнозных балансов должны анализироваться данные предшествующих периодов.
Объем продаж товаров, спрос на которые удовлетворяется не полностью, определяется их предложением, а по недефицитным товарам - спросом на них с учетом взаимозаменяемости и сопряженности товаров. Конкретный ассортимент товаров в пределах общих объемов торгующие организации согласовывают с промышленными предприятиями путем прямых договоров.