Потребительский рынок. Прогнозирование спроса на товар народного хозяйства

Рынок - представляет собой сферу товарно-денежного обращения и охватывает совокупность конкретных отношений и связей между производителями и потребителями товаров.

Основных элементов рынка: спро­са, предложения и цены. Под воздействием этих элементов формируются пропорции между производством и потреблени­ем. Взаимосвязь элементов рынка товаров народного потребле­ния (РТНП):

Состав и структуру потребительского рынка мож­но классифицировать по:

• региональному признаку;

• назначению (рынок продовольственных, непродовольс­твенных товаров, товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода);

• каналам реализации товара.

Потребительский рынок характеризуется до­лей в его составе продовольственных и непродовольственных товаров. В свою очередь каждая из этих составляющих товаро­оборота подразделяется на отдельные товарные группы. Нап­ример, в составе продовольственных товаров выделяются хлеб и хлебобулочные изделия, мясо и мясные продукты, кондитер­ские изделия и т.д.

Для рынка продовольственных товаров характерны сле­дующие специфические черты: широкая взаимозаменяемость товаров по своему функци­ональному назначению, что обусловливает отсутствие отло­женного спроса; сезонность производства ряда продовольственных това­ров, что вызывает существенные сезонные колебания реализо­ванного спроса; широкие связи между торговлей и производством; совпадение в основном сроков производства товаров с их потреблением; ограниченность срока хранения ряда продуктов пита­ния.

Рынок непродовольственных товаров отличается более широким ассортиментом, вы­сокой степенью его обновления, существенным изменением спроса под воздействием моды, отсутствием естественных ограничений размеров потребления товаров, выраженной ин­дивидуальностью в спросе населения, четким разграничением.

Для рынка товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода характерны: длительные сроки потребления; отложенный спрос населения на отдельные изделия; ярко выраженное влияние НТП и жилищных условий на­селения; общественный характер использования многих предме­тов; организация дополнительных услуг по эксплуатации ряда изделий, торговля запасными частями.

По каналам реализации товаров потребительский рынок подразделяется на организованный и неорганизован­ный.

Организованный рынок охватывает реализацию товаров через официально зарегистрированную торговую сеть магази­нов, палаток, киосков, предприятий общественного питания всех форм собственности. Сюда же относится также реализация товаров населению непосредственно производя­щими предприятиями и организациями, а также осуществляю­щими реализацию товаров, полученных по обменным операци­ям и торговым сделкам, колхозами и совхозами непосредствен­но из собственных хозяйств.

Неорганизованный рынок охватывает реализацию час­тными лицами, занимающимися предпринимательской дея­тельностью, товаров, произведенных в республике и привезен­ных из стран ближнего и дальнего зарубежья, в порядке свободной торговли в специально отведенных местах (на ста­дионах, вещевых и смешанных рынках и т.д.) либо на улицах, площадях и в других местах.

Спрос - платежеспособная потребность, которую предъявляют покупа­тели на рынке для реализации своих интересов. Всегда конкретен, подвижен и изменчив.

Спрос должен прогнозироваться на всех уровнях управле­ния экономикой.

Разрабатываются долго-, средне- и краткосрочные про­гнозы спроса.

Краткосрочные прогнозы реализуются в рамках уже сложившейся структуры спроса и возможностей производства продукции. Результаты прогнозов используют­ся для обоснования заказов и заявок на товары народного потребления, расчетов товарного обеспечения розничного товарооборота и для принятия управленческих, коммерчес­ких решений. Разрабатываются на месяц, квартал, год. Они д. отличаться более высокой степенью точности. При краткосрочном прогнозировании оп­ределяется довольно широкий круг показателей (совокуп­ный спрос, спрос на группы товаров, ассортиментная структу­ра и т.д.).

При разработке среднесрочных прогнозов учитывают­ся сложившаяся структура, возможности производства и вли­яние инвестиций на развитие производственной деятельнос­ти. В течение 3-5 лет ассортимент товаров в стране существенно обновляется и заметно изменяется структура спроса. Нет необходимости детализировать прогноз спроса до моделей и марок товаров. Достаточно опре­делить совокупный спрос с выделением основных товарных групп.

Долгосрочные прогнозы (свыше 5 лет) служат средством разработки стратегии производства товаров и торговли. Долгосрочный прогноз спроса служит основой разработки перспективных направлений развития производ­ства товаров и торговли.

Различные по срокам упреждения прогнозы отличаются также методами прогнозирования.

Для повышения точности прогнозов необходимо при­менять комплекс методов прогнозирования с целью получе­ния нескольких вариантов прогноза и выбора оптимального варианта.

Обоснование объема розничного товарооборота на про­гнозируемый (планируемый) период предполагает определе­ние, с одной стороны, покупательных фондов, с другой - то­варных ресурсов. Покупательные фонды характеризуют совокупный спроснаселения на товары народного потребле­ния. Они представляют собой сумму денежных доходов насе­ления, которая расходуется на покупку товаров. Покупатель­ные фонды рассчитываются на основе баланса денежных доходов и расходов населения, который характеризует дви­жение массы денег по основным источникам образования доходов и направлениям их использования.

Определение покупательного фонда в целом по стране сво­дится к расчетам всей суммы денежных доходов населения и исключению из нее оплаты услуг, обязательных платежей, взносов, прироста вкладов и приобретение ценных бумаг, ва­люты.

Покупательный фонд = Денежные доходы - Нетоварные расходы +- Изменение сбережений в сбербанке, у населения, приобретение ценных бумаг, валют

Денежные доходы и расходы населения можно разделить на два вида: 1) оборот денег между населением и государственны­ми, кооперативными, коммерческими, общественными органи­зациями и предприятиями; 2) оборот денег между отдельными группами населения.

При первом виде оборота превышение доходов над рас­ходами или расходов над доходами означает увеличение или уменьшение остатка денег у населения; при втором - это лишь перемещение денег от одних групп населения к другим, что не изменяет их массы, находящейся в обращении.

Нетоварные расходы рассчитываются на основе про­гнозных данных развития отраслей сферы обслуживания на­селения, прогнозов финансовых органов. Например, величи­на оплаты жилищно-коммунальных услуг определяется исходя из жилой площади, объема коммунальных услуг, сред­них ставок квартплаты и прогнозируемых тарифов по комму­нальным услугам. Расходы на культурно-бытовое обслуживание рассчитываются исходя из разветвленной сети зрелищных предприятий, их валового сбора, объема бытовых услуг.

Все предметы народного потребления относят к товар­ным ресурсам. Источники товарных ресурсов: продукция легкой, пищевой и других отраслей промыш­ленности, сельского хозяйства, поступление товаров по им­порту.

Величина товарных ресурсов определяется исходя из пот­ребностей в товаре и возможности их удовлетворения. Потреб­ность в товарах служит базой для составления заказа на их про­изводство.

Общая потребность товаров рассчитывается на основе сле­дующих элементов:

• необходимый объем продаж товаров (необходимый объем розничного товарооборота, определенного на основе по­купательного фонда);

• предполагаемая реализация товаров организациям и уч­реждениям;

• необходимый прирост или снижение товарных запасов до нормативов;

• возмещение потерь товаров в пределах естественной убы­ли;

• ожидаемые потери от уценки товаров устаревших фасо­нов и моделей, а также товаров, потерявших первоначальное качество.

При расчете потребности в товарных ресурсах учитываются состояние товарных запасов к началу прогнозируемого перио­да, необходимость их пополнения до норматива.

Возможный объем товарных ресурсов определяется на осно­ве данных по производству товаров народного потребления, импорту и запасам товаров.

Ранее товарно-денежный оборот регулировался с по­мощью разработки материальных балансов - балансов пред­метов потребления.

Балансы предметов народного потребления разрабатывают­ся по отдельным товарам и группам товаров. На их основе опре­деляются товарные фонды по большинству товаров. По продукции сельского хозяйства учитывается ее про­изводство не только на гос-ых предприятиях и в колхозах, но и в личных подсобных, фермерских, крестьянских и других хозяйствах.

Главной статьей использования товаров является рыноч­ный фонд, т.е. та часть товарных ресурсов, которая направляет­ся для продажи населению, пополнения запасов товаров в роз­ничной торговой сети, на возмещение потерь от уценки и естественной убыли. Рыночный фонд определяется в соответ­ствии с объемом производства товаров и импорта.

При прогнозировании рыночных фондов необходимо учи­тывать:

• платежеспособный спрос населения;

• динамику потребительских цен;

• состояние товарных запасов и др.

На основе балансов продовольственных и непродовольс­твенных товаров производится сводный расчет товарного обеспечения розничного товарооборота.

Формирование структуры товарооборота осуществляется по этапам.

На первом этапе определяется структура товарооборота на основе прогнозов спроса. В процессе разработки прогнозов должен осуществляться анализ тенденций изменения структуры товарооборота за предшествующие периоды, отклонений заказов и заявок торгующих организаций от ресурсов соответствующих това­ров.

При обосновании изменения структуры товарооборота важен анализ статистических данных и бюдже­тов семей. Т.к. семьям с различными уровнями доходов соответствует своя структура спроса на товары и услуги, на основе этих данных и данных об изменении уровня денежных доходов на душу населения в прогнозируемом периоде можно определить основные направления изменения платежеспособ­ного спроса населения, и необходимые измене­ния в структуре товарооборота.

На втором этапе необходимо осуществлять прогноз струк­туры товарного предложения.

Предложение товаров на потребительском рынке формиру­ется из товаров, произведенных в стране (регионе), за ее пред­елами (импорт товаров) и товарных запасов. Размеры товарно­го предложения определяются на основе балансов товаров народного потребления.

В переходный период объем производства и продаж продук­ции формируется двумя способами:

- путем заключения предприятиями-изготовителями пря­мых договоров на поставку продукции;

- путем доведения до предприятий заказа на поставку про­дукции для государственных нужд.

На третьем этапе должны разрабатываться балансы спроса и предложения.

Балансы спроса и предложения разрабатываются по важ­нейшим товарам согласно определенной номенклатуре. При разработке прогнозных балансов должны анализироваться данные предшествующих периодов.

Объем продаж товаров, спрос на которые удовлетворяется не полностью, определяется их предложением, а по недефицит­ным товарам - спросом на них с учетом взаимозаменяемости и сопряженности товаров. Конкретный ассортимент товаров в пределах общих объемов торгующие организации согласовы­вают с промышленными предприятиями путем прямых догово­ров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: