Тема 4. Земельно-имущественные отношения в период зарождения капитализма в России

Развитие межевания на Руси

Императрица Елизавета Петровна в 1752 году издала Манифест о межевании земель. В 1755 году начаты работы по межеванию Московской губернии. На первых же порах начатое межевание затормозилось множеством разных споров и тяжб, последовавших со стороны землевладельцев, не желающих Ра сставаться с незаконно захваченными излишками земли.

Неустроенность земельных отношений и неудачная попытка межевания по инструкции 1754 года заставили правительство изменить подход к нему. Указом от 20 февраля 1765 года Екатерина II учредила особую комиссию о государственном межевании, которой предписывалось подготовить на основе изучения недостатков межевания по инструкции 1754 года проект основных правил государственного межевания, соответствующих современным условиям государства. Согласно этим документам при отсутствии споров с соседями все земли в ходе межевания закреплялись за владельцами по их фактическому пользованию. Согласно принятым инструкциям в результате Генерального межевания не устанавливались границы всех отдельных владений, поскольку велось по дачам.

В 1767 году был установлен особый вид межевания внутри дач, названный «специально-коштным» межеванием через землемеров генерального размежевания земель», который проводился по просьбам землевладельцев и за их счет.

Во второй половине XIX в. территория Российского государства насчитывала свыше 2 млрд. га земель. Однако освоены они были плохо, культура землевладения являлась очень низкой. Развитие сельского хозяйства сдерживало крепостное право.

Обострение классовой борьбы в деревне, сопровождавшееся вы­ступлениями крестьян против помещиков, вынудило царское прави­тельство пойти на отмену крепостного права. В 1857-1858 гг. были организованы губернские комитеты из дворян для обсуждения этой реформы. Были созданы также Главный комитет и редакционные комиссии для окончательного составления проекта реформы.

19 февраля 1861 г. Александр II утвердил проект «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», устанавливав­ший новые начала общественного устройства крестьянской жизни. Одновременно был подписан и Манифест о крестьянской реформе.

Поземельное устройство, проведенное на основе реформы 1861 г., вплотную связано с развитием капитализма в России. Крепостной строй сдерживал развитие сельского хозяйства, препятствовал рос­ту его товарности и интенсивности. Обострение социальных конф­ликтов, крупные буржуазно-демократические и буржуазно-нацио­нальные преобразования в Европе вынудили царское правительство провести земельные преобразования.

На основании Положения 1861 г. каждому селению был отведен внатуре так называемый земельный душевой надел. Крестьяне имели право выкупать эти наделы в собственность с помощью правительства. Отвод земельных наделов в натуре выражался в установлении границ и их обозначении в виде меж (борозд) с постановкой деревянных столбов.

Границы, площади надела и повинности за него закреплялись в особых актах, называемых уставными грамотами.

После выкупа крестьянами надельных земель у помещиков с помощью правительственных ссуд селениям выдавались данные – документы на приобретенную у помещиков землю.

В данной указывались: размер правительственной ссуды, срок се погашения ежегодными взносами выкупных платежей, площадь земельного надела в целом и по составу угодий, описание границ надела и т. д.

Крестьянская реформа исходила из положения, что право собствен­ности на всю землю принадлежит помещикам. Выкуп осуществлялся с согласия помещи­ков, которые старались затянуть этот процесс.

Реформа привела к заметному сокращению площадей крестьян­ского землепользования, так как помещики имели право отрезать от наделов, которыми крестьяне пользовались до реформы, всю пло­щадь, превышающую норму отвода. В целом по стране доля таких отрезков достигала 20%. Отрезанными оказались особенно плодород­ные, удобные по местоположению земельные угодья, что ставило крестьян в полную экономическую зависимость от помещиков.

Свои уменьшенные и ухудшенные наделы крестьяне должны были выкупать по цене, существенно превышающей рыночную сто­имость земли. В связи с отсутствием у большей их части денежных средств правительство компенсировало 80% выкупной суммы, выдав ее помещикам. Этот долг казне (с процентами) крестьяне должны были погашать в течение 49 лет. Выкупные платежи тяжелым бре­менем лежали на крестьянстве вплоть до революции 1905–1907 гг., во время которой они были отменены.

В ходе поземельного устройства крестьян, выходивших из кре­постной зависимости, производились следующие работы:

– определение размеров земельного надела и повинностей с него;

– составление уставных грамот и данных;

– определение величины выкупных платежей;

– отвод земельных наделов в натуре;

– разверстание и ограничение крестьянских земель от помещичьих владений.

Для проведения землеустроительных действий по разграниче­нию крестьянских наделов помещики приглашали частных землеме­ров за свой счет или же проводили перечисленные мероприятия сами. Государство ограничивалось назначением из числа местных дворян по их взаимному соглашению мировых посредников, которые санкционировали действия помещиков и приводили крестьян к соглаше­нию с ними. Все это делалось главным образом в интересах дворян-землевладельцев. Поэтому в ряде случаев крестьяне, не доверяя помещичьим землемерам, приглашали землемеров за свой счет для проверки выполненных измерений.

Все землеустроительные действия проводились на основе Поло­жения о порядке межевых действий при разграничении или разверстании угодий и отмежевании выкупленных крестьянами земель. Инструментальная съемка земель не предусматривалась, отвод осу­ществлялся по планам Генерального или Специального межевания. Земли отграничивались на местности.

Все работы предусматривалось выполнить в три этапа. Первый этап, рассчитанный на двухлетний срок, заканчивался введением в действие уставных грамот. Следующие шесть лет отводились на разверстание крестьянских и помещичьих земель – это был второй этап. На третьем этапе происходил перевод крестьян на выкуп с выдачей данных.

Для проведения землемерных действий в короткий срок и на большой площади требовалось большое число специалистов-зем­лемеров, между тем их основной состав находился на службе Ме­жевого ведомства и Министерства государственных имуществ, число их было невелико и штаты не заполнены. Так, по Межевому ведомству был предусмотрен штат в 1 233 человека, а фактичес­ки работало только 1 065 человек. Все же было решено временно отпускать штатных специалистов для выполнения частных работ для помещиков на срок от 6 мес. до 1 года. Кроме того, офицерам Поенного министерства разрешалось в частном порядке принимать участие в съемке и измерениях земель. Число учащихся в школе межевых топографов увеличилось до 320 человек. В 1858 г. по Приказу попечителя Константиновского межевого института был составлен проект «Положения о классах для подготовки частных землемеров и таксаторов». Этот проект был вызван необходимос­тью подготовки частных землемеров и оценщиков земли для осу­ществления землеустроительных работ по предстоящему освобож­дению крестьян от крепостной зависимости.

По докладу министра государственных имуществ и управляю­щего Межевым корпусом сенатора М. Н. Муравьева 15 декабря 1858 г. последовал Указ об открытии с января 1859 г. при Константиновском межевом и Горигорецком земледельческом институтах особых классов для подготовки частных землемеров и таксаторов, в которые принимались «вольно приходящие» ученики из всех свободных со­словий. Однако эти мероприятия давали весьма небольшую долю необходимых кадров. Поэтому в 1860-1861 гг. в 38 губерниях при гимназиях открылись дополнительные классы землемерия и такса­ции, где обучалось примерно 900 человек.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: