Тема 3. Земельно-имущественные отношения в феодально-крепостническую эпоху

Земельные отношения и связанные с их регулированием земельный кадастр и землеустройство зародились в недрах первобытнообщинного строя, когда земля из чисто природного образования под воздействием человеческого труда стала средством производства и объектом собственности.

Земельные отношения в России имеют древнюю историю, но их острота проявилась не сразу. Древние русские славяне селились на Днепре и Ильмене и сохраняли патриархальный племенной быт. Они разделялись на племена, которые состояли из родов (совокупности родственных друг другу семей, живших вместе, владевших общей землей и управляемых родовым старшиной). С течением времени связь между родами ослабела, распались сами рода, которые разделились на самостоятельные семьи. Каждая отдельная семья заводила свою пашню, покосы и другие земельные участки. С распадением родовых связей семьи объединялись в случае необходимости уже по принципу соседства и составляли общину (задругу, вервь). Удобные земли, находящиеся вокруг поселений, считались принадлежностью всех членов славянской общины и делились между отдельными лицами или семьями по жребию. Уже в первые века новой эры у восточных славян имели место межевые знаки собственности - тамги, которые ставились на границах земельных владений.

С появлением и развитием древнерусских государств земельная собственность приобретала все большее значение. Возникновение сначала племенных, а затем территориальных княжеств сделало возможным появление государственных объединений. Наиболее крупными из них были Киевское и Новгородское княжества. Объединение этих княжеств в IХ веке положило начало могущественного древнерусского государства - Киевской Руси. Во главе этого государства стоял Великий Киевский князь, являющийся верховным собственником всей земли и самым могущественным феодалом.

Киевское государство в IХ веке состояло из отдельных волостей или княжеств, которые управлялись княжескими наместниками (посадниками) из Киева. В центре земель каждой волости располагался старший или великий город, которому повиновались пригороды великого города и другие младшие города. Для управления делами города вече выбирало своих старейшин, самым заметным из которых был тысяцкий.

Первоначально земельные отношения на территории древнерусского государства были связаны с присоединением новых земель, которое осуществлялось насильственно или по договоренности. Завоевания были необходимы, с одной стороны, для расширения жизненного пространства и удаления основных городов от границ государства, где проходили столкновения с кочевниками и более частые набеги и грабежи. И с другой стороны, для сбора дани с населения покоренных территорий для обогащения правителей, пополнения казны и усиления за счет этого государства (содержание дружин, возведение крепостей, производства или покупки оружия и т.д.).

Земли города с его пригородами, починками, селами и деревнями составляли одну неделимую территорию, носившую названия «волостей» и «земель», приуроченных к названию города. «Волости» и «земли» были первыми небольшими самостоятельными государствами, которые знает наша история. Их было множество, и они существовали одновременно. Площадь земель (территория) определялась мерой фактического владения этой волости, границами ее служили реки, озера, горы и невозделанные пространства земли.

В древних русских «волостях» и «землях» право собственности на землю, приобретенное заимкой (захватом) и обработкой диких, пустующих земель, принадлежало всем жителям волости, т.е. поземельной общине или «верви». Способ землепользования был общинный. Каждая древняя волость представляла собой поземельную общину (позднее – «мир») и владела землей по способам, по-видимому, схожим с теми, которыми пользовалась в XIX в. русская крестьянская община. Частная земельная собственность возникает после разложения родовой, патриархально-семейной собственности. Начало разграничения земель у восточных славян и появления межевания на территории древнерусского государства в истории четко не обозначено.

Обилие свободных земель позволяло тогда каждому пользоваться ими до тех пределов, как это было необходимо. При этом пограничные знаки либо не появлялись вообще, либо ими служили естественные рубежи (реки, ручьи, лощины и т.п.), а «межи», засечки на деревьях (грани) могли появиться с течением времени при полном сближении границ смежных осваиваемых территорий. Таким образом, в начале освоения восточнославянских земель, когда свободных, никем не занятых территорий было еще так много, и когда земля ценилась не сама по себе, а по вкладываемому в нее труду, тогда вопрос о разграничении земель в отдельные владения практически не стоял и разрешался сам собой. Первые искусственные межевые знаки появились тогда, когда у землевладельцев стало возникать чувство собственности, когда было необходимо, чтобы пределы их земельных участков были ясно обозначены на местности, чтобы материальные признаки границ были общеизвестны и не допускали сомнения в их назначении и чтобы неприкосновенность была установлена и охраняема законом.

Так у славян появились специальные межевые знаки «тамги», представляющие собой сложенные определенным образом камни. У земледелов участки делились бороздами, которые, как и любые другие обозначения границ, получили название меж.[1] Отсюда и появилась необходимость в межевании, которое отличается от землемерия и геодезии (от греч. гео – земля) тем, что разграничение земель носит не только технический характер, но имеет юридическое значение, согласно которому границы приобретают законность и могут быть восстановлены во всех случаях их нарушения.

Факты свидетельствуют о том, что землемерие и межевание на Руси достаточно быстро развивались. Уже к моменту официального принятия христианства (более 1000 лет назад) в крупнейших политических центрах Древней Руси (Киеве, Новгороде, Смоленске) существовала письменность, велось индивидуальное обучение грамоте и было известно землемерие (землеустройство). В удельный период и во времена Московского царства, судя по сохранившимся сведениям, межевые работы осуществляли представители известных княжеских и боярских фамилий. Как правило, межевое дело для многих семей было наследственным. Первые землемеры, межевщики должны были обязательно знать грамоту, межевые законы и владеть элементарными приемами геодезических измерений. Развитие феодальной земельной собственности нашло свое отражение в росте вотчинного землевладения. «Вотчина» - это землевладение феодала, принадлежащее ему на праве собственности, которое он мог свободно отчуждать. Основными формами в IХ-ХI веках было княжеское и боярское землевладение, а с конца ХI века стало развиваться монастырское землевладение. Одновременно существовало землевладение свободных крестьян. С укреплением феодального землевладения на Руси снизилась роль централизованного государства. В ХII веке Киевская Русь распалась на ряд обособленных волостей (земель). Важнейшими из этих земель были: Киевская, Чернигово-северская, Волынская и Галицкая (на юге Руси); Полоцкая, Смоленская, Новгородская, Ростово-Суздальская, Муромо-Рязанская (на севере Руси).

Феодальная раздробленность Руси стала причиной завоевания ее татаро-монголами. Период татаро-монгольского владычества в истории русского землеустройства связан с проведением писцовых описаний российских земель, включавших в себя определение площадей, состава, качества, местоположения и принадлежности земельных владений в целях правильного обложения их собственников налогами и повинностями. Из летописей известны описания 1245, 1257, 1275 годов. Подобные работы проводились и в начале XIY века. Присоединение различных удельных княжеств к Великому Московскому княжеству после свержения татаро-монгольского ига вызвало необходимость проведения переписей для произведения одинаковой раскладки податей. Переписи проводили особые чиновники, называвшиеся «численниками», «пошлинниками» или «писцами», которые мерили владения каждого частного лица и целого княжества.

Известно, что первая монгольская перепись населения при хане Батые была произведена в Киеве в 1245 г.; затем – при хане Мунке в 1257 г. – были переписаны земли Суздальская, Рязанская и Муромская, в 1259 г. – жители Новгорода. В 1273 г. при хане Менгу-Темире в летописи последний раз упоминается о повсеместной переписи жителей на Руси, но по всем данным эта перепись была не последняя, так как в ханских ярлыках, даваемых русскому духовенству на освобождение от дани и на прочие льготы, встречается много свидетельств на их производство даже в ХIV веке.

Вторым итогом проведения земельно-кадастровых работ в период татаро-монгольского ига явилось распространение местных межевых законов Московского, Новгородского и Псковского княжеств.

Качественно новым этапом межевания явились работы, связанные с введением при Иване III Васильевиче (1440-1505 гг.) поместной системы, т.е. вознаграждения за службу землей, отдаваемой в потомственное или пожизненное владение. Необходимость в нарезке поместий и их разграничении сделали межевые работы в масштабах государства не разовыми, а постоянными. В отличие от владельца вотчины, владелец поместья имел значительные ограничения в распоряжении земельным участком, а также был обязан в случае проведения государством войны по требованию правительства направлять в войско определенное число обученных и снаряженных людей и содержать их.

При Иване Грозном Указом от 20 сентября 1556 года был утвержден первый писцовый наказ, велевший разверстать «землемерием» все поместья, а излишки разделить между неимущими. Было положено начало писцовым описаниям. Работы велись на основе «писцовых наказов» – специальных документов о порядке проведения описаний. Из истории известны также названия дозорщиков и мерщиков, участвовавших в писцовых описаниях. Первые занимались проверкой, исправлением и дополнением уже произведенных ранее описаний, вторые измеряли земли.

Наблюдение за ходом земельных описаний и межеваний было поручено «Поместной избе», учрежденной Иваном IY для ведения всех дел, касающихся поместий и вотчин. По существу это был первый в истории российского государства орган, ведающий земельно-кадастровыми работами. Впоследствии он был преобразован в «Поместный приказ». Через приказ служилым людям предоставляли земли в поместные владения, он являлся высшей инстанцией по разрешению земельных споров.

На Руси в ХVI веке сформировались следующие формы землевладения и землепользования: вотчинное и поместное землевладение феодалов; крестьянское землевладение и землепользование; монастырское и церковное землевладение; дворцовое и государственное землевладение.

Вотчинное землевладение возникло в период удельных княжеств.Вотчина– участок земли, которым владелец мог распоряжаться на праве полной собственности (продавать, дарить, завещать). Владельцы вотчин обязаны были предоставлять в государственное войско вооруженных воинов. На основании Соборного уложения 1649 г. различались три вида вотчин: наследственные (родовые), переходящие по наследству; выслуженные – полученные от князя за определенные заслуги; купленные – приобретенные за деньги у других феодалов. Помимо законных способов увеличения феодальных землевладений осуществлялись за счет:

-экспроприации земель свободных крестьян (смердов) путем прямого захвата или долгового закабаления;

-захвата смежных земель, принадлежащих другим феодалам;

-занятия пустующих земель.

Поместное землевладение феодалов возникло при Иване III и сначала существовало вместе с вотчинным, но в ХVII веке практически полностью вытеснило его, занимая около 80% всех земель. Поместье являлось временным земельным владением и предоставлялось государственным служилым людям (вместе с живущими на ней крестьянами) на определенных условиях на срок службы. Если служилый человек по каким-либо причинам оставлял службу, то земельный участок передавался другому лицу. Поместье могло быть передано по наследству, однако лишь старшему сыну в семье, и не могло дробиться. Велики были размеры монастырского и церковного землевладения. В ХVI веке монастырское землевладение значительно расширилось и стало подрывать поместную систему, поэтому стали приниматься меры по ограничению его роста. Например, ограничивалась передача монастырям поместных земель. Согласно Валового наказа 1622 года, основная цель правительства по отношению к монастырскому землевладению заключалась в ограничении их роста «…чтоб у служилых людей земли не убывало». По Соборному уложению 1649 года передача поместных земель монастырям была полностью запрещена.

Дворцовое землевладение зародилось в период удельных княжеств. Удельные князья имели значительные земельные владения, которые передавались по наследству и постоянно расширялись за счет земель мелких удельных князей, вотчин, принадлежащих боярам и служилым людям, а также крестьянских земель. С развитием государственности отдельно выделились дворцовые и государственные земли. Дворцовые земли находились в собственности князя и доходы с них шли на содержание князя и его семьи (дворца). Государственные земли считались собственностью государства и доходы с этих земель поступали в казну. В ХIV- начале ХVIII такие земли назывались черными землями. Из государственных земель выделялись поместья служилым людям или жаловались вотчины. В последствии из государственных земель выделились специальные земли различных ведомств, например, ямского (почтового) ведомства.

Середина XYII века ознаменовалась завершением закрепощения крестьян. Соборное уложение 1649 года ввело принцип крепостной наследственности, тем самым окончательно закрепив зависимость крестьянского населения от феодалов. Крестьянин постепенно превратился в абсолютно зависимого человека, почти раба, его феодал мог продать, обменять, мог распорядится его бытом, его поступками, наказать его по своему усмотрению и т.д. К концу XYII века в крепостной зависимости было уже почти 90% крестьян.

В ХV – ХVI веках была наиболее распространена оброчная форма ведения хозяйства. Оброк выплачивался крестьянами помещику в натуральном (продуктами, услугами) или денежном виде за пользование земельным наделом. В ХVIII веке ей на смену приходит барщина, представляющая собой отработку крестьян на земле помещика 3-6 дней в неделю.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: