Анализ рынков сбыта продукции и оценка конкурентов предприятия
Анализ рынков сбыта и оценка существующих и потенциальных конкурентов является наиважнейшей работой при создании бизнес-плана. Поэтому информация, изложенная в этих разделах, в первую очередь заинтересует всех, кому будет предложено принять участие в реализации проекта. Итоги оценка ситуации, сложившейся в отрасли, и анализа состояния дел в отрасли, по сути, объясняет необходимость и возможность реализации предложенного предприятием проекта.
Информация, содержащая итоги анализа рынков сбыта продукции предприятия и оценки занимаемой им конкурентной позиции должна включать:
1) общую характеристику рынка и его сегментов и ниш, на которых планируется сбыт продукции предприятия, оценку их размера, емкости и насыщенности;
2) оценку доли предприятия на этом рынке и его сегментах;
3) описание динамики развития рынка за последние 3-5 лет и прогноз тенденций его изменения в будущем;
4) характеристику основных факторов, влияющих на ситуацию на рынке;
|
|
5) характеристику основных требований потребителей к продукции;
6) описание конкурентов предприятия, выделение среди них наиболее влиятельных («стратегической группы»);
7) оценку возможностей конкурентов и основные данные о выпускаемой ими продукции: технический уровень, цена, уровень качества;
8) характеристику технологического и финансового состояния конкурирующих предприятий и степень их влияния на рынок данной продукции;
9) обоснование преимущества предприятия перед конкурентами.
Для продукции, которую планируется реализовывать на внешних рынках, при прогнозировании цены учитываются льготы, предоставляемые законодательством, а также ограничения и требования выдвигаемые страной-импортером.
Определение позиции предприятия среди его конкурентов может быть произведено с применением метода анализа иерархий, который предполагает использование не только количественных, но и качественных критериев.
При описании продукции проекта необходимо показать, что она имеет четкие отличительные преимущества от аналогичной продукции, производимой конкуренции и сохранит спрос при появлении на рынков товаров-заменителей. При создании раздела, посвященного описанию продукции необходимо помнить о маркетинговом понимании товара, о том, что он имеет несколько уровней (основная потребность, удовлетворяемая товаром, товар в конкретном исполнении; товар с подкреплением; «расширенный товар»).
Метод анализа иерархий также может быть использован при определении позиции продукции проекта предприятия среди других его товаров, а также среди аналогичных товаров предприятий-конкурентов.
|
|
Описание продукции предполагает:
1) указание области его применения;
2) описание основных его характеристик (потребительских, сбытовых и функциональных);
3) описание разработанного процесса контроля ее качества;
4) обоснование его соответствия существующим международным и национальным стандартам качества;
5) описание требований к гарантийному и послегарантийному обслуживанию и их обеспечение;
6) указание на наличие патентов, лицензий, сертификатов;
7) обоснование новизны технических и технологических решений, потребительских свойств продукции.
В этом разделе обязательно приводится план мероприятий по усовершенствованию продукции с целью сохранения и усиления ее конкурентных позиций на рынке. В нем, как правило, отражаются следующие вопросы:
1) предполагаемые крупные проблемы в освоении продукции и подходы к их решению на стадии разработки изделии;
2) обоснование предложений по разработке новых видов (модификаций) продукции, совершенствованию упаковки;
3) обоснование предложений по разработке (приобретению) прогрессивных технологических процессов и соответствующего им оборудования;
4) намерения и предложения по доведению качества продукции до международных требований и ее сертификации.