Эмпирические методы

Оценка эффектов возраста. Одним из самых распространенных методов возрастной психофизиологии является метод поперечных срезов (сравнительно-возрастной), позволяющий в короткие сроки исследовать большой возрастной диапазон. Потенциальная сложность метода заключается в необходимости тщательного уравнивания сопоставляемых выборок по максимально возможному числу параметров, в том числе по наиболее существенному – биологическому возрасту испытуемых. Эффект различия календарного и биологического возрастов в младенчестве наглядно демонстрирует необходимость учета биологического возраста при изучения поведения. Было установлено, что нормальные младенцы начинают улыбаться в ответ на некоторый видимый объект в хронологическом возрасте 6 недель, когда их фактический возраст (от зачатия) равен 46 неделям. Эта же закономерность сохраняется и для недоношенных и для переношенных детей - младенцы начинают улыбаться в фактическом возрасте 46 недель.

Особенно заметно расхождение биологического и хронологического возраста у подростков, специфика функционирования организма которых в большей степени обусловлена половым созреванием, а не календарным возрастом.

Очевидно, что в идеальном варианте формирования выборок испытуемых должно проводиться с учетом биологического возраста.

Метод индивидуального прослеживания (продольных срезов или лонгитюдных) предполагает относительно продолжительное и систематическое прослеживание изменений изучаемых свойств у одних и тех же испытуемых. Главной целью лонгитюдного метода является исследование изучаемых характеристик с точки зрения их изменения в онтогенезе, то есть: а) внутрииндивидуальных изменений; б) межиндивидуальных различий в оценке наблюдаемых внутрииндивидуальных изменений. Динамику хода изменений у разных индивидов выражаются в виде индивидуальных кривых развития (траекторий). Примером может служить исследования Й.Шванцеры, в результате которых выделено девять траекторий развития

1. Константное протекание (на протяжении всех трех лет показатель сохраняется на одном уровне);

2. Положительный тренд (равномерное увеличение показателя в течение трех лет);

3. Отрицательный тренд (равномерное снижение показателя на протяжении трех лет);

4. Акселерационный тренд (величина показателя в течение двух лет сохраняется на одном уровне, а затем возрастает);

5. Ретардационный тренд (величина показателя в течение двух лет сохраняется на одном уровне, а затем уменьшается);

6. Положительный ассимптотический тренд (уровень показателя возрастает сразу ко второй точке и сохраняется на высоком уровне);

7. Отрицательный асимптотический тренд (уровень показателя падает ко второй точке и сохраняется на низком уровне);

8. Вогнутый тренд (показатель сначала увеличивается ко вто­рой точке, а затем вновь падает);

9. Выпуклый тренд (показатель сначала падает ко второй точке, а затем возрастает).

Данный перечень траекторий построен путем простого перебора возможных значений показателей, взятых в трех точках лонгитюда, поэтому имеет достаточно формальный характер. Тем не менее, он демонстрирует принципиальную возможность классификации испытуемых (выделения типов) на основе динамики показателя по этим точкам измерения.

Лонгитюдные исследования могут помочь решать и другие задачи, связанные с установлением факторов, определяющих преемственность развития, находить отсроченные эффекты тех или иных воздействий и выявлять, наконец, причинно-следственные отношения в динамике возрастных изменений признаков.

Нормативно-ориентированные эмпирические исследования ставят своей целью выявление общих закономерностей созревания и возрастных особенностей функционирования физиологических условий и предпосылок психического развития. Такие исследования, заложившие основы возрастной когнитивной психофизиологии в нашей стране, на протяжении более чем тридцати лет проводились Д.А.Фарбер и ее сотрудниками.

В исследованиях такого рода, как правило, имеет место экспериментальное моделирование психических процессов, состояний и деятельности (например, мыслительной), сопровождающееся регистрации электрофизиологических показателей (ЭЭГ и ВП и других). Изменения параметров электрофизиологических реакций в ходе психической деятельности сравниваются у испытуемых разных возрастных групп, и на этой основе делается заключение о том, как преобразуются мозговые механизмы переработки информации в ходе онтогенеза.

Эффективность этих исследований определяется двумя факторами: качеством экспериментальной модели (внимания, восприятия, мышления) и набором физиологических показателей. Чем более содержательна и репрезентативна по отношению к моделируемой психической реальности экспериментальная модель/ситуация, воспроизводящая тот или иной психический процесс, и разнообразнее и тоньше физиологические показатели, тем больше оснований выявить специфические особенности обеспечения познавательной деятельности ребенка и оценить их динамику в ходе онтогенеза.

Дифференциально-диагностические эмпирические исследования. В этих исследованиях психологический и физиологический аспекты сосуществуют или выполняются независимо друг от друга, но на определенном этапе (это может быть промежуточное тестирование или окончание эксперимента) проводится комплексное обследование, позволяющее обобщить результаты с учетом данных психологического и физиологического рядов. В качестве примера можно привести исследование биоэлектрической активности мозга у детей, которые учатся в обычных условиях и детей, которые учатся по специальной стимулирующей психическое развитие программе. Периодическое исследование психофизиологических функций у тех и других позволяет судить о том, как сказывается дополнительное обучение на биологическом созревании.

Комплектовать группы для изучения можно по разным признакам как психологическим, так и физиологическим. В качестве физиологических критериев может быть использован темп созревания, в этом случае сравниваются психологические и физиологические особенности ретардантов и акселератов. По той же схеме можно проводить обследование детей, различающихся по психологическим или социально-психологическим особенностям.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: