Социокультурная ситуация 18 века

Сущность эпохи Просвещения заключается в том, что общественное бытие стало приводиться в соответствие с новым типом общественного сознания.

Культура Востока продолжает оставаться индифферентнойпо отношению к Западу. ТрадиционализмВостока влечёт за собой его изоляционизм.

Напротив – Запад проявляет к Востоку всё больший интерес. Экспансия христианства на Восток, начавшаяся с Колумба, положила начало колониализму. Это определило асимметричный характер отношений Запада и Востока.

Европейцы «проплывают шесть тысяч лье по морю с единственной целью обратить в христианство жителей Индии, Сиама, Китая и Японии», и эти народы «терпят наших монахов и священников, иногда слушают, дозволяют им строить церкви и выполнять свою миссию», хотя всё это «не может не казаться им в высшей степени бессмысленным и странным» (Ж. де Лабрюйер).

Начинается активное изучение восточных языков в специально созданных институтах Вены и Парижа. Г.В.Лейбниц в одной из работ обосновал необходимость создания в Европе (в частности – в Петербурге) «Западно-восточных Академий». Вольтер включил в свой «Опыт о всеобщей истории» описание жизни арабов, китайцев, индейцев. В 1697 г. во Франции издана «Восточная библиотека».

Тем не менее, освоение Востока носило поверхностный характер, было модой на восточную экзотику. В прикладных и декоративных искусствах широко использовался китайский орнамент. Появился даже термин chinoiserie – «китайщина». В литературных произведениях популярным стал приём перенесения действия в Китай (принцип «конструирования утопий» - М.С.Каган).

Собственно западное пространство оставалось неоднородным, но уровни развития национальных культур начали выравниваться. Все национальные школы участвуют в общеевропейскомпроцессе, что и закрепилось в общем названии периода – Просвещение («человек разумный» - К.Линней).

Характерные черты Просвещения:

  • В основе этого процесса – развитие промышленного производства (рынок, финансовое обращение, завершение стадии мануфактур, утверждение принципов свободной конкуренции).
  • Формирование демократической идеологии, либерализм. Это проявилось в компромиссной форме просвещённой монархии, в теориях утопического социализма.
  • Изменение характера религиозности. Религиозность становится приватным (частным, неофициальным)делом, особенно у протестантов. Официальная религиозность всё больше переходит в соблюдение внешних форм обрядности.
  • Идеология Просвещения – порождение западной цивилизации, поэтому это определение (как название культурной эпохи) не может быть эксплицировано (перенесено) на культуры Востока.
  • Завершение перехода от феодального общества и его мифологизировано-традиционалистской культуры к культуре светской, гуманистической, персоналистской и рационалистической.
  • Первые попытки перехода от суммативности средневековой философии к системным реконструкциям бытия, способных дать целостную картину мира с опорой на научные знания.
  • Универсальным противоречием 18 века становится противоречие между рационалистическими и эмотивными тенденциями культуры. Эмотивизм (сентиментализм) и рационализм существуют во взаимном тяготении. В 18 веке равно разрушительными были «смех Вольтера» и «плач Руссо» (А.И.Герцен).

Рационалистические тенденции Просвещения.

  • Французское название Просвещения – le siecle des lumières – «век света». Это – калька (точный перевод с иностранного языка составных частей слова соответствующими словами или морфемами родного языка) с немецкого die Aufklärung. Принято полагать, что употребление французами слово «свет» в названии эпохи носит концептуальный и полемический по отношению к религиозной символике характер. В христианской теологии метафорический смысл термина закрепил мифологическое обожествление солнца как природного источника света. Антитеза свет – мрак символизирует оппозиции верх – низ, небесное – подземное, божественное – дьявольское, жизнь – смерть и имеет экзистенциально-ценностный смысл. В этой связи религиозное искусство последовательно и многообразно воплощало семантику света: золотые фоны византийских мозаик, светоносные нимбы персонажей неба, дематериализация камня и «замещение» его витражами готических храмов. Всё это закреплено в знаменитых словах Дж. Мильтона в поэме «Потерянный рай»: «Господь есть свет». Таким образом, в названии эпохи «век света» заключено противопоставление Божественного светасвету Разума. Это означало утверждение способности человека мыслить, а не верить. Вслед за декартовским cogito ergo sum («мыслю, следовательно, существую») пришло знаменитое определение человека как «человека разумного», которое дал К.Линней, разграничивая виды человека и животного. Для 18 века типичен ответ астронома П.-С.Лапласа на вопрос Наполеона о месте Бога в лапласовской картине мира: «У меня не было необходимости в этой гипотезе». Таким образом, в Просвещении понятие «свет» было перенесено из теологии на мыслительную способность человека.
  • « Религия, понимание природы, общество, государственный строй – всё было подвергнуто самой беспощадной критике; всё должно было предстать перед судом разума и либо оправдать своё существование, либо отказаться от него. Мыслящий рассудок стал единственным мерилом всего существующего» (Ф.Энгельс). Символическим доказательством мощи человеческого разума является издание 35 томов «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел», выпущенное выдающимися учёными Франции под руководством Д.Дидро и Ж.Л. д’Аламбера. Энциклопедия включала три главных раздела: науки, свободные искусства и механические ремёсла. В энциклопедии описываются материалы, из которых готовятся вещи, изображаются инструменты и машины в разобранном и собранном виде, объясняются и в гравюрах показываются процессы работы, перечисляются профессиональные термины и т.д. Одна из существенных новаций Просвещения – возвышение ремесла и промышленности на уровень духовной культуры и художественного творчества.

Ситуация в Англии, Германии, России была в это время несколько иной. Их экономическое и политическое развитие было несоизмеримо более низким. Название эпохи в Англии однотипно немецкому и русскому – enlightenment, т.е. акцент делается не достигнутом состоянии, как во Франции, а на самой деятельности, цель которой – формирование просвещённого человека. «Просвещение – это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого…Sapere aude! – имей мужество пользоваться собственным умом! – таков, следовательно, девиз Просвещения» (И.Кант).

· В этой связи – научная революция. Утверждение «естественного закона», который не знает исключения ни для Бога, ни для человека, в том числе – монарха. Естественный закон действует во всех сферах жизни –естественные права и свободы, естественные потребности, т.е общественное сводилось к природному. Отсюда – поиски «всеобщего порядка», склонность к классификациям и схемам.

  • Образование новых наук – политической экономии (Англия), эстетики (Германия, А.Баумгарен).
  • Создание первого культурологического исследования Джамбаттиста В и ко (1668-1744) – системного постижения исторического бытия человечества в его труде «Основания новой науки об общей природе наций» (1725). Это первый в европейской интеллектуальной жизни труд, специально посвящённый философии истории («новой науке»). Дж. Вико полагает, что «познанным может считаться лишь то, что сделано самим познающим». Мир природы создан Богом и может быть познан только им. Мир людей («мир гражданственности») создан людьми, и наука о нём людям доступна.

Эмотивистские тенденции Просвещения.

  • Культурное движение сентиментализма. То, что имелось в виду в работах Ж.-Ж. Руссо – эмоциональная жизнь личности, – на современном языке точнее обозначать термином «эмотивизм», а не «сентиментализм».
  • Разрыв с религиозным сознанием и обоснование этического и педагогического идеала в его разных модификациях: гражданственно-политического («Штурм и натиск») и гедонистически-эстетического (А.Ватто, Ф.Буше, А.Фрагонар).
  • Понимание процесса формирования человека не как его религиозное, а как его нравственное воспитание. Отсюда – развитие педагогических теорий. Педагогическая деятельность и её теоретические обоснования находятся в эпицентре культуры. Теории нравственного воспитания И.Канта (сущность воспитания как отношение к вере) и эстетического воспитанияФ.Шиллера (сущность воспитания по отношению к игре).
  • Педагогическое и художественное очень тесно взаимодействуют. Рождается жанр романа воспитания (Г.Филдинг, И,В.Гёте). Существенное изменение места искусства в европейской культуре – искусство становится самостоятельным и необходимым предметом осмысления. Религиозное восприятие заменялось эстетическим отношением к действительности. Отсюда – выдвижение и существенная роль в культуре Просвещения художественной критики, философской эстетики.
  • Замена антитез вера – знание, наука – религия антитезами польза – красота, экономика – искусство, ремесло – игра.

Своеобразие Просвещения в русской культуре.

  • Существенный разрыв между Россией и Западом (первый университет в Европе – в 12 в., в России – в 18 в.).
  • 18 век – период целостного преобразования социальной, экономической политической и культурной сферах – процесс «модернизации» русской жизни (Л.И.Семенникова).
  • Совмещение в одном столетии тех этапов, которые европейские культуры проходили последовательно. Отсюда – уникальный духовный сплав («Умом Россию не понять», «больная совесть» русского интеллигента, этническая «гибридизация»(концепция «евразийства») и т.п.).
  • Роль деятельности Петра I. Его задача – беспрецедентная в истории мировой культуры.Петр I – «первый русский большевик» (М.Волошин), «большевик на троне» (Н.А.Бердяев). Петр I «варварскими средствами вырвал Россию из варварства» (К.Маркс). Основа преобразований – подъём науки и техники.
  • Формирование нового типа личности – просвещённого патриота. Доминанта не образования, а воспитания. Уникальность факта воспитания «гражданок»: создание специальных женских учебных заведений (Институт благородных девиц в Смольном монастыре), возможность женщине (княгине Е.Р.Дашковой) быть президентом Академии наук.
  • Особое отношение русского Просвещения в культуре античности, которая естественно включалась в «перестройку» русской культуры.
  • Духовно-психологический бицентризм – противостояние двух столиц. Москва – символ традиционалистской, славянофильской, эмотивистской (сентименталистской) тенденций. Петербург – символ новаторской, западнической, рационалистической тенденций. Роль Московского университета, созданного М.В.Ломоносовым, как примиряющего начала. В биполярности, гетерогенности русской культуры – её уникальность, сила и богатство.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: