Новые сферы профессиональной этики (защита будущих поколений, окружающей среды, биосферы и биоразнообразия)

Факторы, обусловливающие трансформацию традиционной медицинской этики в биоэтику. Изменения профессиональной медицинской этики совершались особенно резко и стремительно во второй половине ХХ века в развитых странах Америки и Европы. Этому способствовал не только опыт разоблачения злодеяний немецких врачей-нацистов и японских врачей-милитаристов на судебных процессах, но и, как полагают зарубежные и отечественные ученые (Бартко А.Н., Денисова С.Д., Иванюшкин А.Я., Игнатьев В.Н., Коротких Р.В., Лопатин П.В., Михайлова Е.П., Мишаткина Т.В., Летов О.В., Силуянова И.В., Тищенко П.Д., Фонотова Э.А., Хрусталёв Ю.М., Шамов И.А., Юдин Б.Г., Яровинский М.Я.,Яскевич Я.С.,Beauchamp T., Childress J., Potter V.R.), политические, социально-экономические факторы, которые действовали в разных странах.

Фактор экспоненциального накопления объема биологических и медицинских знаний, на базе которых были созданы новейшие медицинские технологии реанимации, пересадки органов и тканей, методы искусственного оплодотворения, дородовой диагностики, генной инженерии и другие. Применение новых технологий породило и новые этические проблемы. Важнейшие из них были связаны с риском для здоровья пациентов и опасностью для самой человеческой популяции. Например, проблему, возникшую в связи с дефицитом донорских органов, считают ныне критической для дальнейшего развития трансплантологии. Одной из отличительных особенностей многих новых технологий является неопределенность последствий их применения и нередко явная опасность их внедрения в практику. Поэтому проблема незащищенности человека перед лицом современных медико-биологических технологий стоит достаточно остро. Традиционная медицинская этика, получившая развитие в период применения способов и методов лечения, разработанных в XIX-начале XX века, стала не готовой для формирования новых этических подходов в разрешении моральных проблем современной меди-цины. Эта задача в настоящее время возлагается на биоэтику.

Инновационный фактор трансформации традиционной медицинской этики в современную биомедицинскую этику – это новое понимание взаимоотношений между врачом и пациентом. Речь идет о гораздо более широкой трактовке прав пациента. Это право на уважение автономии человеческой личности, право на получение информации о диагнозе и прогнозе состояния, право участвовать в принятии решений о выборе лечения, вплоть до отказа от лечения вообще.

Политический фактор, связанный с демократизацией послевоенного общества, и действовавший в европейских странах и в США во время вьетнамской войны. Этот процесс демократизации проявился в медицине новыми требованиями пациентов во взаимоотношениях с врачами. Более широко стали рассматриваться права человека: на получение медицинской информации, на выбор врача, на уважение автономии личности пациента. Медики и общество оказались перед этическими проблемами, решать которые раньше им не приходилось.

Экономический фактор коммерциализации медицины и тесно связанный с ним социальный фактор доступности для граждан медицинской помощи, которые можно выделить в связи с развитием в медицине рыночных отношений. Новые технологии были дорогостоящими, их обслуживали высококвалифицированные профессионалы. Однако не все больные оказались в состоянии оплачивать медицинские товары и услуги специалистов. Перед врачами встала проблема: как выставить счет пациенту, не разоряя его до основания. Возникла также необходимость поиска новых путей справедливого распределения дефицитных ресурсов здравоохранения среди потребителей, которое обеспечивало бы доступность медицинской помощи для всех слоев населения.

Ю.М. Хрусталёв (2010) верно отмечает, что в настоящее время в ткань медицины входят непривычные для неё новые идеалы о создании блага человеку и человечеству, обновленные нормативы морали и права, философское переосмысление сути смысла долга и личной ответственности специалистов за результаты, полученные в процессе изучения ими жизненных и всех человекоразмерных объектов.

Интенсификация и расширение поля исследований феномена жизни во второй половине ХХ века. А.Т. Шаталов, Ю.В. Олейников (1997) отмечают, что значительная интенсификация и расширение поля исследований феномена жизни во второй половине ХХ века проявляется в росте числа и разнообразия наук, опирающихся на биологию, что свидетельствует о повышении ее мировоззренческого, методологического, эвристического и ценностного потенциала в целостной системе материальной и духовной культуры общества. Новый статус биологии выдвигает целый ряд приоритетных проблем, требующих философского осмысления. Среди них по праву первостепенной становится проблема выявления мировоззренческой роли биологии, ее вклада в философское осознание представлений о месте и роли жизни на Земле и в околоземном пространстве, в методологическое осмысление целенаправленного процесса коэволюции природы и общества. Словом, в настоящее время заметно повышается теоретический и методологический статус биологии в формировании интегративных представлений, образующих канву новой универсальной картины мира – онтологического основания мировоззрения (как целостной системы наиболее общих взглядов человека на окружающий и собственный мир через призму знаний о жизни).

Содержание мировоззрения на современном этапе развития человечества все в большей степени определяется в контексте целостной системы наиболее общих взглядов человека на окружающий и собственный мир через призму знаний о жизни. При этом речь идет о знаниях о жизни в глобальном масштабе, охватывающем все формы жизни, что нашло отражение в фундаментальном труде В.Р. Поттера «Глобальная биоэтика».

Наряду с позитивным фактом повышения теоретического и методологического статуса биологии во второй половине ХХ века необходимо назвать следующие негативные факторы, которые оказали существенное влияние на интенсификацию и расширение поля исследований феномена жизни в связи с грозящими ей угрозами на глобальном уровне:

- угроза ядерного уничтожения всего живого на Земле, которая реально проявилась во время Карибского кризиса (неслучайно во многих странах на 1960-е-1970-е годы отмечался пик антивоенного движения);

- ухудшение состояния окружающей среды, связанное с научно-техниче-ской революцией и техногенными катастрофами (к 1968 г. повсеместно стали появляться движения в защиту окружающей среды);

- изменения климата, приводящие к глобальному потеплению, частым землетрясениям, наводнениям, цунами и другим природным катастрофам.

Названные выше проблемы находили отражение в докладах Римскому клубу. Д.М. Гвишиани отмечает что, в конце 60-х гг. Римский клуб поставил целью исследовать ближайшие и отдаленные последствия крупномасштабных решений, связанных с выбранными человечеством путями развития. Было предложено использовать системный подход для изучения глобальной проблематики, взяв на вооружение метод математического компьютерного моделирования. Результаты исследования были опубликованы в 1972 г. в первом докладе Римскому клубу под названием «Пределы роста». Авторы доклада пришли к выводу, что если современные тенденции роста численности населения, индустриализации, загрязнения природной среды, производства продовольствия и истощения ресурсов будут продолжаться, то в течение следующего столетия мир подойдет к пределам роста, произойдет неожиданный и неконтролируемый спад численности населения и резко снизится объем производства. Однако они считали, что можно изменить тенденции роста и прийти к устойчивой в долгосрочной перспективе экономической и экологической стабильности. И это состояние глобального равновесия нужно установить на уровне, который позволит удовлетворить основные материальные нужды каждого человека и даст каждому равные возможности для реализации личного потенциала.

В докладах Римскому клубу впервые стал применяться термин «устойчивое развитие». В настоящее время устойчивое развитие признается новой концепцией развития человечества, основными вехами которой являются:

1. Межправительственная конференция по окружающей человека среде в Стокгольме (1972 г.).

2. Конференция в Рио-де-Жанейро (1992 г.).

3. Всемирный саммит по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (2002 г.).

Так, в п.19 Йоханнесбургской декларации по устойчивому развитию определено: « Мы подтверждаем наше обязательство уделять особое и первоочередное внимание борьбе с такими мировыми условиями, которые создают серьезную угрозу устойчивому развитию наших народов и в число которых входят хронический голод; недоедание; иностранная оккупация; вооруженные конфликты; проблемы, связанные с незаконными наркотиками; организованная преступность; коррупция; стихийные бедствия; незаконный оборот оружия; торговля людьми; терроризм; нетерпимость и подстрекательство к расовой, этнической, религиозной и другой ненависти; ксенофобия, а также эндемичные, заразные и хронические болезни, включая ВИЧ/СПИД, малярию и туберкулез».

Защита будущих поколений. Одной из основных гарантий устойчивого развития является защита будущих поколений.

В Декларации об ответственности нынешних поколений перед будущими поколениями, принятой 12 ноября 1997 года на 29-й сессии Генеральной конференцией ЮНЕСКО указано:

На нынешних поколениях лежит обязанность обеспечивать всестороннюю защиту потребностей и интересов нынешних и будущих поколений (ст. 1).

Необходимо, уделяя должное внимание правам человека и основным свободам, прилагать все усилия для обеспечения того, чтобы будущие и нынешние поколения пользовались полной свободой выбора в отношении своих политических, экономических и социальных систем и имели возможность сохранять свое культурное и религиозное многообразие (ст. 2).

Нынешним поколениям надлежит в духе должного уважения к достоинству человеческой личности стремиться обеспечивать сохранение человечества на вечные времена. Ввиду этого недопустимы никакие посягательства на существо и формы человеческой жизни (ст. 3).

Нынешние поколения обязаны передать будущим поколениям Землю, которой не будет однажды нанесен непоправимый ущерб в результате деятельности человека. Каждое поколение, которое на определенное время наследует Землю, должно заботиться о разумном использовании природных ресурсов и обеспечивать защиту жизни от опасности пагубных изменений экосистем, и о том, чтобы научно-технический прогресс во всех областях не наносил ущерба жизни на Земле (ст. 4).

В ст. 16 Всеобщей декларации о биоэтике и правах человека, принятой путем аккламации 19 октября 2005 года на 33-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО установлено: «Следует уделять должное внимание воздействию наук о жизни на будущие поколения, в том числе на их генетические характеристики».

В Базовой учебной программе по биоэтике ЮНЕСКО (2008) подчеркнуто, что нынешняя восприимчивость к судьбе будущих поколений вы­звана следующими тремя факторами:

i. Технология изменила характер человеческой деятельности, которая влияет теперь на жизнь не только ныне живущих людей, но и тех, кто будет жить в будущем;

ii. Реалии сегодняшнего дня взаимозависимы и взаимосвязаны; например, экологические катаст­рофы в одном регионе будут сказываться и на других регионах, и в других поколениях;

iii. Возрастающее понимание конечности и хрупкости нашего существования и «нашей одной-единственной Земли», как сказал Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций в 1998 г.

Понятие моральной ответственности перед будущими поколениями связано также с понятием межпоколенческой справедливости. Это понятие подразумевает, что необходимость учитывать и оберегать развитие и удовлетворение потреб­ностей будущих поколений накладывает ограничения на деятельность нынешних поколений. Традици­онно справедливость определяется как «воздаяние каждому по заслугам». В силу того, что обязательст­ва перед будущими поколениями стали рассматриваться как вопрос справедливости, был введен новый предмет обсуждения – межпоколенческая справедливость.

Т.В. Мишаткина, А.В. Барковская, Н.П. Богданчик (2008) обращают внимание на то, что один из основоположников экологической этики О. Леопольд считал её нравственный смысл и цель – формирование нравственных ценностей и критериев вокруг двух стержней: чувства времени, перешагивающего рубеж одного человеческого поколения и предполагающего заботу о природных условиях существования будущих поколений, и чувства любви и сострадания к природе.

Обращенность в будущее базируется на ряде специфических моральных принципов, норм и ценностей, которые должны лежать в основе наших обязательств перед будущими поколениями, имеющими право на достойную жизнь. Это, в частности:

а) принцип хронологической объективности, запрещающий игнорировать интересы индивидуумов из-за их временного, пространственного или идеологического отдаления;

б) понятие «долг перед потомками», предполагающее решение ряда проблем:

- проблем, в рамках которых определяется само существование подобного долга перед будущими поколениями, чье присутствие в современной жизни невозможно сделать актуальным: они существуют пока лишь в виде возможностей;

- нормативно-этических вопросов, затрагивающих конкретные права предполагаемых потомков по отношению к нам, идеал того социума, который мы стремимся создать для них;

- проблемы обоснования приоритета обязанностей перед будущим в случае его столкновения с нашими современными нуждами;

- практических проблем, связанных с воплощением в жизнь социальных программ ответственности перед будущими поколениями сегодня.

в) нормы-императивы диалога с будущим, включающие в себя:

- необходимость отказа от любых действий, которые могут подорвать возможность существования будущих поколений;

- приоритет ответственности перед потомками при принятии решений, касающихся здоровья человека и состояния природной среды;

- недопустимость нанесения ущерба будущим поколениям в интересах ныне живущих людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: