Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Лекция 9.03.2013




1. Нейрон. Особенности строения и функции.

2. Афферентные нейроны. Афферентация и ее роль.

3. Рецепторы: строение, функции. Формирование афферентного залпа. Тельца Пачини, мышечные веретена, хеморецепторы.

4. Эфферентные, вставочные нейроны.

5. Дендриты — рецептивное поле нейрона. Роль шипиков.

6. Аксон и аксональный транспорт (быстрый и медленный, антероградный и ретроградный).

1. Разнообразие нейронов. У всех есть сома и аксон. Дендриты есть не у всех.

Различия нейронов по форме/строению:

- различие по форме сом

- по наличию/отсутствию дендритов (густоветвистые/маловетвистые, с шипиками/без шипиков)

- аксоны различаются по ветвлению в конце

Различия нейронов по функциям:

- от рецепторов к ЦНС

- передают сигналы из ЦНС к органам-эффекторам

- от афферентных к эфферентным нейронам в самой ЦНС

- возбуждающие и тормозные

Различия по хим. составу:

- разные белки

- разные липиды

- разные медиаторы

Задачи нейронов: восприятие, обработка, хранение, извлечение и передача сигналов другим клеткам или эффекторам.

Отличия нейронов от других клеток:

- очень чувствительны к уровню глюкозы в крови (возможна гипокликемическая кома, норма 0,11%; инсулин повышает проницаемость клеточных мембран для глюкозы)

- гематоэнцефалических барьер

- в них синтезируется специфич. РНК

- не происходит редупликация ДНК

- доля генов, способных к транскрипции, доходит до 40% (гены позволяют нервной клетке менять функции)

- в каждой нервной клетке до 1000 специфических белков

- уникален липидный состав нейронов

- очень зависят от уровня кислорода в крови

2. Афферентные нейроны (АН).

См рисунок 1. Любой АН начинается с рецептора. Есть округлая сома. От нее идет коротенький отросток-аксон. Делится на 2 веточки: одна образует рецептор на периферии, другая входит в ЦНС. В рецептор поступает информация — энергия внешнего стимула. В рецепторе происходит преобразование энергии внешнего стимула в нервный импульс.

Как определить, к чему чувствителен тот или иной рецептор? На нерв (языка лягушки, например) накладывают электроды и следят, что возникает, когда капают соленое/сладкое и тп. Рецептор — воздействие на рецептор раздражителем — возникновение афферентного залпа (потока нервных импульсов). Частота нервных импульсов отражает, насколько сильна реакция на раздражитель + меняется латентный период — период от стимуляции до возникновения первого импульса. Детье изучал вкусовые детекторы у мясной мухи.

Тельце Пачини. См рисунок 2. С разной силой прикасаются к нему.

Мышечное веретено. Рисунок 3. Рецептор растяжения: его помещают между двух стоек, одну начинают отодвигать, веретено растягивается, мембрана афферентного волокна деформируется, в нервном волокне возникает поток нервных импульсов. Чем больше растягивают — тем частота биопотенциалов выше.




Сома АН не принимает участия в передаче сигнала. Там ядро, которое регулирует все метаболические процессы, обеспечивает жизнедеятельность нейрона.

4. Эфферентные (ЭН) и вставочные нейроны. Имеют сходное строение. См рисунок 4. Основную роль в восприятии, формировании информации выполняет мембрана сомы (!). Шипики — морфофункциональные образования.

Задачи ЭН:

- передача инфы от ЦНС к органам-эффекторам

2 типа ЭН:

- перенос информации к скелетным мыщцам (соматическая НС)

- те, которые из боковых рогов — вегетативные нейроны, передача информации к внутренним органам

Вставочных (промежуточных) нейронов больше всего в ЦНС. Не имеют длинных отростков, которые не выходят за пределы ЦНС. Предают информацию от АН к ЭН.

Шипики возникают, когда НК активно работает, то есть воспринимает информацию. На шипиках заканчиваются отростки других нервных клеток. От шипиков - дендриты - мембрана сомы (там формируется или процесс возбуждения, или торможения — решается только здесь); если возникает возбуждение, аксон передает информацию к аксонной терминали, дальше или вставочный нейрон, или орган-эффектор. Если торможение, то в аксоне ничего не возникает. Шипики очень чувствительны к уровню кислорода, алкоголю и тп; но могут восстанавливаться. Шипики формируются при общении ребенка с окружающей средой.

5. Дендриты занимают 90% площади нейрона, воспринимают информацию от других нейронов, поэтому их называют рецептивным полем нейрона.



Если пережать аксон, возникает набухание. Что-то синтезируется в соме?

Да, в стенках микротрубочек есть белок тубулин (обеспечивает сокращение мышечного волокна), то есть они сокращаются, обеспечивая движение разных веществ, которые синтезируются в соме. Нейрофиламенты: сокращения в микротрубочках помогают двигаться веществам и в них. Микрофиламенты: транспорт медиаторов (сома синтезирует). Такой транспорт — антероградный.

В обратном направлении тоже транспортируются вещества — это ретроградный транспорт (от аксонной терминали к соме).

Патологии мозга при нарушениях антероградного транспорта:

- Если витамина Б1 не хватает, возникает болезнь бери-бери (плохо сокращается скелетная мускулатура) — это из-за нарушения антероградного транспорта.

- болезнь Альцгеймера: микротрубочки и нейрофиламенты скручиваются в пучки, транспорт не совершается, нейрон не работает.

Нарушения ретроградного транспрота:

- полиомиелит: вирус проникает в тела мотонейронов, наступают параличи (скелетные мыщцы не сокращаются).

- ботулизм — бактерия в консервах (попадает с землей) — ретроградный транспорт бактерий, отсутствие торможения в мозге, вплоть до судорог, может произойти остановка дыхания.





Дата добавления: 2014-02-24; просмотров: 330; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9701 - | 7551 - или читать все...

Читайте также:

  1. CRM - забота о потребителе. Лекция: КИС нового поколения
  2. III курс. Лекция № 4 «Ведение физиологических родов»
  3. IV. Амортизация (только на реновацию) ОПФ (см. лекция ОПФ)
  4. Анализ производительности труда. Лекция 6. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов и фонда заработной платы
  5. Анализ производительности труда. Лекция 6. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов и фонда заработной платы
  6. Аналитическая химия - лекция №6
  7. Антонов А.И., Борисов В.А. Лекции по демографии. М., 2011. Лекция 7. С. 373-416
  8. Базы данных. Коллекция аналогична очереди с той лишь разницей, что извлекается элемент по принципу последним пришел-первым обслужен
  9. Безработица. Лекция 4. Безработица. Инфляция
  10. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК К ЛЕКЦИЯМ №1, 2
  11. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК К ЛЕКЦИЯМ №3, 4
  12. Биологическое оружие. ЛЕКЦИЯ № 7. Биологическое оружие и обычные средства поражения


 

18.210.24.208 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.