Введение. («волк и козлята», «маша и медведь»

С ДЕТЬМИ 3-4 ЛЕТ

ЗАНЯТИЙ ПО СКАЗКАМ

КОНСПЕКТЫ КОМПЛЕКСНЫХ

(«Волк и козлята», «Маша и медведь»,

«Кот, петух и лиса», «Три медведя»,

«Заюшкина избушка», «Снегурушка

и лиса», «Как коза избушку

построила»)



Санкт-Петербург

«Паритет»


УДК 373 Б82

Все права на данное издание принадлежат издательству «Паритет». Воспроизведение материала в любой его форме возможно только с письменного разрешения правообла­дателя. Попытки нарушения будут преследоваться по Закону РФ об авторском праве.

Рисунки О. Н. Лавру хиной, И. С.Авдеевой, И. И. Бураковой,А. П. Голованова, Е. П. Кузнецовой, И. Г. Лебедевой, С. В. Литвина, Т. А. Панкевич

М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина

Б82 Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 3-4 лет.— СПб.: Па­ритет, 2006.—112 с. + цв. вкл.

18ВЫ 5-93437-265-3

Конспекты комплексных занятий построены на материале сказок, реко­мендованных «Программой воспитания и обучения в детском саду» под ре­дакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой: «Волк и козля­та», «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса», «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Снегурушкаи лиса», «Как коза избушку построила».

По каждой сказке составлены три занятия: слушаем, рассказываем и по­казываем сказку. Занятия имеют свои цели (воспитательные, обучающие, развивающие). Они сопровождаются иллюстрациями и образцами пособий. В Приложении приведены карточки для глобального чтения.

Задания, игры, упражнения содержат основные разделы дошкольного обучения. Методическое пособие адресовано воспитателям и логопедам дет­ских дошкольных учреждений. Многие занятия могут провести и родители, стремящиеся к всестороннему развитию своих малышей.

УДК 373


I8ВN 5-93437-265-3


© М. Г. Борисенко, 2006 © Н. А. Лукина, 2006

© А. С. Андреев, оформление обложки, 2006 © Редакционная подготовка. Издательство «Паритет», 2006


Сказка является наиболее доступным материалом для развития психической деятельности ребенка. Мир сказки чудесен, он уникален и неповторим по своим возможностям. Сказки для детей младшего возраста (3-4 года) просты, носят цикличный характер — многократное повторение сюжета с небольшим измене­нием. Эта особенность народных сказок позволяет ребенку лучше запомнить сю­жет и развивает память. Именно сказки помогают пробудить интерес к слову.

В сказке подробно излагается схема последовательно выполняемых действий. Это очень важно для ребенка, ведь чтобы усвоить связь между причиной и следствием, ему необходимо прослеживать каждый шаг от на­чала пути до его завершения.

Предложенный материал комплексных занятий позволяет поиграть в сказку. Приведенный текст сказок сопровождается предметными и сю­жетными картинками, на цветной вклейке помещены изображения пер­сонажей сказок для вырезания и обыгрывания, а также сюжетные картинки к сказкам, на которые персонажей можно накладывать или выставлять. По каж­дой сказке составлены три занятия. От занятия к занятию предлагаемые зада­ния усложняются, игра проводится несколько раз (три занятия — три раза, с эле­ментом новизны и постепенным усложнением материала).

В занятия включена методика глобального чтения — чтение целыми слова­ми. Ребенок учится узнавать слова на карточках целиком, не вычленяя отдель­ные буквы. Сначала ребенок находит «такую же» карточку, как у взрослого, за­тем— находит написанное слово по просьбе: «Где коза? Дай!» Постепенно запоминаемых слов будет все больше. Малыш:, получающий дополнительную информацию в виде графических образов-слов, начинает быстрее развиваться, потому что он быстрее анализирует воспринимаемую информацию, перерабаты­вает и усваивает ее. Предложенные игры — только часть методики глобального чтения.

Дети младшего возраста способны запоминать значительные отрывки из лю­бимых произведений. Их внимание становится более устойчивым, повышается

интерес к окружающим явлениям и предметам, мышление носит наглядно-дей­ственный характер, поэтому мы предлагаем выполнять задания по сюжету сказ­ки; подчеркивать предметы, принадлежащие к одной группе (посуда, одежда) и т. д. Дети могут концентрировать внимание более продолжительное время, и в этом им помогут игры с героями сказок, которым ребенок помогает находить выход из разных лабиринтов, находить отличия или тождества.

Ребенок 3-4 лет усваивает знания при многократном повторении. В то же время он не любит однообразной деятельности, от которой быстро устает. Поэто­му игры расположены именно в такой последовательности. Вы можете сами при­думать виды усложнений, которые будут интересны для вашего ребенка и соот­ветствуют возможностям именно вашего малыша, выбирать занятие такого уровня сложности, чтобы оно было посильно, интересно и увлекательно для каж­дого ребенка. Перед проведением игры внимательно ознакомьтесь с ней, выпол­ните все рекомендации, «проиграйте игру про себя», продумайте все нюансы, чтобы каждый из этапов игры плавно перетекал от одного к другому без задер­жек и поисков необходимых атрибутов для игры. Подвижные игры (имитация движений животных) вызывают эмоционально-положительный настрой у ре­бенка, помогают снять напряжение. Учитывайте способности и возможности ре­бенка!

Сказка служит наилучшим материалом для игры-инсценировки. Играя, ре­бенок способен понять и оценить поступки героев сказки, осудить поступки от­рицательных героев, оценить собственные действия и действия других людей. В сказках герои бывают плохие и хорошие — ребенок всегда хочет взять на себя роль положительного героя. Ребенок уже способен перенести полученные зна­ния в повседневную жизнь, это помогает ему регулировать свое поведение, нала­живать отношения со сверстниками и взрослыми. Ребенок начинает овладевать нормами и правилами поведения, у него формируются представления о том, что хорошо, а что плохо.

В младшем возрасте продолжает развиваться половое различие. При инсце­нировке сказок дети выбирают героев сказки по половому признаку — девочки хотят взять на себя роль лисички, белочки, Машеньки, а мальчики — роль зай­чиков, медведей, Ванечки.

Развивается речь, обогащается словарь за счет имен существительных, при­лагательных, глаголов, местоимений, наречий. Язык сказки ритмичен, слова зарифмованы, героям даны определения — это также позволяет ребенку обога­тить словарь и лучше запомнить и понять содержание сказки. С развитием речи у ребенка начинает развиваться мышление. Слова для него уже носят обобщаю­щий характер. Продолжают формироваться элементарные математические пред­ставления. Дети учатся находить один предмет и много предметов, сравнивать группы предметов * определять, каких предметов больше. Дети могут соотнести, найти по просьбе и обозначить словом цвет, форму и величину предметов.

Игра-занятие может длиться до 20 минут. Но основной критерий при опреде­лении времени проведения игры — заинтересованность вашего малыша и его по­ложительный эмоциональный настрой, созданный вами до и во время занятия. Ребенка этого возраста привлекает только то, что ему нравится, что представля­ет для него наиболее значимый интерес.

Занимаясь с ребенком, чутко прислушивайтесь к его настроению — никогда не настаивайте на продолжении игры, если малыш устал, не в настроении или

если игра ему не нравится. Приступайте к занятию только тогда, когда ребенок ничем не занят. Постарайтесь расположить к себе малыша прежде, чем начнете игру, настройте его на игру. Проводите игру на повышенном эмоциональном фо­не. Настройтесь на веселый и сказочный лад: пусть мышка пищит, а медведь го­ворит басом. Рассказывайте выразительно, не торопитесь. Ваша речь должна быть образцом для подражания.

Основой обучения является развитие восприятия — формирование умений вслушиваться в речь, понимать ее содержание, а также сосредотачиваться, «на­страиваться» на восприятие речи. Следует помнить правило: «Нельзя говорить в пространство». Бесполезно говорить, пока ребенок не настроился на воспри­ятие речи.

В раннем возрасте дается только положительная оценка работы детей. Назо­вите каждого ребенка по имени и похвалите его.

Все сказки рекомендованы «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой (Москва, 2004). В книге «Хрестоматия для маленьких» эти сказки обозначены звездочка­ми (*). Это значит, что они рекомендованы для обязательного чтения детям млад­шего возраста (3-4 года).

Надеемся, что разработанные нами игры помогут развитию у вашего ребенка правильной речи, лексики, логики, мышления и кругозора, уверенности в себе и других положительных качеств психической деятельности.

ЖЕЛАЕМ ВАМ УСПЕХА!


Волк и козлята

Жила-была коза с козлятами. Уходила коза в лес есть траву шелковую, пить воду студеную. Как только уйдет — козлятки запрут избушку и сами никуда не выходят.

Воротится коза, постучится в дверь и запоет:

Козлятушки, ребятушки,

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мать пришла — молока принесла.

Бежит молоко по вымечку,

Из вымечка — по копытечку,

Из копытечка — во сыру землю!

Козлятки отопрут дверь и впустят мать. Она их покормит, напоит и опять уйдет в лес, а козлятки запрутся крепко-накрепко. Волк подслушал, как поет коза. Вот раз коза ушла, волк побежал к избушке и закричал толстым голосом:

Вы, детушки! Вы, козлятушки!

Отопритеся,

Отворитеся.

Ваша мать пришла — молока принесла.

Полны копытцы водицы!

Козлята ему отвечают:

— Слышим, слышим, да не матушкин это голосок! Наша матушка поет тоню­сеньким голосом и не так причитывает.

Волку делать нечего. Пошел он в кузницу и велел себе горло перековать, что­бы петь тонюсеньким голосом. Кузнец ему горло перековал.

Волк опять побежал к избушке и спрятался за куст. Вот приходит коза и стучится:

Козлятушки, ребятушки,

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мать пришла — молока принесла.

Бежит молоко по вымечку,

Из вымечка — по копытечку,

Из копытечка — во сыру землю!

Козлята впустили мать и давай рассказывать, как приходил волк, хотел их съесть.

Коза накормила, напоила козлят и строго-настрого наказала:

— Кто придет к избушечке, станет проситься толстым голосом да не перебе­
рет всего, что я вам причитываю, дверь не отворяйте, никого не впускайте.

Только ушла коза — волк опять шасть к избушке, постучался и начал причи­тывать тонюсеньким голосом:

Козлятушки, ребятушки,

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мать пришла — молока принесла.

Бежит молоко по вымечку,

Из вымечка — по копытечку,

Из копытечка — во сыру землю!

Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу и всех козлят съел. Только один козленочек схоронился в печке.

Приходит коза. Сколько ни звала, ни причитывала, никто ей не отвечает.

Видит — дверь отворена. Вбежала в избушку — там нет никого. Заглянула в печь и нашла одного козленочка.

Как узнала коза о своей беде, так села она на лавку — начала горевать, горько плакать:

Ох вы, детушки мои, козлятушки!

На что отпиралися-отворялися,

Злому волку доставалися?

Услыхал это волк, входит в избушку и говорит козе:

— Что ты на меня грешишь, кума? Не я твоих козлят съел. Полно горевать,
пойдем лучше в лес, погуляем.

Пошли они в лес, а в лесу была яма, а в яме костер горел. Коза и говорит волку:

— Давай, волк, попробуем, кто перепрыгнет через яму.

Стали они прыгать. Коза перепрыгнула, а волк прыгнул да и ввалился в го­рячую яму.

Брюхо у него от огня лопнуло, козлятки оттуда выскочили, все живые, да — прыг к матери! И стали жить-поживать по-прежнему.

ЗАНЯТИЕ 1

Тема занятия: слушаем сказку «Волк и козлята»

Предварительная работа: подберите персонажей из настольного кукольного те­атра; вырежьте героев сказки (см. вклейку, рис. 1-8) и наклейте их на картон или плотную бумагу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: