Кот, петух и лиса

Ход занятия

Цели занятия

Ход занятия

Цели занятия

Воспитательные — продолжать воспитывать учебные навыки; отвечать на вопросы по тексту; сопереживать героям сказки.

Обучающие — продолжать совершенствовать общую и мелкую моторику; ак­тивизировать словарный запас за счет имен существительных (чаща, деревня, короб, овражки); прилагательных (умная, находчивая); пересказывать сказку, договаривая фразу.

Развивающие — продолжать развивать зрительное внимание, память; разви­вать способности в замещению, умение читать графические рисунки (символы).

Оснащение:

— мяч;

— фланелеграф;

— фигурки персонажей сказки из настольного кукольного театра;

— карточки для глобального чтения в двух экземплярах (см. Приложение) со словами «дед», «Маша», «баба», «медведь»;

— пирожки из пластилина;

— корзиночки по количеству детей;

— красивый платок;

— карточки с цифрами.

1. Организационный момент. Предложите детям отправиться в гости к Ма­шеньке. Прочтите рифмовку:

Друг за другом мы встаем, В гости к Машеньке пойдем.

Предложите детям идти тихонько (на носочках) до стульчиков так, чтобы их шаги не услышал медведь. Попросите детей сесть на стульчики.

2. Совместное рассказывание сказки. Предложите детям вместе вспомнить и рассказать сказку «Маша и медведь».

Возьмите разноцветный мяч и начните рассказывать сказку. Закончив логи­чески завершенной отрывок, передайте мяч ребенку, сидящему справа, и предло­жите ему продолжить рассказ (ребенок должен рассказать 1-2 предложения из текста сказки). Во время рассказа выставляйте на фланелеграф тех персонажей сказки, о которых в данный момент рассказывает ребенок.

Если у ребенка возникает затруднение, помогите ему — закончите начатую им фразу или задайте наводящий вопрос.

3. Развитие зрительного внимания. Глобальное чтение. Предложите детям поиграть с карточками. Выставьте на стол персонажей сказки. Возьмите одну карточку, прочтите слово. Подложите карточку под фигурку, название которой она обозначает.

Разложите на столе второй экземпляр карточек. Предложите одному из де­тей найти «такую же» карточку (с таким же словом). Попросите «прочесть» на­писанное слово и подложить ее к «такой же» карточке, лежащей около фигурки персонажа.

Продолжайте игру, пока все карточки, лежащие на столе, не будут разложе­ны по местам. Если ребенок допустил ошибку, предложите ему исправить ее са­мостоятельно. Количество карточек зависит от возможностей группы.

4. Развитие конструктивного праксиса и мелкой моторики. (Конструирова­ние из палочек.) Вспомните вместе с детьми о том, куда Машенька складывала пирожки, которые приготовила для бабушки и дедушки (в короб). Предложите найти и показать короб, который медведь несет в деревню. Спросите, где нахо­дится короб (на спине).

Расскажите о том, что короб Машеньки прохудился.

Предложите детям помочь Машеньке выложить из палочек новый короб для пирожков по образцу. Положите перед каждым ребенком образец для выклады­вания короба из счетных палочек (см. рис. 12).

Если ребенок затрудняется в выполнении работы, возьмите палочки и выло­жите из них короб около образца. Предложите ребенку выложить такой же ко­роб.

Задание можно усложнить, предложив детям выложить короб из другого ма­териала (зубочисток, спичек или палочек меньшей величины). Если задание вы­зывает у ребенка затруднение, нарисуйте короб на листе бумаги и предложите ребенку наложить палочки на образец, нарисованный на бумаге, и только после этого выложить рядом с образцом.

5. Сосчитай и назови. Заранее поставьте на стол корзиночки с пирожками и накройте их красивым платком.

Обратите внимание детей на то, что на столе есть что-то, накрытое красивым платком.

Предложите детям подойти и спросите их о том, что бы это могло быть? Вы­слушайте предположения детей.

Поднимите платок и предложите каждому ребенку взять по одной корзинке и сесть с ней на ковер.

Предложите детям сосчитать пирожки, лежащие в каждой корзинке. По­просите назвать их количество и найти на полянке карточку с цифрой, соответст­вующей данному количеству, и положить ее в корзинку.

Например: в корзине 5 пирожков. Ребенок пересчитывает их. Называет их количество: «У меня в корзине пять пирожков. Вот цифра пять. Я положил циф­ру пять в свою корзину». Следите за тем, чтобы ребенок согласовывал существи­тельное «пирожки» с числительными «два», «пять» (два пирожка, пять пирож­ков).

Игру можно повторить, предложив детям поменяться корзинками.

6. Закончи фразу. Предложите детям поиграть. Объясните правила игры:
«Я начну фразу. Вы внимательно ее прослушайте и закончите, подобрав слово,
противоположное по значению».

Малина сладкая, а лимон — какой? —... (кислый). Черника черная, а неспелая земляника — какая? —... (белая). Маша маленькая, а медведь — какой? —... (большой). Корзиночка маленькая, а короб — какой? —... (большой).

7. Подведение итогов занятия. Положительно оцените работу детей.

ЗАНЯТИЕ 3

Тема занятия: показываем сказку «Маша и медведь»

Предварительная работа: подготовьте мнемокарту (см. рис. 13) для пересказа сказ­ки — разрежьте картинки по пунктирной линии и склейте их в одну ленту по порядку.

Воспитательные — продолжать вырабатывать умение подражать; учить со­гласовывать свои действия с действиями других детей.

Обучающие — совершенствовать общую и мелкую моторику детей; обогащать словарь за счет новых имен прилагательных, глаголов; учить использовать в ак­тивной речи предлоги «около», «из».

Развивающие — развивать творческие способности детей; совершенствовать зрительное внимание и память; развивать воображение.

Оснащение:

— куклы бибабо;

— ширма;

— косыночки по количеству девочек в группе;

— шапочки медведей (по количеству мальчиков в группе);

— мнемокарта (см. рис. 13 ).

1. Организационный момент. Покажите из-за ширмы куклу бибабо Петруш
ку. Скажите:

На спектакль скорей спешите И друзей с собой ведите. Занавес открывается, Спектакль начинается!

Предложите детям аккуратно сесть на расставленные полукругом стульчики.

2. Инсценировка сказки. Скажите детям, что сегодня будет показан спек­
такль «Маша и медведь». Предложите детям стать актерами. Распределите ро­
ли. Наденьте на ручку каждого ребенка-актера куклу и предложите ему занять
место за ширмой.

Скажите, что оставшиеся без роли дети будут зрителями. Расскажите, что зрители должны быть внимательными и громко аплодировать актерам.

Возьмите на себя роль бабушки-рассказчицы. Прочтите логически завершен­ный отрывок сказки. Предложите детям помочь вам рассказать сказку.

Помогайте детям наводящими вопросами или прямым продолжением расска­за текста, который вызывает у детей затруднение.

3. Мимическая гимнастика. Предложите детям выбрать атрибуты для иг­ры— шапочки медведя и платочек Машеньки. Попросите вспомнить и расска­зать о том, какой был медведь. (Неуклюжий, сердитый.) Предложите мальчи­кам надеть шапочки медведей и показать, как ходит медведь. Затем предложите мальчикам показать сердитого медведя (сдвинуть брови, плотно сжать губы, сде­лать сердитым взгляд).

Предложите девочкам надеть красивые платочки. Попросите показать, как Машенька ходит и прыгает. Спросите у девочек, какой характер был у Машень­ки (веселый, покладистый). Предложите девочкам подойти к зеркалу и изобра­зить веселую Машеньку (губы в улыбке, зубки видны, глаза веселые).

Предложите мальчикам поменяться с девочками атрибутами — теперь маль­чики будут Машеньками, а девочки — злыми медведями.

4. Подвижная игра. Предложите детям поиграть в подвижную игру «У медведя во бору». Выберите водящего и наденьте на него шапочку медведя. Предложи­те детям взяться за руки и образовать круг. Поставьте в середину круга стуль­чик. Посадите на него «медведя», который делает вид, что спит, а дети изображают, что рвут ягоды, собирают грибы и поют (или проговаривают текст):

У медведя во бору Грибы, ягоды беру, А медведь не спит, Все на нас глядит! Лукошко опрокинулось, Медведь за ним и кинулся.

«Медведь» просыпается и ловит разбегающихся детей. Водящим становится тот ребенок, которого «медведь» поймал первым.

5. Расскажи сказку. Положите перед каждым ребенком мнемокарту. Предло­
жите ее рассмотреть и назвать изображенные символы. Попросите пересказать
сказку по мнемокарте (совместно со взрослым).

Попросите ребенка вести указательным пальцем по карте (слева направо) и рассказывать сказку по сюжету.

6. Подведение итогов занятия. Положительно оцените работу детей.

Рис. 9. Попробуй, найди


 

 

 






 

 

 



 

 

 










Рис. 10. Ягоды


 

Рис. 11. Машенька в горнице



 

Рис. 12. Образец выкладывания короба из счетных палочек


 

Рис. 13. Мнемокарта


В лесу в маленькой избушке жили-были кот да петух. Кот рано утром вста­вал, на охоту ходил, а Петя-петушок оставался дом стеречь. Уйдет кот на охоту, а петушок все в избушке приберет, пол чисто подметет, вскочит на жердочку, пес­ни поет и кота ждет.

Бежала как-то лиса, услыхала, как петух песни поет, захотелось ей петушино­го мяса попробовать. Вот она села под окошко да и запела:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Выгляни в окошко —

Дам тебе горошку.

Петушок выглянул, а она его — цап-царап — схватила и понесла. Петушок напугался, закричал:

— Несет меня лиса за темные леса, за высокие горы! Котик-братик, выручи меня!

Кот недалеко был, услыхал, помчался за лисой что было силы, отнял петуш­ка и принес его домой.

На другой день собирается кот на охоту и говорит петушку:

— Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай лису, а то она тебя унесет, съест и косточек не оставит.

Ушел кот, а Петя-петушок в избушке все прибрал, пол чисто подмел, вскочил на жердочку — сидит, песни поет, кота ждет.

А лиса уж тут как тут. Опять уселась под окошком и запела:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Выгляни в окошко —

Дам тебе горошку.

Петушок слушает и не выглядывает. Лиса бросила в окошко горсть гороху. Петушок горох склевал, а в окно не выглядывает. Лиса и говорит:

— Что это, Петя, какой ты гордый стал? Смотри, сколько у меня гороху, куда же мне его девать?

Петя выглянул, а лиса его — цап-царап — схватила и понесла. Петушок испугался, закричал:

— Несет меня лиса за темные леса, за высокие горы! Котик-братик, выручи меня!

Кот хоть далеко был, а услыхал петушка. Погнался за лисой что было духу, догнал ее, отнял петушка и принес его домой.

На третий день собирается кот на охоту и говорит:

— Смотри, Петя, я сегодня далеко на охоту пойду, и кричать будешь — не услышу. Не слушай лису, не выглядывай в окошко, а то она тебя съест и косточек
твоих не оставит.

Ушел кот на охоту, а Петя-петушок все в избушке прибрал, пол чисто подмел, на жердочку вскочил и сидит, песни поет, кота ждет.

А лиса опять тут как тут. Сидит под окошком, песенку поет. А Петя-петушок не выглядывает. Лиса и говорит:

— Ах, Петя-петушок, что сказать тебе хочу! За тем и торопилась. Бежала я по дороге и видела: мужики ехали, пшено везли; один мешок худой был, все пшено по дороге рассыпано, а подбирать некому. Из окна видать, вот погляди.

Петушок поверил, выглянул, а она его — цап-царап — схватила и понесла. Как петушок ни плакал, как ни кричал — не слыхал его кот, и унесла лиса петуш­ка к себе домой.

Приходит кот домой, а петушка-то и нет. Погоревал, погоревал кот — делать нечего. Надо идти выручать товарища — наверное, его лиса утащила.

Пошел кот вначале на базар, купил там себе сапоги, синий кафтан, шляпу с пером да музыку — гусли. Настоящий музыкант стал.

Идет кот по лесу, играет в гусельки и поет:

Стрень, брень, гусельки,

Золотые струнушки,

Стрень, брень, гусельки,

Золотые струнушки.

Звери в лесу дивятся — откуда у нас такой музыкант появился? А кот ходит, поет, а сам все лисий дом высматривает.

И увидел он избушку, заглянул в окошко, а там лиса печку топит. Вот котя-ко-ток встал на крылечко, ударил в струнушки и запел:

Стрень, брень, гусельки,

Золотые струнушки.

Дома ли лиса?

Выходи, лиса!

Лиса слышит, кто-то ее зовет, а выйти посмотреть некогда — блины печет. По­сылает она свою дочку Чучелку:

— Ступай, Чучелка, посмотри, кто меня там зовет.Чучелка вышла, а котя-коток ее стук в лобок да за спину в коробок. А сам опять играет и поет:

Стрень, брень, гусельки,

Золотые струнушки.

Дома ли лиса?

Выходи, лиса!

Слышит лиса, кто-то ее вызывает, а отойти от печки не может — блины сго­рят. Посылает другую дочку — Подчучелку:

— Ступай, Подчучелка, посмотри, кто меня там зовет.

Подчучелка вышла, а котя-коток ее стук в лобок да за спину в коробок, а сам опять поет:

Стрень, брень, гусельки,

Золотые струнушки.

Дома ли лиса?

Выходи, лиса!

Самой лисе нельзя от печи уйти и послать некого — один петушок остался. Собиралась она его щипать да жарить. И говорит лиса петушку:

— Ступай, Петя, погляди, кто меня там зовет, да скорей возвращайся!
Петя-петушок выскочил на крыльцо, а кот бросил коробок, схватил петушка

да понесся домой что было мочи. С тех пор опять кот да петух живут вместе, а лиса уж больше к ним и не показывается.

 
 

ЗАНЯТИЕ 1

Тема занятия: слушаем сказку «Кот, петух и лиса»

Предварительная работа: вырежьте героев сказки (см. вклейку, рис. 12-14) и установите их на подставки; подготовьте декорации: на листе ватмана на­рисуйте (наклейте) деревья, дальние леса, реки; на картинке «Яблоки» (см. с. 41) раскрасьте яблоки — 5 красных и 1 золотое.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: