double arrow

Лекция 6. Управление инженерно-изыскательской деятельностью

IV

III

Суть Закона № 315 сводится к тому, что государство практически отрекается от управленческих функций в сфере строительства, в т.ч. в области изысканий; отказывается от таких важнейших рычагов, как лицензирование, нормативное обеспечение, и фактически освобождает себя от ответственности за безопасность строительных объектов.

С 1 января 2009 года согласно Федеральному закону № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», который вступил в силу с этой даты, прекращено предоставление лицензий на осуществление деятельности в области проектирования, строительства и инженерных изысканий (на основании закона «О лицензировании…» 2001 г.). Полная отмена лицензирования произошла с 1 января 2010 года. 2009 год был переходным периодом от государственной лицензионной системы регулирования к саморегулированию в указанных областях деятельности. Таким образом, чтобы компания сейчас могла осуществлять строительную, проектную, инженерно-изыскательную деятельность, она должна получить допуск СРО.

В данном законе приводятся определения и понятия:

ü саморегулирования (самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил);

ü саморегулируемые организации ( некоммерческие организации, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности, исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида);

ü и т.д.

Теперь к осуществлению строительных работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, допускаются только организации, являющиеся членами саморегулируемой организации.

Весь мир давно работает по схеме, при которой основным объектом регулирования в строительстве является специалист, профессионал, делающий все возможное, чтобы не допустить ошибку, за которую он должен будет отвечать. Строительство – это профессиональная деятельность, при занятии которой профессионал не только обеспечивает получение прибыли, но и имеет определенные обязательства перед обществом, поскольку его деятельность может привести к причинению вреда.

Федеральный закон № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12. 2009 года


30 декабря 2009 года был принят Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» № 384-ФЗ, который, считается, осуществляет техническое регулирование в строительной области для обеспечения безопасности зданий и сооружений.

Объектом технического регулирования в настоящем Федеральном законе являются здания и сооружения любого назначения, а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).

Настоящий Федеральный закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования:

1) механической безопасности;

2) пожарной безопасности;

3) безопасности при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях;

4) безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях;

5) безопасности для пользователей зданиями и сооружениями;

6) доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;

7) энергетической эффективности зданий и сооружений;

8) безопасного уровня воздействия зданий и сооружений на окружающую среду.

Содержание и качество данного документа свидетельствует о том, что создание технических регламентов происходит без согласования с самым важным звеном – производителем продукции.

Этот закон в части, относящейся к инженерным изысканиям, носит декларативный характер. Разделы, посвященные инженерным изысканиям, подготовлены явно без участия изыскателей.

В соответствии со статьей 42 закона Правительству Российской Федерации и Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии для обеспечения соблюдения содержащихся в нем требований поручено составить и утвердить 2 перечня:

§ перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента. Утвержден распоряжением от 21 июня 2010 г. № 1047-р. Из 93 документов для ИИ – 13.

§ перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента. Утвержден приказом от 1 июня 2010 года № 2079. Из 133 документов для ИИ – 32.

Перечни содержат более 200 нормативных документов, из которых только около 10% относятся к сфере инженерных (инженерно-геологических) изысканий.

1. СНиП 11-02-96 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения (некоторые разделы)

2. ГОСТ 25100-95 Грунты. Классификация (некоторые разделы)

3. ГОСТ 27751-88 Надежность строительных конструкций и оснований Документ в целом

4. СНиП 2.01.07-85* Нагрузки и воздействия. Общие положения

5. СНиП 22-02-2003 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения Разделы 4-14

6. СНиП 2.02.01-83*Основания зданий и сооружений

7. СНиП 2.02.03-85 Свайные фундаменты

8. СНиП 2.02.04-85 Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах

9. СНиП 2.01.09-91 Здания и сооружения на подрабатываемых территориях и просадочных грунтах. Разделы 1, 2

10. СНиП 2.05.02-85*Автомобильные дороги

11. СНиП 2.05.03-84*Мосты и трубы

12. СНиП 12-03-2001 Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования

1. ГОСТ 5180-84 Грунты. Методы лабораторного определения физических характеристик.

2. ГОСТ 5686-94 Грунты. Методы полевых испытаний сваями.

3. ГОСТ 12071-2000 Грунты. Отбор, упаковка, транспортирование и хранение образцов.

4. ГОСТ 12248-96 Грунты. Методы лабораторного определения характеристик прочности и деформируемости.

5. ГОСТ 12536-79 Грунты. Методы лабораторного определения гранулометрического (зернового) и микроагрегатного состава.

6. ГОСТ 19912-2001 Грунты. Методы полевых испытаний статическим и динамическим зондированием.

7. ГОСТ 20276-99 Грунты. Методы полевого определения характеристик прочности и деформируемости.

8. ГОСТ 20522-96 Грунты. Метод статистической обработки результатов испытаний.

9. ГОСТ 22733-2002 Грунты. Метод лабораторного определения максимальной плотности.

10. ГОСТ 23061-90 Грунты. Методы радиоизотопных измерений плотности и влажности.

11. ГОСТ 23161-78 Грунты. Метод лабораторного определения характеристик просадочности.

12. ГОСТ 23278-78 Грунты. Методы полевых испытаний проницаемости.

13. ГОСТ 23740-79 Грунты. Методы лабораторного определения содержания органических веществ.

14. ГОСТ 24143-80 Грунты. Методы лабораторного определения характеристик набухания и усадки.

15. ГОСТ 24846-81 Грунты. Методы измерения деформаций оснований зданий и сооружений.

16. ГОСТ 24847-81 Грунты. Методы определения глубины сезонного промерзания.

17. ГОСТ 25100-95 Грунты. Классификация. Кроме: Разделы 3-5; приложение А.

18. ГОСТ 25358-82 Грунты. Метод полевого определения температуры.

19. ГОСТ 25584-90 Грунты. Методы лабораторного определения коэффициента фильтрации.

20. ГОСТ 26262-84 Грунты. Методы полевого определения глубины сезонного оттаивания.

21. ГОСТ 26263-84 Грунты. Метод лабораторного определения теплопроводности мерзлых грунтов.

22. ГОСТ 27217-87 Грунты. Метод полевого определения удельных касательных сил морозного пучения.

23. ГОСТ 28514-90 Строительная геотехника. Определение плотности грунтов методом замещения объема.

24. ГОСТ 28622-90 Грунты. Метод лабораторного определения степени пучинистости.

25. ГОСТ 30416-96 Грунты. Лабораторные испытания. Общие положения.

26. ГОСТ 30672-99 Грунты. Полевые испытания. Общие положения.

27. ГОСТ Р 53582-2009 Грунты. Метод определения сопротивления сдвигу оттаивающих грунтов.

28. ГОСТ 31385-2008 Резервуары вертикальные цилиндрические стальные для нефти и нефтепродуктов. Общие технические условия.

Примеры технических регламентов:

  • Технический регламент на табачную продукцию, Федеральный Закон № 268-ФЗ от 22 декабря 2008г.
  • Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей, Федеральный Закон № 178-ФЗ от 27 октября 2008г.
  • Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, Федеральный Закон № 123-ФЗ от 22 июля 2008г.
  • Технический регламент на молоко и молочную продукцию, Федеральный Закон № 88-ФЗ от 12 июня 2008г.
  • Технический регламент о безопасности лифтов. Утвержден Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2009 г. № 782. (вступил в силу с 12.10.2010 г.)
  • Технический регламент о безопасности машин и оборудования, утвержден Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2009 г. № 753.
  • Технический регламент о требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту, утвержден Постановлением Правительства РФ № 118 от 27 февраля 2008г.

План лекции:

I. Общая характеристика саморегулирования в экономике России.

II. Саморегулирование и СРО в области инженерных изысканий.

III. НП СРО «АИИС».

IV. Национальное объединение изыскателей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: