double arrow

I. Общая характеристика саморегулирования в экономике России

Анализ ситуации сегодня показывает удивительную картину. Если раньше (до 2000 года) инженерные изыскания курировал один только Госстрой России (не считая правительственных подразделений), то сегодня к инженерным изысканиям имеют отношение, по крайней мере, десять различных структур, включая ведомства, институты и общественные организации: Минрегион России, Росстрой, Минпромэнерго, федеральное Агентство по техническому регулированию и метрологии, Министерство природных ресурсов, Союз архитекторов, ОАО «ПНИИИС» и т.д.

Сейчас в строительной отрасли (как и в других отраслях экономики) происходит реформа саморегулирования, предписанная федеральным законом 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», вступившего в силу с 1 января 2009 года, и Градостроительным Кодексом РФ в редакции федеральных законов 148-ФЗ и 240-ФЗ и др. законодательными актами.

Плановая экономика
Рыночная экономика
Государственное регулирование
Государственное регулирование
Государственное регулирование
Государственный сектор
Государственный сектор


Частный сектор
Саморегулирование
участие государства

(выдача разрешений на опр. вид деятельности – лицензий,

контроль качества, налоговые сборы)

Саморегулирование – создание саморегулируемых организаций (СРО) в частном секторе экономики.

Данный механизм был позаимствован из зарубежной практики. Впервые термины «саморегулирование» и «саморегулируемая организация» появились в США и Великобритании, где указанные организации возникли в начале 20 века на рынке ценных бумаг. Их появление было обусловлено эволюционным, естественным процессом развития рыночных институтов в экономике, необходимостью упорядочения и регламентации взаимоотношений бизнеса и государства и выработки единых правил и стандартов.

Механизм саморегулирования профессиональной деятельности и соответствующие частные институты во многих развитых странах мира уже давно сложились естественным образом в ходе исторического развития и на сегодняшний день эффективно используются в качестве альтернативы государственному регулированию (государственному лицензированию).

Основная идея саморегулирования в России (как и во всём мире) – переложить контрольные и надзорные функции за деятельностью субъектов (предприятий, организаций) в определенной сфере экономики с государства на самих участников рынка. При этом с государства снимаются явно избыточные функции, и как следствие снижаются бюджетные расходы, а фокус собственно государственного надзора за деятельностью смещался бы в сторону надзора за результатом деятельности. В основе идеи создания СРО в РФ (и в мире) лежит инструмент коллективной ответственности.

Развитие саморегулирования и повышение роли общественных организаций в разработке и реализации социально-экономической политики являются не данью моде, а жестким требованием времени, реалии которого таковы, что без участия бизнес-сообщества государству не наладить эффективного управления экономикой страны и не перейти к инновационному типу развития в долгосрочной перспективе.

Вместе с тем, саморегулирование в России не может быстро и просто заменить государственный контроль. Для этого должно пройти достаточно длительное время, которое потребуется для выработки требований к членам той или иной СРО, сглаживанию возможных недоработок и недочетов в законе, налаживанию системы контроля деятельности и механизмов ответственности.

Саморегулируемые организации возникают в различных областях предпринимательской и профессиональной деятельности в результате роста самосознания участников экономических отношений, что позволяет вытеснить государство из тех сфер регулирования, где его присутствие сегодня представляется излишним и неоправданным.

Статус саморегулируемой организации определен законодательством (ФЗ-315): саморегулируемой организацией может стать только некоммерческое партнерство, которое представляет собой организацию, не имеющую в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

СРО – саморегулируемые некоммерческие организации, объединяющие компании по отраслевому принципу. СРО сами будут отвечать за результаты работы входящих в нее компаний с обязательным страхованием ответственности.

Иными словами, СРО, объединяющие юридические лица и индивидуальных предпринимателей, либо субъектов профессиональной деятельности одного вида, сами устанавливают правила ведения хозяйственной деятельности в своей отрасли, контролируют их соблюдение и применение санкций к нарушителям. Этим обеспечивается минимальное вмешательство государства в рыночную деятельность.

СРО представляют собой некий коллективный бренд. И это давно принято и опробовано за рубежом. Например, ни один человек, даже имея специальное образование, не может называться архитектором, если не состоит в соответствующей организации. Так, в западных странах только членство в профессиональном сообществе дает потребителям гарантию того, что нанимаемый ими специалист действительно квалифицированный, действительно знает и соблюдает определенные стандарты деятельности. Профессиональные объединения, в свою очередь, заботятся о том, чтобы в их ряды вступали только квалифицированные специалисты, имеющие и хорошее образование, и опыт работы. Только это дает определенные гарантии того, что имя СРО будет действительно брендом, знаком качества, которому станут доверять люди.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: