Электродвигателей с помощью обратных связей
Формирование механических характеристик
Формирование механических характеристик электродвигателей с помощью систем обратной связи по току, напряжению и частоте вращения рассмотрим на примере электропривода постоянного тока.
Введение положительной обратной связи по току якоря. Функциональная схема системы представлена на рис. 25.4.
На рисунке приняты следующие обозначения:
- задающий сигнал, - сигнал обратной связи, - сигнал на входе операционного усилителя (ОУ), - сигнал управления на выходе ОУ, - напряжение на выходе преобразователя (П).
Запишем основные уравнения
(25.11)
где - коэффициент согласования напряжений (задающего и обратной связи), - омическое сопротивления шунта (датчика тока), - ток якоря электродвигателя.
(25.12)
где - коэффициент передачи преобразователя, - омическое сопротивление преобразователя, - коэффициент усиления ОУ. Считаем, что ОУ не насыщается.
Уравнение равновесия напряжений обмотки якоря электродвигателя
|
|
(25.13)
где - омическое сопротивление обмотки якоря, - потокосцепление обмотки якоря с потоком возбуждения, - угловая частота вращения якоря.
Приравнивая (25.13) и (25.12) при подстановке (25.11), получаем
откуда
(25.14)
Обозначим:
(25.15)
(26.16)
где - частота вращения идеального холостого хода,
- суммарный коэффициент передачи, имеющий размерность в омах.
Учитывая зависимость окончательно получаем
(25.17)
На рис. 25.5 представлены следующие зависимости :
1 - естественная механическая характеристика электродвигателя,
2 - зависимость при наличии обратной связи ,
3 - зависимость при наличии обратной связи и ,
4 - зависимость при наличии обратной связи и .
Очевидно, что при равенстве и можно получить идеально жесткую механическую характеристику электропривода, однако, даже при незначительном увеличении значения в силу каких-либо возмущений система теряет устойчивость.
Введение отрицательной обратной связи по току якоря. Функциональная схема системы аналогична представленной на рис. 25.4 с той разницей, что напряжения и вычитаются и в цепь обратной связи введен нелинейный элемент УТО (узел токовой отсечки) с передаточной функцией , равной:
Механические характеристики электропривода с отрицательной обратной связью по току якоря и с УТО, описываются зависимостью аналогичной (25.17), но с введением - передаточной функции УТО.
(25.18)
Механические характеристики представлены на рис. 25.7, а.
Механические характеристики электропривода с токовой отсечкой имеют два участка. На первом участке до момента равенства цепь обратной связи оказывается разомкнутой (= 0) и механические характеристики параллельны естественной характеристике, имеющей место при . В момент равенства напряжения обратной связи и опорного = 1 и на вход ОУ подается значительное отрицательное напряжение, вследствие чего управляющий сигнал на выходе ОУ резко падает, падает напряжение и частота вращения электродвигателя. Недостаток этого метода в том, что при больших частотах вращения двигатель оказывается перегруженным. На практике как правило применяют функциональное токоограничение, то есть ток отсечки устанавливают в функции частоты вращения, рис. 25.7, б. Особенно это важно для электродвигателей с постоянными магнитами. Ряд схем упреждающего токоограничения представлен в [88].
|
|
Отрицательная обратная связь по току позволяет стабилизировать момент вращения, отстраиваться от возмущений, связанных с изменением напряжения сети. Однако, частота вращения, при возмущениях момента на валу, токовым контуром постоянной не поддерживается. На практике эта обратная связь, как правило, используется совместно с обратной связью по скорости.
Введение отрицательной обратной связи по напряжению на якоре. Функциональная схема системы представлена на рис. 25.8.
Датчиками напряжения служат делители на базе омических сопротивлений (потенциометров), с которых снимается напряжение обратной связи . Сведения о резистивных датчиках представлены нами в п. 16.8.
Запишем основные уравнения
где - коэффициент согласования напряжений (задающего и обратной связи), , - полное сопротивление двигателя. Напряжение на выходе преобразователя
или
откуда
(25.20)
Приравнивая уравнение равновесия напряжений обмотки якоря электродвигателя (25.13) и (25.20) получаем
(25.21)
Обозначим:
Тогда, учитывая зависимость , окончательно получаем
(25.22)
Очевидно, что с увеличением , жесткость механических характеристик возрастает. Несмотря на недостатки приводов с обратной связью по напряжению (недостаточная жесткость механических характеристик), они широко используются в промышленности благодаря своей простоте и надежности, в тех случаях, когда нет высоких требований к точности поддержания частоты вращения [114]. На практике обратная связь по напряжению часто применяется совместно с положительной обратной связью по току. Регулятор напряжения, подчиненный регулятору тока, рекомендуется применять в системе авторегулирования с вентильным преобразователем при наличии режима прерывистых токов [97].
Введение отрицательной обратной связи по частоте вращения якоря. Функциональная схема системы представлена на рис. 25.9.
Датчиками частоты вращения являются тахогенераторы, с которых снимается напряжение обратной связи
Для согласования напряжения тахогенератора с напряжением на входе ОУ широко применяются резистивные делители напряжения. Ряд схем делителей напряжения и формул для расчета передаточных коэффициентов представлены в [27]. Простейший делитель напряжения имеет вид, показанный на рис. 25.10.
На рис. 25.10, а показана схема с фильтром высоких частот. Рекомендуется постоянную времени фильтра иметь приблизительно равной [97]. Рекомендации по выбору приведены в п. 25.4. На рис. 25.10, б показана схема гибкой обратной связи по частоте вращения.
Коэффициент передачи делителя .
Запишем основные уравнения системы (без учета влияния фильтра)
(25.23)
(25.24)
Уравнение равновесия напряжений обмотки якоря электродвигателя аналогично (25.13). Приравнивая (25.24) и (25.13) получаем
(25.25)
Откуда
Обозначим:
Тогда, учитывая зависимость , окончательно получаем
(25.26)
Механические характеристики электропривода при различных значениях суммарного коэффициента усиления системы представлены на рис. 25.11.
|
|
Кривая 1 - естественная механическая характеристика, ; 2 - при ; 3 – при .
Очевидно преимущество больших значений . Однако известно, что при стремящемся к бесконечности система становится неустойчивой. Поэтому при больших коэффициентах усиления ОУ регуляторы скорости выполняют обычно ПИ-типа.
Комбинируя различные способы создания обратных связей можно получить различные системы управления электроприводами. Обычно применяют одновременно отрицательные обратные связи по скорости и току якоря, достигая тем самым регулирования при постоянной мощности. Наиболее распространены 2-х и 3-х контурные системы, причем в позиционных электроприводах обязательно присутствует контур положения.
Типовые схемы управления электроприводов можно подразделить на два типа:
- схемы с общим суммирующим усилителем;
- схемы подчиненного регулирования.
Достоинство схем первого типа в простоте системы - на вход усилителя подается алгебраическая сумма сигналов обратных связей. Недостаток - невозможность регулирования координат независимо друг от друга.
В схемах подчиненного регулирования число усилителей равно числу координат. При этом выходной сигнал внешнего контура является задающим сигналом для внутреннего контура, то есть каждый внутренний контур подчинен внешнему контуру Операционные усилители называют регуляторами, соответственно: положения, скорости, тока. Контуры тока и скорости в большинстве электроприводов выполняют с непрерывной системой управления, которую принято называть аналоговой. Внешний контур управления - контур положения в электроприводах роботов и станков с ЧПУ принято выполнять цифрового типа.