Библиография
Заключение
Введение
План
Правоохранительные органы зарубежных стран
1. Судебные системы зарубежных стран
2. Органы прокуратуры зарубежных стран
3. Полиция и спецслужбы зарубежных стран
Введение
Говоря о правоохранительных органах зарубежных стран, хотелось бы отметить, что накопленный опыт создания, функционирования и развития правоохранительных систем в развитых странах может быть весьма полезен как при изучении правоохранительных органов РФ, так и при попытке оптимизации деятельности отдельных звеньев отечественной правоохранительной системы. Под правоохранительными органами зарубежных стран понимают различные государственные органы, которые созданы в целях защиты прав и свобод граждан, материальных и духовных ценностей общества, обеспечения безопасности интересов государства (обеспечения территориальной целостности, суверенитета, национальной безопасности и т. д., т. е. это специальные государственные органы, непосредственно реализующие правоохранительные функции.
1. Судебные системы зарубежных стран
1. Судебная система США разделена между федерацией и штатами и состоит из:
1.1. Федеральных судебных органов, включающих: Верховный суд США; областные апелляционные суды (всего — 11); районные (окружные суды) (от 1 до 3 в каждом штате); особые суды (Федеральный претензионный суд, коммерческий суд (Федеральный суд по делам международной торговли), суд по таможенным делам (Федеральный налоговый суд)); военные и военно-морские суды, а также военно-апелляционный суд при Министерстве обороны США.
1.2. Судебных органов отдельных штатов, традиционно включающих: мирового или полицейского судью или суд магистрата; апелляционный (окружной) суд; верховный (апелляционный) суд штата; специализированные суды, действующие при судах общей юрисдикции или самостоятельно (суды по претензиям к властям штата, по делам несовершеннолетних, по налогам, по земельным спорам, по нарушениям правил дорожного движения, по делам о наследовании).
Судебная власть в США, осуществляемая Верховным судом США и низшими судами, установленными и учрежденными Конгрессом США, распространяется на следующие категории дел: дела, возникающие на основе конституции, законодательства США и международных договоров; споры, в которых США является одной из сторон; между штатами и гражданами другого штата; между гражданами разных штатов; между гражданами одного штата по искам о землях, полученных в дар от различных штатов, а также между штатом или его гражданами и иностранными государствами, гражданами или подданными.
Суды штатов представляют собой суды общей компетенции, рассматривают и разрешают большинство дел.
Судебную систему штата можно представить следующим образом:
1.Верховный суд штата.
2.Промежуточные апелляционные суды.
3.Суды общей юрисдикции (рассматривают дела об опеке, наследовании, разделе имущества между супругами и другие дела).
4.Суды ограниченной юрисдикции (рассмотрение дел, иски по которым оцениваются не более 1000 долл., а наказание за эти правонарушения не превышает 12 месяцев тюремного заключения).
В этой судебной схеме главным звеном являются суды общей юрисдикции штата, поскольку именно они рассматривают и разрешают основную массу дел, подлежащих рассмотрению на территории штата.
Федеральная судебная система представляется несколько иным образом:
1. Верховный суд США.
2. Апелляционные суды.
3. Федеральные районные суды.
Федеральные районные суды рассматривают дела, где сторонами являются иностранные дипломаты, представители и консулы иностранных государств, а также рассматриваются иски штатов друг к другу и различные споры между ними, и другие вопросы. Пределом подсудности дела федерального районного суда является оценка иска по делу, чья стоимость не может превышать 10 000 долл. США.
Кроме перечисленных выше, в США выделяют и отдельные специализированные суды.
К таким можно отнести:
• территориальные суды (суды округов Колумбия, Пуэрто-Рико и др.)
• претензионный суд;
• таможенный суд;
• апелляционный суд по таможенным и патентным делам;
• налоговый суд;
• временный чрезвычайный апелляционный суд;
• военные суды.
При всем многообразии судебных систем развитых европейских государств можно выделить некоторые общие черты:
· подчинение национальных судебных систем стран ЕС высшему органу правосудия – Европейскому суду справедливости (г. Люксембург)
· наличие специальных судов и судов ограниченной юрисдикции; наличие ювенальной юстиции; наличие дисциплинарных и судов чести (меры воздействия к государственным служащим, судьям, адвокатам, нотариусам)
· наличие особых судебных органов для высших должностных лиц государства (президента, министров и членов правительства)
· апелляционный и кассационный порядок пересмотра судебных дел
· переход к «делегированному правосудию», создание большого числа квазисудебных органов, тенденция к рассмотрению гражданских и торговых дел этими органами в досудебном порядке (Квазисудебные органы – это органы, отправляющие правосудие специальными лицами, не являющимися профессиональными судьями. В европейских странах, напр. во Франции, решения выносят непрофессиональные судьи и в советах прюдомов и в паритетных (земельных) трибуналах при активном участии судей Большой и Малой инстанции)
· институт мировых судей и применение суда присяжных
· система прокуратуры, подчиняясь министру юстиции, обеспечивает работу судебной системы на всех ее уровнях
· большое количество судов всех уровней в отношении на душу населения, обеспеченность судов квалифицированными судьями, судебным персоналом, прозрачность и гласность правосудия, публичность заседаний
2. Судебная система Великобритании состоит из:
1). Верховного суда, включающего:
Апелляционный суд (является судом второй инстанции по отношению к делам, подсудным Суду короны и Высокому суду), включает Уголовное отделение и Гражданское отделения;
Суд короны — высший суд по уголовным делам (также является судом второй инстанции по отношению к суду магистрата по уголовным делам);
Высокий суд (является судом первой инстанции по всем категориям гражданских дел, рассмотрение которых не входит в компетенцию судов графств), включает Отделение Королевской скамьи, Канцлерское отделение и Семейное отделение;
2). Окружных судов (суды графств), являющихся судом
второй инстанции по отношению к суду магистрата по гражданским делам;
3). Судов магистрата (суды первой инстанции), рассматривающих гражданские и уголовные дела, максимальный срок лишения свободы за которые не превышает 1 месяца, включающих:
- мировых судей;
- полицейских судей (платные магистраты), выполняющих функции мировых судей в городах;
4). Специализированных судов:
- коронерские суды (рассматривают уголовные дела, связанные с насильственной или внезапной смертью);
- церковные суды по гражданским и административным делам;
- административные суды;
- земельные суды и др.
В Англии и Уэльсе имеются специализированные суды различной компетенции, некоторые из которых носят название трибуналов, что подчеркивает, как правило, их второстепенное значение по сравнению с судами общей юрисдикции. К ним можно отнести Юридический комитет Тайного совета — Judical Committee of the Privy Council (существующий ныне как конституционная фикция), антимонопольный суд (Restictive Practices Court), суд коронера (включая Королевского коронера) (coroners court, inquest), военные суды (courts martial), канонические суды (Ecclesiastical Court), суд протекции (court of protection).
Высшей судебной инстанцией Великобритании является Суд палаты лордов, однако он рассматривает только апелляционные жалобы и практически не рассматривает дел.
Особенностью является деление судов общей юрисдикции (кроме обычного деления по гражданским и уголовным делам) на суды в городе и в графствах. Вызывает интерес наличие огромного числа квазисудебных органов таких как третейские суды, трибуналы по трудовым спорам, трибуналы по административным делам, суды расследования.
3. Судебная система Франции
В соответствии с конституционным принципом разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную судебная система во Франции представлена учреждениями двух типов:
Общие судебные учреждения, находящиеся под контролем Кассационного суда и занимающиеся гражданскими и уголовными делами. Гражданские дела, как правило, не связаны с наказанием; чаще они рассматривают вопросы, связанные с разделом имущества, семейными спорами и др. Уголовные дела наоборот, предусматривают государственное уголовное преследование лица и соответствующее наказание за совершение преступления.
В рамках общих судов выделяют также специализированные суды, рассматривающие исключительно вопросы, относящиеся к их специализации. Так, можно выделить: суды по делам несовершеннолетних; торговые суды; суды по делам социального страхования; высший суд юстиции; суд государственной безопасности; военный суд; морской суд; коммерческий суд; третейский суд и др.
Военная юстиция входит во Франции в общегражданскую. В мирное время решение военных дел находится в совместном ведении трибунала Большой инстанции и специализированного суда присяжных (председатель и 6 заседателей).
Административные судебные учреждения, находящиеся под контролем Государственного совета и разрешающие споры, одной стороной в которых выступает государство и его органы. При возникновении спора о подсудности его призван разрешать специальный конфликтный суд.
В рамках гражданского судопроизводства принято выделять судебные органы двух типов:
• Суд малой инстанции, в компетенцию которого входит рассмотрение дел опеки, попечительства, споров о гражданстве, а также споры о потребительском кредите, оплате жилья, вопросы юридической защиты недееспособных лиц. Решения по делу в суде малой инстанции принимает один судья (его часто называют мировым); как правило, территориальная подсудность суда малой инстанции охватывает несколько кантонов.
• Суд большой инстанции, рассматривающий дела, не относящиеся по подсудности к компетенции суда малой инстанции, а также дела, входящие исключительно в его собственную компетенцию (расторжение брака, усыновление, удочерение, споры о родстве, споры о недвижимости и др.). В суде большой инстанции, состоящем из трех судей, решение принимается коллегиально; территориальная подсудность этого суда по территории охватывает департамент.
В рамках уголовной юрисдикции выделяются следующие виды судов:
полицейский суд, рассматривающий дела небольшой тяжести (наказание не превышает двух дней тюрьмы или штрафа, может быть ограничено лишением водительских прав). Судья принимает решение единолично, а сам полицейский суд по уровню соответствует суду малой инстанции в гражданском судопроизводстве.
уголовный суд, рассматривающий дела о правонарушениях средней тяжести, наказание за которые ограничивается десятью годами лишения свободы, общими работами и др. Он состоит из трех судей, принимающих решение коллегиально. Соответствует суду большой инстанции гражданской юрисдикции.
суд присяжных, рассматривающий дела особой тяжести о преступлениях, наказание за совершение которых предусматривает лишен несвободы вплоть до пожизненного заключения. Дело рассматривается тремя судьями, тремя присяжными заседателями, выбранными путем жеребьевки из числа граждан, не выполняющих судебные функции.
Отдельно среди судебных органов выделяется апелляционный суд, который в свою очередь разделяется на специализированные палаты (по пересмотру общих, торговых, гражданских и уголовных дел), которые рассматривают дела в соответствии со своей специализацией.
Следует отметить также единый кассационный суд, цель которого заключается в выяснении вопросов правильности толкования нормы права при вынесении приговора, соответствия формулировки приговора, вынесенного судьей, этой норме и другие вопросы толкования и реализации закона. Этот суд не рассматривает обстоятельства дела по существу, поэтому в литературе его часто называют «судом над судебными решениями». Включает в себя палату по уголовным делам и палату по гражданским делам.
Административное судопроизводство во Франции ведется судами трех уровней:
1. Административный суд рассматривает все вопросы, связанные с разрешением споров о правоотношениях, субъектами которых являются государственные органы власти, органы местного самоуправления и другие властные органы. Из его компетенции исключаются лишь те дела, которые по подсудности относятся к Государственному совету.
Административный суд выступает в качестве суда первой инстанции по делам, относящимся к его подсудности и создается на территории нескольких департаментов.
2. Апелляционный административный суд представляет вторую инстанцию административного судопроизводства, создается на территории судебно-административных округов.
3. Государственный совет представляет собой суд высшей инстанции по этой категории дел. Государственный совет (консультативный орган при правительстве Франции), возглавляет систему административной юстиции страны. Административные споры рассматриваются в специально созданной секции (отделе), которая выступает в роли апелляционной и кассационной инстанции по отношению к нижестоящим органам административной юстиции. В то же время данная секция (отдел) Государственного совета рассматривает по первой инстанции дела, связанные с жалобами на нормативные правовые акты президента и правительства Франции, а также на решения отдельных министров.
Французским законодательством все профессиональные субъекты судопроизводства относятся к так называемому корпусу магистратуры. В этот корпус включается как судейство, так и прокуратура.
Судей можно охарактеризовать как независимых и несменяемых профессиональных субъектов судопроизводства. Кроме собственно судей в нашем понимании, в магистрат включены судьи по делам несовершеннолетних, чьи полномочия сочетают в себе судейские и социально-педагогические; судебные следователи, основные функции которых заключаются в возбуждении уголовного дела и ведение его вплоть до судебного разбирательства; судьи по надзору и контролю за исполнением судебных решений и приговоров. В рамках судейского корпуса находится и судебная канцелярия, состоящая из секретарей отдельных судов, которые ведут статистику судебных дел, занимаются решением административно-технических и других вопросов.
Конституционный совет представляет собой юридический орган, функции которого, с одной стороны, заключаются в оценке политических функций государства, а с другой — в контроле за конституционностью законов, принимаемых парламентом.
Во Франции к системе общих судов, прежде всего на уровне трибунала малого процесса, примыкает ряд судебных учреждений, специализирующихся на разбирательстве определенной категории дел. К их числу относятся: торговые трибуналы; советы прюдомов; комиссии по социальному страхованию; паритетные трибуналы по земельной аренде (земельные суды); трибуналы по морской торговле и др.
Трибунал по торговым спорам (Le Tribunal de Commerce). Трибуналы по торговым спорам начали свое существование еще на средневековых ярмарках, и с тех пор их деятельность не прекращалась. Компетенция: тяжбы любого рода между коммерческими предприятиями, коммерческие действия между физическими лицами, незаконное учреждение предприятий, споры, возникающие между участниками любых торговых сделок, между членами товариществ, споры по обязательствам коммерсантов, предпринимателей и банкиров, дела, связанные с ликвидацией предприятий, и др.
Сейчас существует 228 коммерческих трибуналов со штатом в 3000 судей—консультантов (les magistrals consultaires), избираемых своими партнерами-предпринимателями. Возраст судей не должен быть менее 30 лет, срок регистрации в Реестре коммерческих и товарищеских организаций не менее 5 лет или исполнять обязанности руководителя не менее 5 лет. В первый раз судья избирается сроком на 2 года, в последующем - на 4 года, но не более одного срока подряд, будучи заменяемым делегированными консультантами, избираемыми на 3 года.
Советы прюдомов, или Советы по трудовым спорам (Le Conseil de Prud'Hommes — совет сведущих людей), призваны примирять и разрешать конфликты, связанные с заключением, исполнением и расторжением индивидуальных трудовых договоров. Они имеются как минимум по одному в каждом департаменте (всего их насчитывается 282).
Этот орган был создан еще при Наполеоне в 1806 году для решения трудовых споров. Свой современный статус (совета) приобрел после реформы 1979 года. Существует 15000 компетентных судей, избираемых на 5 лет по мажоритарной избирательной системе. Возраст избирателей — не ниже 16 лет, судей — не ниже 21 года. Должность судьи факультативна, пропущенные рабочие дни по основной профессии возмещаются. Административная деятельность обеспечивается секретариатом.
В компетенцию данного совета входят все споры по трудовым вопросам, за исключением государственной зарплаты. Все иски составляют стандартную сумму в 23 500 евро. Возможна апелляция в созданный в 1985 году при министре юстиции и министре труда Высший Совет прюдомов.
Председателями советов являются представитель работодателей и представитель работников. В каждом суде 40 судей, разделенных на 5 секций (трудоустройство, торговля, производство, сельское хозяйство, другие области), по 8 судей в каждой, как минимум. Каждое заседание проходит в форме паритетного соетязания (по 2 представителя от работодателей и работников). В случае равного разделения голосов назначается новое заседание под председательством судьи Трибунала малой инстанции.
Судебная система Франции также интересна наличием особых органов – Высокого суда правосудия и палаты правосудия Республики, созданных для рассмотрения дел об импичменте президента, тяжких уголовных преступлений министров в процессе исполнения своих служебных обязанностей.
Представляет собой централизованную, но обоснованно разветвленную и специализированную структуру. В рамках конституционного производства можно выделить:
Конституционные суды земель как суды первой инстанции.
Федеральный конституционный суд в качестве апелляционной и надзорной инстанции.
Представленное этими судами конституционное судопроизводство призвано рассматривать вопросы о конституционности того или иного нормативно-правового акта и правильности его применения на практике. Конституционные суды Германии функционально не слишком отличаются от соответствующего производства в РФ.
В судебной системе Германии выделяют также и административные суды, которые занимаются рассмотрением в судебном порядке вопросов.
· о разрешениях споров между федерацией и отдельными землями;
· о порядке строительства дорог и магистралей, проходящих через территорию нескольких земель;
· о порядке разрешения споров между органами местного самоуправления и федеральными органами власти и другие вопросы.
Все административные суды Германии можно представить следующим образом:
1. Административные суды являются основной единицей и первой инстанцией административного суда, и часто часть дел разрешается именно на этом уровне.
2. Высшие административные суды земель как суды апелляционной инстанции.
3. Федеральный административный суд — кассационная инстанция предыдущих уровней.
Административные суды имеют в своем составе специализированные суды. К таковым мы можем отнести дисциплинарный суд, суд для военнослужащих, суд для медицинских работников, финансовые суды. В литературе такие суды принято называть «профессиональными». Несколько обособленно в системе административных судов располагаются «социальные суды», рассматривающие вопросы, касающиеся социального страхования, вопросы оказания медицинской помощи и др. Следует также сказать, что отдельно выделяются служебные суды, разрешающие вопросы, касающиеся деятельности адвокатов, судей и других лиц, обладающих особым статусом.
В европейских странах получила распространение и система судов по социальным вопросам. Она создана для рассмотрения конфликтов, связанных с социальным страхованием, выплатой пособий безработным и «вернувшимся на родину», оказанием бесплатной или льготной медицинской помощи и т.п. Так, система этих судов в ФРГ возглавляется Федеральным судом, находящимся, как и Федеральный суд по трудовым делам, в г. Касселе. Он состоит из 12 сенатов, в которых рассматриваются кассационные жалобы на решения нижестоящих судов. В каждой из земель ФРГ действует суд земли по социальным вопросам (апелляционная инстанция), а на территории всей страны — 48 судов по социальным вопросам, рассматривающих по первой инстанции все споры, относящиеся к их компетенции. В Федеральном суде по социальным вопросам и соответствующих судах земли дела рассматриваются в коллегиях из трех профессиональных и двух «почетных судей», а в судах низшей инстанции — в коллегиях из одного профессионального и двух «почетных судей». Состав «почетных судей» формируется на паритетных началах: по одному представителю сторон, участвующих в конфликте (от застрахованных работников или безработных и от предпринимателей, от больничных касс и от врачей, обслуживающих больных за счет этих касс, и т.п.).
Система финансовых судов в ФРГ создана главным образом для рассмотрения дел, связанных с уплатой налогов и таможенных сборов. Она включала к 1990 г. Федеральный финансовый суд в Мюнхене и 15 финансовых судов, по одному—два в каждой земле. В Федеральном финансовом суде образовано восемь сенатов, где в коллегиях из пяти профессиональных судей рассматриваются кассационные жалобы на решения финансовых судов исключительно по вопросам права, и только если спор идет о суммах, превышающих 10 000 марок. В финансовых судах, являющихся судами первой инстанции, но по рангу соответствующих высшим судам земли, дела рассматриваются в коллегиях из трех профессиональных судей и двух «почетных судей».
Суды специальной юрисдикции формируются по необходимости на базе окружных судов. Это можно проиллюстрировать на примере специализированных судов по делам земельной собственности в ФРГ. 22 окружных суда, заседая в особом составе, выступают в качестве судов по делам земельной собственности. В компетенцию таких судов входит рассмотрение вопросов, связанных с регистрацией покупок, экспроприацией, арендой земельных участков, земельной рентой и пр. Ряд дел, касающихся отношений в сфере аренды жилья, подсуден по первой инстанции специализированным судам по жилищным вопросам.
Суды общей юрисдикции судебной системы Германии. В уголовной юрисдикции принято выделять следующие ступени судопроизводства:
1. Участковые суды. Это наиболее многочисленные суды, в которых разрешаются дела по преступлениям небольшой тяжести, а решение принимается участковым судьей единолично. В рамках участкового суда можно выделить его специализированные виды, такие как суды по делам судоходства и суды по делам несовершеннолетних, так называемые, молодежные палаты. Первые призваны рассматривать и разрешать дела, возбужденные по поводу нарушения правил судоходства и эксплуатации судов, преступлений, совершенных на территории портовых сооружений и другие дела, а «молодежные палаты» занимаются соответственно рассмотрением дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними или против несовершеннолетних.
2. Суды земель. Высшая ступень судов обще и юрисдикции, где рассматриваются более сложные уголовные дела, также подлежат пересмотру и обжалованию решения участковых судов.
3. Высшие суды земель. Это последняя судебная инстанция в рамках собственно административно-территориальной единицы (земли). В высших судах земель рассматриваются наиболее важные уголовные дела, которые были возбуждены в рамках земли и не затрагивают общегосударственные федеральные интересы. Кроме того, Высший суд земли призван осуществлять пересмотр дел, решения по которым были вынесены судами предыдущего уровня.
4. Самой последней, «федеральной» инстанцией признается Верховный суд Германии.
Что же касается гражданской юрисдикции, то здесь можно выделить не четыре, как в уголовном судопроизводстве, а три ступени прохождения дела, являющиеся также и видами судов гражданской юрисдикции.
Основным звеном также является участковый суд, поскольку именно он разрешает основную массу дел, затем суды земель и верховные суды земель, объединенные и поставленные на один уровень, ну а последней инстанцией гражданского судопроизводства является Верховный суд Германии.
Немаловажно будет отметить, что подсудность часто определяется двумя критериями:
- суммой иска;
- наличием или отсутствием спора между сторонами, который делает невозможным примирение сторон.
Единолично судьей участкового суда может рассматриваться дело, иск в котором в денежном выражении не превышает сумму в 5000 евро, что же до судов второго уровня, то они, выступая в качестве судов как первой, так и второй инстанции, призваны рассматривать дела, сумма иска в которых превышает 5000 евро, а также обжаловать решения участковых судов.
За деятельностью судебных органов в Германии, как и в других правовых государствах, ведется постоянный контроль и надзор. С одной стороны, контроль осуществляют уполномоченные на то органы и должностные лица, например министры юстиции или президенты судов, а с другой стороны, за деятельностью судебных органов следит общественность, чья контрольная функция хоть и признается косвенной, но заставляет прислушиваться судебные органы и должностных лиц судов к общественному мнению. Часто действия органов судебной системы подробно освещают в средствах массовой информации, а это имеет немаловажное значение с точки зрения подконтрольности судебной системы как нормам права, так и нормам общественной морали.
Законодательством судьи приравниваются к «чиновникам особого статуса». Этот статус представляется возможным получить:
· пожизненно, когда судья осуществляет свою деятельность в течение неопределенного срока;
· временно, причем срок полномочий судей строго определен;
· по поручению, когда судья слагает с себя полномочия при разрешении и окончании производства по конкретному делу.
2. Система и компетенция органов прокуратуры (обвинения) зарубежных стран
В современных зарубежных развитых странах органы прокуратуры, как правило, выполняют функции поддержки государственного обвинения в суде и не имеют функций общего надзора.
1. Органы прокуратуры США, так же как и органы судебной системы, состоят из двух подсистем: федеральной прокуратуры и прокуратуры штатов.
Генеральный прокурор (генерал-атторней), возглавляющий федеральную прокуратуру США, как и в большинстве стран с англо-саксонской системой права, одновременно является и министром юстиции страны. В компетенцию федеральной прокуратуры входит возбуждение уголовных дел, поддержание государственного обвинения в суде, прекращение уголовных дел и отказ от государственного обвинения до вынесения вердикта судом присяжных заседателей и др.
Прокуратуры штатов функционируют независимо от органов федеральной прокуратуры, могут иметь различные названия и порядок организации.
2. Органы обвинения Великобритании. Длительный период в Англии не было правоохранительных органов, выполняющих функции прокуратуры. Институт общегражданского обвинения является одним из существеннейших признаков английской системы правосудия. В настоящее время функции обвинения в Англии осуществляет директор публичных преследований и его помощники, назначаемые министром внутренних дел. Непосредственный контроль за их деятельностью осуществляет генерал-атторней. Согласно правилам 1886 г. на Дирекцию (службу) публичных преследований было возложено уголовное преследование:
v по делам о преступлениях, караемых смертной казнью;
v в случаях, если преступление посягает на интересы казначейства (например, фальшивомонетничество);
v по требованию генерал-атторнея или министра внутренних дел;
v во всех остальных случаях, когда необходимость уголовного преследования диктуется государственными интересами;
v в некоторых других случаях.
В Англии нет института судебных следователей. Предварительное следствие также отсутствует, если не учитывать специальных случаев коронерского следствия. В качестве органов предварительной проверки доказательств выступают мировые судьи, полицейские или платные магистраты.
Уголовное преследование в Англии наряду с Дирекцией (службой) публичных обвинений возбуждается (осуществляется):
Ø полицейскими чинами (выступающими в качестве "частных граждан", действующими в интересах короны);
Ø государственными учреждениями и юридическими лицами (в случаях, если преступление посягает на их интересы);
Ø общественными организациями, ставящими своей целью преследование определенного рода преступлений;
Ø частными лицами (через адвокатов).