Двухуровневый канал сбыта
Одноуровневый канал сбыта
Прямые каналы (сбыт осуществляется по цепочке)
а) прямой канал сбыта – от производителя к конечному потребителю. На практике этот вид практически исчез. По прямым каналам осуществляется реализация товара по почте (личная продажа).
+ тесный контакт с покупателем; возможность изменения условий.
- затраты берет на себя непосредственно объект размещения.
Прямой реализации способствуют развитые системы бронирования. Через глобальные системы бронированияможно приобрести билеты на самолет, заказать гостиницу. Системы ориентированы на подтверждение заказа услуг в реальном времени. Критерии подключения: дешевизна; сервис и функциональность; оперативность действий.
б) косвенный канал сбыта – основан на привлечении независимых посредников
для реализации ТП на контрактной основе, то есть договоренности по условиям продажи и уровню цен.
Каналы сбыта характеризуются длиной и шириной: Длина канала сбыта – это число независимых посредников последовательно участвующих в товародвижении. Это выгодно для потребителя, так как при покупке у него есть выбор. Ширина канала сбыта – это число независимых участников на каждом уровне распространения продукции. Ширина канала – это благоприятное условие для производителей, так как снижается финансовый риск «не продаж». Уровень канала сбыта – это любой посредник на пути товародвижения туристского продукта от туристского предприятия к конечному потребителю.
|
|
Производитель ------ Посредник ------ Конечный потребитель
Один посредник – турагент, специализирующийся на продаже ТП, на основе договоров с тур. предприятием.
Производитель-----Оптовое звено-----Розничное звено-----Конечный потребитель
Производителями могут быть: туроператоры, банки, фонды, ассоциации.
Оптовое звено – это туроператор. Розничное звено – это турагент.
Производитель---Представитель в регионе---Оптовое звено----Конечный потребитель
Большинство каналов сбыта строятся по принципу вертикальных маркетинговых систем (ВМС). Использование ВМС обусловлено спецификой ТП. Организовывая свою собственную сбытовую сеть или прибегая к услугам сторонних турагентств, тур. предприятия стремятся сохранить за собой контроль над каналом сбыта и обеспечить его управляемость.
Типы маркетинговых сбытовых систем: Вертикальные маркетинговые системы (ВМС):
1. Корпоративные ВМС (агентское соглашение)
2. Договорные ВМС (генеральные агентские соглашения)
3. Управляемые ВМС (франчайзинг)
Корпоративные ВМС – в ней все последовательные этапы сбыта находятся в единичном владении. Широко развитая собственная сеть продаж, включающая филиалы, представительства в различных регионах. Создание корпоративной ВМС под силу только крупным компаниям, так как требует больших затрат.
|
|
Договорные ВМС – сбыт основан на договорных отношениях между независимыми друг от друга участниками. Самая распространенная в турбизнесе. Участники могут достичь больших коммерческих результатов, при снижении затрат на поддержание каналов сбыта.
Типы договорных ВМС:
Агентское соглашение – на основе взаимных обязательств между предприятием-производителем турпродукта и турагентством.
Обязательства:
- по предоставлению турпродукта;
- ценовая политика
- характер и порядок комиссионного вознаграждения
- система взаиморасчетов
- ответственность
- порядок рассмотрения и удовлетворения претензий
Генеральное агентское соглашение – предоставляются привилегии агенту в реализации ТП туроператором:
- закрепление определенной территории за конкретным турагентом
- предоставление эксклюзивных прав на турпродукт
- предоставление эксклюзивных цен и комиссионных
Генеральное агентское соглашение заключается с агентами-оптовиками, имеющими свою агентскую сеть.
Управляемые ВМС (Франчайзинг) – один из участников канала сбыта занимает превалирующее положение, то есть привилегии. Координация этапов движения продукта к потребителю осуществляется благодаря размерам и могуществу одного из участников.
В последние годы система сбыта ТП приобрела 2 массовые формы:
- традиционную (турфирмы, для которых их деятельность связана с основной, обеспечивающей их жизнедеятельность)
- нетрадиционную (возникают и действуют в отраслях, несвязанных напрямую с въездным и выездным туризмом).Международные авиакомпании. Банки. Страховые общества, торговые дома. Универсальные магазины открывают филиалы по продаже туристских путешествий. Сбыт по телефону (многоканальный).
3 вида распределения ТП: Интенсивное; Исключительное; Селективное.
Факторы, влияющие на выбор канала сбыта:
- потребители
- цели и возможности фирмы
- товар
- конкуренция
- канал товародвижения
- доступность и юридическая организация.