Под каналом распределения понимается ряд организаций или отдельных физических лиц, включенных в процесс реализации продукции (услуг) и, делающий продукты доступными для использования или потребления индивидуальными потребителями или отдельнымиорганизациями. Это путь, по которому товары движутся от производителя к потребителю. Участники канала распределения выполняют следующие функции: собирают и распространяют информацию, стимулируют сбыт, устанавливают контакты, подгоняют продукт под требования потребителей (сборка, упаковка), проводят переговоры, транспортируют и хранят товары.
К участникам канала распределения относятся производители и различного рода посредники.
Производитель может не прибегать к услугам посредников, но в этом случае их функции переходят к нему. Выполнение всех перечисленных функций требует финансовых ресурсов, а при специализации исполнение осуществляется более качественно и с наименьшими затратами. Если производитель действует самостоятельно, то возрастают его издержки, а следовательно, увеличивается цена товара. При передаче ряда функций посредникам издержки производителя, как правило, снижаются.
Посредник — это физическое или юридическое лицо, способствующее установлению деловых связей между производителями продукции, продавцами ценных бумаг, с одной стороны, и потребителями — с другой. Задача посредников состоит в том, чтобы преобразовать ассортимент продукции, выпускаемой производителями, в ассортимент товаров, необходимых потребителям. Производители выпускают ограниченный ассортимент продукции в больших объемах, потребителям же необходим широкий ассортимент товаров в небольших или средних количествах. Выполняя функции канала распределения, посредники закупают у различных производителей большие партии продукции, затем дробят эту совокупность на части, включающие в себя весь ассортимент продукции, необходимой потребителям.
Функции посредников в логистическом процессе можно разделить на три группы:
1) функции обмена (купли-продажи) ̶ базисные функции логистики;
2) функции (операции) физического распределения ̶ ключевые функции логистики;
3) поддерживающие функции (стандартизация качества, финансирование, инфор мационная поддержка, страхование рисков и т.п.).
Посредниками в процессах обмена (купли-продажи) товаров являются оптовые торговые предприятия, биржи, лизинговые компании, аукционы, ярмарки, которыми заключаются многочисленные сделки купли-продажи, аренды.
Посредниками в операциях физического распределения выступают различные специализированные транспортные, экспедиторские, транспортно-экспедиторские фирмы, компании физического распределения, грузовые терминалы и терминальные комплексы, грузовые распределительные центры, предприятия по сортировке, затариванию и упаковке готовой продукции, грузоперерабатывающие и прочие предприятия. Логистические операции, относящиеся к физическому распределению, могут выполняться и торговыми посредниками.
Среди посредников, на которых возлагаются поддерживающие функции, можно назвать предприятия и учреждения финансового сервиса (банки, финансовые компании, клиринговые и расчетные центры и компании), предприятия информационного сервиса, страховые компании, учреждения стандартизации, лицензирования и сертификации.
С точки зрения логистики, именно посредники обеспечивают оптимальную систему товаропотоков, используя рыночный механизм саморегулирования.
При выборе торговых посредников можно руководствоваться системой критериев, приведенной в табл. 6.1.
Существующие каналы распределения предполагают использование трех основных методов сбыта:
♦ прямого, при котором производитель продукции вступает в непосредственные отношения с ее потребителями и не прибегает к услугам независимых посредников.
В прямом канале продвижение товаров создается на базе прямых хозяйственных взаимоотношений с потребителями по схеме: производитель - конечный потребитель. Тот, кто использует продукцию непосредственно для удовлетворения собственных потребностей, является конечным потребителем. Этот вариант используется, когда производитель не хочет отдавать часть прибыли посредникам или когда товар высокодоходный, а спрос на товар высокий. Но этот вариант имеет ограничения по времени, пространству и средствам. Это происходит потому, что производитель продукции заинтересован в поставке транзитных количеств товара исходя из масштаба загрузки транспортного средства - «транзитной нормы».
Таблица 6.1. Критериев выбора торговых посредников
Стратегические критерии | Тактические критерии |
Планы расширения своей деятель ности 2. Ресурсные возможности 3.Управленческая компетентность 4.Охват рынка 5. Желание вступить в партнерство 6. Лояльность отношения | 1.Знание местного рынка 2.Наличие торговых площадей 3.Удобное расположение для потреби- телей 4.Знание продукта 5.Реальные условия оплаты и кредитова- ния 6.Професионализм торговых работников 7.Уровень сервиса |
♦ косвенного, когда организация для сбыта своих товаров прибегает к услугам различного рода независимых посредников, т. е. где присутствует независимый участник товародвижения. При этом производитель лишается части прибыли, но использование посредников позволяет оптимизировать процесс распределения. Благодаря своим контактам и опыту, специализации и спектру деятельности посредники предлагают предприятию больше, чем оно может сделать в одиночку.
♦ комбинированного, при котором в качестве посреднического звена используются организации со смешанным капиталом, включающим средства как производителя, так и другой независимой компании.
Выбор канала товародвижения зависит от финансового состояния фирмы, ее имиджа, производственных возможностей. На выбор канала оказывают влияние количество конкурентов, потребители, их отношение к приобретению товаров, их требования к ассортименту и качеству товара, платежеспособность покупателей и характеристика самого товара.
Для достижения различных целевых рынков производители могут использовать одновременно несколько каналов распределения. В ряде случаев даже для поставки одного и того же товара на один и тот же рынок производитель может параллельно использовать несколько каналов. Главным при этом является обеспечение высокого уровня удовлетворения запросов потребителей при стремлении снизить издержки производственно-сбытовой деятельности. Выделяют три типа распределения : интенсивное, селективное и эксклюзивное.
Интенсивное распределение - метод сбыта, при котором организация стремиться обеспечить запасы своих продуктов в возможно большем числе торговых точек, чтобы они были доступными для потребителей (зубная паста, прохладительные напитки и другие продукты повседневного спроса). Интенсивное распределение предполагает использование разветвленной сети торговых посредников, что может увеличить издержки распределения.
Эксклюзивное распределение - метод сбыта, основанный на реализации продукции через ограниченное число посредников, которым на их территории сбыта дается исключительное право их реализации. В этом случае создается имидж эксклюзивности продаваемого продукта. При этом часто ставится условие, чтобы посредник сбывал продукты только данного производителя. Например, сбыт новых моделей легковых автомобилей, модной женской одежды часто осуществляется на основе эксклюзивного распределения. В этом случае производитель в силу ограниченного числа посредников имеет хорошие возможности по оказанию им поддержки и контроля за уровнем цен и сервиса. Однако потребители в удобном для них месте могут не найти требуемый им продукт.
Селективное распределение - метод сбыта, основанный на реализации продуктов производителей через ограниченное число торговых точек. Селективное распределение занимает промежуточное место между интенсивным и эксклюзивным распределением. Оно позволяет производителю добиваться достаточно широкого охвата рынка при более жестком контроле над ним и с меньшими издержками, чем в случае интенсивного распределения. Производитель может помогать в обучении персонала торговых посредников и осуществлять совместные акции по продвижению продуктов. Например, сбыт телевизоров, мебели в большинстве случаев осуществляется на основе селективного распределения. Численность торговых посредников в данном случае меньше, чем в случае интенсивного распределения.
Каналы распределения можно охарактеризовать по числу составляющих их уровней.
6.7. Уровень канала распределения — это любой посредник, который выполняет ту или иную работу по приближению товара и права собственности на него к конечному покупателю.
При выборе канала распределения определяются его параметры — длина (протяженность) и ширина.
Под длиной канала подразумевают число промежуточных звеньев, выполняющих работу по движению товара от производителя к потребителю.
Ширина канала распределения ̶ это количество посредников на каждом уровне, участвующих в распределении продукции. Если организация производит товары народного потребления, то она может воспользоваться услугами одного оптового покупателя, что определяет узкий канал сбыта, либо различных оптовых покупателей, что означает широкий канал сбыта.
Канал товародвижения, содержащий нулевой уровень, относится к прямому типу каналов, а содержащий большее количество промежуточных уровней ̶ к косвенным каналам. Канал нулевого уровня предполагает прямой контакт производителя с потребителем, без участия посредников. В этом случае потребитель может купить товар непосредственно у производителя.
Одноуровневый канал включает в себя одного посредника. На потребительских рынках этим посредником обычно бывает розничный торговец (например, при продаже продукции с ограниченным сроком реализации), а на рынках товаров промышленного назначения — агент по сбыту, оптовый посредник (при относительно небольшом спросе на товары и нестабильных хозяйственных связях).
Двухуровневый канал включает двух посредников. На потребительских рынках ими обычно становятся оптовые и розничные торговцы, на рынках товаров промышленного назначения — дистрибьюторы и дилеры.
Трехуровневый канал включает, соответственно, трех посредников, чаще всего двух оптовых и одного розничного.
С организационной точки зрения выделяют обычные каналы распределения, вертикальные и горизонтальные маркетинговые системы.
Обычный канал распределения состоит из одного или более независимых производителей, оптовых и розничных торговцев, каждый из которых в независимом бизнесе максимизирует свою прибыль без учета возможности получения максимальной прибыли для данного канала как целого. Этот канал включает в свой состав независимые организации, не имеющие явно выраженных лидирующих позиций и подверженных чаще всего конфликтам.
Вертикальные ̶ это каналы, состоящие из производителя и одного или нескольких посредников, действующих как одна единая система (рис. 6.2). В этом случае один из членов канала либо является владельцем других, либо имеет контракты с ними, или обладает достаточной силой для обеспечения полного взаимодействия. Примером являются компании «Шелл» и «Лукойл», организующие свою деятельность по принципу «от скважины до бензоколонки».
|
|
|
Рис. 6.2.Вертикальный канал распределения |
Каналы распределения с независимыми посредниками называют горизонтальными.
В ряде случаев даже для поставки одного и того же товара на один и тот же рынок производитель может параллельно использовать несколько каналов.