Начало средневековой философии

Начало средневековой философии традиционно именуется апологетикой (от греч. apologia — «защита»), т.е. появлением философов, которые обосновывали верность христианского учения и защищали его от нападок со стороны философов язычников. Наиболее значительными апологетами были Юстин Мученик, Тертуллиан и Ориген. В сущности, апологеты заложили основы христианского богословия. Время расцвета апологетики приходится на II—III вв. н.э. После того, как христианство стало официальной религией, надобность в апологетике отпала.

Апологетику сменила патристика (от лат. pater, patres — «отец», «отцы»), т.е. учение «отцов» или «учителей» церкви. Ее появление совпало с апологетикой, но патристика занималась решением другой задачи — систематизации церковной доктрины. Патристика прошла несколько этапов своего существования:

Первый период (II—III вв.) представлен деятельностью апологетов.

Второй период (IV—V вв.), высшей точкой которого является деятельность кружка «каппадокийцев» (Василий Великий, Григорий Назианзин, Григорий Нисский) на греческом Востоке и Августина на латинском Западе.

Третий период (2-я половина Vв.), когда появляются «Ареопагитики» (сочинения, приписываемые Дионисию Ареопагиту). Для этого периода характерна попытка истолковать мир как систему символов.

Четвертый период (V—VIII вв.) характеризуется стабилизацией догмы, угасанием идеалистической диалектики и кодифицированием наук под эгидой теологии. Этот период заканчивается с появлением итоговых трудов Иоанна Дамаскина, закладывающих основы схоластики.

Остановимся на учении Августина, как одного из видных представителей этого периода.

Августин Блаженный Аврелий (Augustinus Sanctus) (354-430) первоначально увлекался неоплатонизмом и манихейством. В 387 г. принимает христианство, становится епископом Гиппона (396). Августин один из крупнейших теоретиков христианства. Основные его работы «Исповедь» (400), «О граде божьем» (413—426). Произведения и мысли Августина вплоть до XII—XIII вв. были главным источником теологии и философии.

Философия Августина пронизана идеями теоцентризма. Бога, по мнению Августина, нельзя познать, но «он всюду ожидает ищущих его и что несомненнее и яснее его нет ничего». Бог — это некий Абсолют. Мир не является эманацией (нисхождением) Бога. Мир — творение Бога из ничего. Бог — это сверхприродная личность. Августин приходит к утверждению фатализма, но не фатализма античного (зависимость от рока, судьбы), а такого, когда человеческое существование ставится в полную зависимость от божественного провидения.

В своем произведении «Исповедь» он показал противоречивость становление личности с младенчества до своего принятия христианства. Тут Августин выступает как автор доктрины о предопределении — этическое поведение человека обусловлено Богом. Поэтому только им предопределено будет грешить человек или творить добрые дела. Теория предопределения вступила в конфликт с теорией о свободе воли, которая является необходимым компонентом всякой религиозной этики: человек должен нести ответственность за свои поступки.

Августин считал историю человечества периодом между двумя катастрофами — грехопадением и Страшным Судом. При этом он не являлся сторонником хилиазма (веры в тысячелетнее земное царствование Христа). Августин больше интересовался не хронологией, а логикой истории, ее умозрительными вехами, прошедшие из которых засвидетельствованы в истории, а будущие непредсказуемы.

Наиболее полно его представления о сущности человеческой истории раскрыты в произведении «Град Божий». Мир делится на два: «град земной», т. е. государственность, которая основана «на любви к себе, доведённой до презрения к богу», и «град божий» — духовную общность, которая основана «на любви к богу, доведённой до презрения к себе». Развитие Града Божия на земле совершается в параллельном существовании и борьбе двух царств — злого и доброго, дьяволова и Божия (призрачной свободы и благодати) — через всю историю человечества. После Страшного Суда земное царство Божье сольется с небесным, ему же не будет конца. История развертывается как грандиозный процесс воспитания человеческого рода к спасению. Это произведение Августина, написанное под впечатлением взятия Рима в 410 г. ордами Алариха, можно считать первым трудом в области философии истории.

Для восточной патристики наиболее характерно внимание к онтологии и теологии, тогда как западная патристика в большей степени интересовалась вопросами антропологии, психологии, права, этики.

Следующим этапом развития средневековой мысли стала схоластика (лат. scholastica, от греч. scholastikós — «школьный») — подчинение философской мысли теологии, догмату, комментирование произведений т.н. Отцов Церкви, развитие формально-логической проблематики. Схоластика восходит еще к Проклу, а опирается на труды Иоанна Дамаскина.

Схоластику можно разделить на несколько периодов: раннюю (IX — первая треть XIII в.), которая опиралась на догматику, составляя компендиумы из сочинений Отцов Церкви; высокую (период с первой трети XIII в. по середину XIV в.), ставшую особой формой выражения не только религиозных идей и чувств, но и философских; позднюю (период с XIV в. по начало XVI в.), для которой характерно догматизация высокой схоластки и вырождение в спекулятивном отношении.

Что же послужило причиной возвышения схоластики как определенного метода философствования? Можно выделить несколько факторов.

1. Расцвет университетской жизни. Центром интеллектуальной жизни в средние века становятся университеты (а среди них первым — Парижский), где в определенном смысле было допустимо свободомыслие.

2. Активное вторжение в научную жизнь двух орденов: Ордена св. Доминика и Ордена св. Франциска Ассизского, из которых вышло много видных религиозных деятелей и теологов.

3. Знакомство средневековой научной мысли с трудами Аристотеля (метафизика, физика, психология, этика, естественные науки, риторика, поэтика и т.д.) посредством переводов с арабского и греческого языков.

4. Знакомство с арабской и иудейской философской и естественно-научной литературой.

5. Расширение числа трудов Отцов Церкви (прежде всего — греческих).

Для схоластики характерен потрясающий по своей эмоциональной и интеллектуальной напряженности спор об универсалиях (универсалии — общие понятия, общие идеи). Суть полемики состояла в следующем: какое положение занимает понятие «общее» по отношению к понятию «единичное». Основой этого великого спора было противоречие между познавательными установками Платона и Аристотеля. В результате дебатов обозначились три течения:

1) Номинализм (лат. nominalis — относящийся к именам, именной, от nomen — имя). Согласно номинализму реальна лишь единичная вещь, а универсалия — общее имя, имена свойств, классов и отношений не являются собственными именами, а суть только общие имена. Классы не существуют как вещи, а только как мысленные образы или абстракции. Универсалии это имена имён, а не сущности (как для реализма) или понятия (как для концептуализма). Истоки номинализма восходят к античности. Его первые представители в ранней античности — Антисфен и Диоген Синопский, противники «мира идей» Платона, положившие номиналистическую точку зрения в основу этики. В средние века номинализм представляли: Беренгар Турский, Росцелин (представитель крайнего номинализма), Генрих Гентский, А. де Серешаль, Петр Испанский, У. Оккам, Ж. Буридан. Своих последователей номинализм нашел и в более позднее время: Л. Валла, Х. Вивес, Низолий, Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли и Д. Юм.

2) Реализм (от позднелат. realis — вещественный, действительный). Согласно реализму универсалии существуют реально и независимо от сознания.

Проблема универсалий исторически восходит к учению Платона об «идеях», которые, находясь вне конкретных вещей, составляют особый идеальный мир. Общее, по Платону, существует до единичного. Аристотель, в отличие от Платона, считал, что общее существует в неразрывной связи с единичным, являясь его формой. Оба эти воззрения воспроизводились в схоластике: платоновское — как крайний реализм, аристотелевское — как умеренный.

Наиболее значительные реалисты: Иоанн Скот Эриугена (IXв.), Гильом из Шампо, Ансельм Кентерберийский (XI в.) и Аделард Батский (XII в.). Наиболее устойчивым и приемлемым для церкви оказался реализм Альберта Великого и его ученика Фомы Аквинского (XIII в.), синтезировавших идеи Аристотеля, Авиценны и христианской теологии, однако позиция Фомы Аквината более близка концептуализму.

3) Концептуализм (от лат. соnсерtus — «мысль», «понятие») занимал промежуточное положение между реализмом и номинализмом в решении проблемы универсалий и учил, что универсалия — это основанное на реальном сходстве предметов обобщение в понятии.

Наиболее яркими представителями этого направления считаются: Пьер Абеляр, Ибн Сина, Иоанн Дунс Скота, Фома Аквинский. Согласно концептуализму универсалии существуют до сотворенной природы в божественном разуме в качестве «концептов» бога и прообразов единичных вещей, как их идеи; универсалии существуют в единичных вещах как их реальное сходство или их тождественность прообразу (тождественное одному и тому же тождественно между собой); наконец, универсалии существуют как понятия, результат абстракции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: