Основные принципы религиозно-философского мышления и мировоззрения

Тема 7-8. Философия Средних веков и Возрождения

Цели и задачи: определить сущность религиозного мировоззрения, средневекового мировоззрения и мировоззрения эпохи Возрождения, выяснить основные проблемы средневековой философии, проследить их решение, ознакомиться с принципами различных философских школ средневековья, проследить развитие средневековой мысли.

Крушение античности одновременно означало рождение нового типа мышления, связанного, в первую очередь, с христианством. Христиане, гонимые в Риме, в скором времени получили право на исповедование своей религии в 313 г., когда был принят Миланский эдикт о веротерпимости. В 330 г. император Константин основал на месте торгового греческого города Византия «Новый Рим», который впоследствии стал называться Константинополем. Сам Рим пал в V в. н.э. (Византия в 1453) и его крах означал уход античной культуры.

Рим пал под мощными ударами варварских племен (германцы, кельты и др.), которые находились на более низком уровне общественного развития, чем разграбленная ими Империя.

Таким образом, формирование средневековья проходило под влиянием нескольких факторов: следование античной традиции, решающее влияние христианства, оформление государственности у новых народов.

Средневековое общество в своем развитии прошло три этапа:

1) раннее (V—XI), так называемые «темные века», ибо переход от античности к средневековью сопровождался глубоким упадком культуры;

2) развитое (XII—XV);

3) позднее (XVI— середина XVII в.).

Одной из основных черт средневековья, безусловно, является христианское мировоззрение, которое формировалось в условиях богословских спорах, интереса к античной мысли, живой языческой культуры. Что же характерно для христианского мировоззрения?

Здесь мы можем выделить следующие четко проявляющиеся компоненты, принципы религиозно-философского мышления и мировоззрения:

Креационизм (от лат. creatio — творение) — принцип, согласно которому мир сотворен Богом из ничего, посредством лишь собственной благой воли. Отсюда его другие наименования: Создатель, Творец.

Провиденциализм — Бог правит миром, человеком и человеческой историей. В принципе, человеческая история напрямую зависит от воли Создателя.

Теоцентризм — Бог является центром мира, источником существования всего. К нему все стремится и он все определяет. Бог — источник всякого блага, красоты, жизни. Поэтому высшей наукой является теология, затем философия, затем остальные науки.

Антропоцентризм — человек является высшим творения Бога, создан по его подобию и образу. При этом природа человека двойственна: с одной стороны, он является венцом творения Бога, с другой стороны, на человечестве лежит несмываемая печать первого греха.

Ретроспективность (традиционализм) — обращенность в прошлое. Библия является единственным полным сводом всех возможных истин (Ориген), сообщенных человечеству божественной благодатью на все времена. Библия — источник истинного знания. Поэтому многие религиозно-духовно-философские практики построены на попытках проникновения в священный текст.

Ревеляционизм (от лат. revelatio — «откровение») — истина заключена в Божественном откровении. Ревеляционизм — это прорыв в трансцендентное, т.е. в ту область божественного «существования», в которую не проникнуть с помощью разума. Таким образом, откровение является высшей формой познания, а кроме того — благодатью.

Сотериология (от лат. soter — спаситель) — т.е. учение о спасении души. Смысл человеческого существования — спасти свою душу. Иисус Христос (Спаситель), принесший себя в жертву и тем самым искупивший грехи человечества, является спасителем мира и человека.

Эсхатология — учение о конце света. Вся человеческая история есть ни что иное как движение к царству Эсхатона («царству Божию»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: