Эллинистическо-римская философия

Пиррон (360—270 до н.э.) из Элиды является родоначальником такого философского учения как скептицизм. Он считал философом того, кто стремится к счастью, однако метод достижения искомого у Пиррона своеобразный, через скепсис.

Что такое скепсис? Это сомнение в существовании какого-либо надежного критерия истины. Скептики сформулировали три основных вопроса:

1) какова природа вещей (мы совершенно ничего не знаем ни о каких вещах);

2) как мы должны к вещам относиться (мы должны воздерживаться от всякого суждения о чём бы то ни было как чисто субъективного свидетельства);

3) что должно проистекать для нас из отношения к вещам (нужно пребывать в полной духовной независимости от всего окружающего (невозмутимость — атараксия, полное «бесстрастие» — апатия).

Основатель эпикуреизма Эпикур (341—271 гг. до н.э.) родился на о. Самос, но основную часть жизни прожил в Афинах, где основал в саду свою школу, на воротах которого была надпись «Гость, тебе будет здесь хорошо; здесь удовольствие — высшее благо». Он много писал, однако сохранилось лишь три письма и афоризмы.

Онтология Эпикура. Эпикур был последователем Демокрита, хотя сам называл себя самоучкой. Он признавал существование атомов, но ввел понятие случайного в движении атомов.

Этика Эпикура. Главное в философии Эпикура — этика как учение о достижения счастья. Целью Эпикура было не чистое умозрение, а просвещение человека. Если у Демокрита господствует необходимость, то Эпикур обосновывает случай и свободу индивида. Главный обширный труд Эпикура назывался «О природе», известны также названия других его работ, однако до нас они не дошли. Сохранилось лишь три письма Эпикура: «Эпикур приветствует Геродота» (изложение атомистической физики), «Эпикур приветствует Пифокла» (астрономия) и «Эпикур приветствует Менекея» (этическое учение).

Эпикуру приписывается множество выражений: «Там где есть мы, нет смерти, там где есть смерть, нет нас», «Приучай себя к мысли, что смерть не имеет к нам никакого отношения. Ведь все хорошее и дурное заключается в ощущении, а смерть есть лишение ощущения», «Мудрец не уклоняется от жизни, но и не боится жизни», «Живи незаметно!», «Всякое удовольствие по естественному родству с нами есть благо, но не всякое удовольствие следует выбирать».

Из удовольствий Эпикур советует избирать разумные и избегать вредные, т.е. те, которые вредят душе или телу. Такое понимание они называют благоразумие (как источник всех добродетелей), которое ценится ими выше самой философии и приводят к безмятежности духа (атараксии).

Гносеология Эпикура. Теория познания у Эпикура называлась «каноникой». Источником знания он признавал ощущения и понятия, рождающиеся из повторения ощущений или их предвосхищения.

Позднее эпикуреизм также получил распространение в Риме, в высших слоях общества он был вульгализирован до гедонизма (псевдоэпикуреизм), однако возникали и серьезные последователи, одним из которых является Тит Лукреций Кар (ок. 99 — ок. 55 до н.э.).

Стоицизм. Первый период стоицизма (III—II вв. до н. э.) — т. н. Древняя Стоя. Его основатели — Зенон из Китиона, Клеанф из Асса, Хрисипп Солский и их ученики. Эта форма стоицизма отличалась крайней жёсткостью и ригоризмом (строгостью, бескомпромиссностью) этического учения. Поздняя Стоя, высший взлет которой приходится на I—II вв. н.э., представлена такими философами, как Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий.

Люций Анней Сенека (4—65) — крупнейший из стоиков Древнего Рима, происходил из высшего сенаторского сословия, но, будучи обвиненным Нероном в государственной измене, покончил жизнь самоубийством. Философскую славу ему принесли моралистические сочинения («Письма к Луцилию»), представляющие собой лучший образец стоицизма.

Бог для него есть неумолимая судьба, рок. «Закон судьбы совершает свое право... ничья мольба его не трогает, ни страдания не сломят его, ни милость. Он идет своим невозвратным путем, предначертанное вытекает из судьбы».

Другим знаменитым римским стоиком был Марк Аврелий Антонин (121—180) — римский император, оставивший замечательное сочинение «Наедине с собой».

Стоики призывали к терпению. Мудрый для них тот, кто знает о своем роке и терпит его. Тот, кто не понимает, что он зависит от судьбы, преследуем волнениями и терзаниями, потому что он любит не свою судьбу, а себя самого.Стоики первыми ввели термин «логика», которую понимали как науку о словесном выражении.

Неоплатонизм стал философской доктриной, в рамках которой умиравшая античность подводила свои итоги. Можно выделить несколько школ неоплатонизма, связанных с их временным и географическим положением:

1) римский неоплатонизм (III в н.э.) — Плотин, Порфирий и Амелий создают спекулятивно-теоретическую систему;

2) сирийский и Пергамский (IV в.) — Ямвлих, Юлиан и Саллюстий пытаются реставрировать политеизм спекулятивно-практически (мистика, теургия и мантика);

3) афинский и александрийский (V—VI вв.) — Прокл и александрийские комментаторы заняты систематизацией и комментированием неоплатоников, Платона и Аристотеля.

В.Ф. Асмус называл Плотина (203—269) «последним великим оригинальным философом античного идеализма». Он вел во многом аскетический образ жизни, относясь с равнодушием ко всему земному и внешнему. Лишь в зрелом возрасте он начал излагать свою систему в письменном виде. Все им написанное было систематезировано его учеником Порфирием. Последний разделил сочинения учителя на шесть отделов по девять частей в каждом, после чего сочинения Плотина стали называть «Эннеадами» (от греческого «эннеада» — «девятка»).

В своих сочинениях он решал по сути религиозно-теософскую задачу, но посредством философского метода. А.Ф. Лосев отмечает, что «неоплатонизм как философская система сводится к учению об иерархическом строении бытия и к конструированию таких нисходящих его ступеней, эманирующих путем постепенного ослабления из первой ступени: Единое, Числа, Ум, Душа, Космос, Материя».

Порфирий (232—ок.301—304) был крупнейшим логиком неоплатонизма. Так, всемирную славу приобрело его сочинение «Введение в Категории Аристотеля». Он также большое значение придавал практической мистике.

Ямвлих (ок. 250—около 330), основатель сирийской школы неоплатонизма, ученик Порфирия. Продолжил тенденцию неоплатонизма к дальнейшей дифференциации основных понятий Плотина («Единого», «Ума»-нуса, «Души»), учение которого Ямвлих соединял с восточной мистикой. В своей чрезвычайно разработан ной системе богов различных уровней он стремился отстоять политеизм древней мифологии перед лицом побеждавшего христианского монотеизма.

Философия Прокла (410—485) завершает как развитие неоплатонизма, так и всей античной философии. Выражаясь словами А.Ф. Лосева, она представляет собой «последнюю попытку умирающего язычества продлить свое существование вопреки той новой религии, которая тогда была восходящей», потому что библейский миф сразу же давал решение проблемы единства, над которой размышляли и которое так долго искали и мучительно достигали неоплатоники и др. философы эпохи эллинизма. Однако библейский вариант разрешал данную проблему путем веры и введения понятия абсолютной личности Иеговы. Античная же мысль в том виде, в каком она была, органически не была способна к монотеизму. Но был чисто античный способ его относительного достижения посредством математического числа. Эту задачу и выполнили неоплатоники, они сняли субъект-объектную противоположность благодаря учению о Едином и его эманациях, хотя и оставались, в то же время, язычниками.

Контрольные вопросы:

1. Что предшествовало философии в античном мире? С чем связано ее возникновение? Возможно ли возникновение философии в других исторических условиях?

2. Каковы отличительные характеристики раннегреческого философского мышления? Какой характер носила раннегреческая философия?

3. Какая философская проблема является общей для философов-досократиков?

4. Расскажите о философских воззрениях досократиков.

5. Какова роль софистики в становлении философии? Что было в софистике положительного и отрицательного? Расскажите о философских системах известных софистов.

6. В чем уникальность философии Сократа? Расскажите о его жизни, системе, методе.

7. Расскажите о сократических школах.

8. В чем заключается проблематика стоицизма?

9. Расскажите о философской системе Платона (онтология, гносеология, этика).

10. Расскажите о философской системе Аристотеля (онтология, этика)

11. Скептицизм и эпикуреизм — расскажите об этих философских школах.

12. В чем основная проблематика поздней античной философии? Чем обусловлена ее специфика?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: