Иррационализм как умонастроение и философское направление, его разновидности

Тема 13-14. Современный философский иррационализм

Цели и задачи: выяснить специфику иррационалистического подхода в философии, выявить исторически объективные условия, в результате которых иррационализм стал одним из ведущих направлений в философии, выявить суть философии жизни, психоаналитической философии, философии экзистенциализма.

Возникновение иррационализма связывают со многими причинами. Во-первых, рационалистический подход в философии не всегда был единственным и иррационалистические мотивы звучали во все времена. Ближайшим соседом философского иррационализма стала философия романтизма (в первую очередь, немецкого). Во-вторых, философия рационализма лишала человека его индивидуальности, подчиняя его высшему разуму, холодному, логичному и беспристрастному. В-третьих, результаты рационального подхода к человеческой жизни пугали современников. Самым ярким примером может служить Великая Французская революция (1789—1793), которая целиком была взращена на философии Нового времена, ан принципах, утверждаемых Просвещением. Главным же принципом была разумность. Итогом этой «разумности» стал жестокий террор, в результате которого пролилась бессмысленная, а часто и невинная кровь. Разум стал пугать. В-четвертых, философия рационализма, при всей своей строгости и кажущейся всеохватности не могла объяснить или вписать в себя иррациональное начало человеческой жизни. Высший разум, пусть и прекрасный в совеем совершенстве, существовал где-то там, в непонятных сферах, а личная боль, счастье, страдание, страх, невнятные желания и проч. были тут, частью настоящего. И рационалистическая философия не могла дать людям ответа на эти вопросы.

Поэтому неудивительно, что уже в первой и второй четверти XIX в. возникают философские системы, которые являются антагонистами рационализма. В основу иррационализма легло неверие в созидательные силы разума, разочарование в современной научной и социальной жизни, пессимизм, историческая усталость. Главным в философии иррационализма становится не абстрактный разум, а вполне ощутимая эмоция, не совершенная логическая конструкция, а душевный надрыв.

В иррационализме как философском направлении выделяются несколько разновидностей. Нельзя говорить о них, как о чем-то обособленном. Часто границы трудно уловимы, часто философские системы входят в соприкосновение, дополняя и обогащая друг друга.

Иррационализм высказывает критическое отношение к научному познанию, которое неспособно постигнуть текучую природу жизни. Наука все превращает в форму объекта, даже время она превращает в череду состояний, безразличных друг другу. Поэтому исчезает специфика времени как живой творческой длительности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: