double arrow

Антропологический материализм Л. Фейербаха

Непримиримым критиком религии и идеализма был философ, чье творческое наследие фактически завершает период НКФ. Этим философом-материалистом был Людвиг Фейербах (1804—1872). Фейербах окончил Берлинский университет, где слушал лекции Гегеля, но в течение своей жизни он последовательно отходил от гегелевского учения. Основными его работами можно считать «Сущность христианства» (1841) и «Основные положения философии будущего» (1843).

Фейербах вошел в историю философии как родоначальник антропологического материализма. В центре его философии находится человек, который понимается как совершенный и конченый продукт природы, ее высшее выражение. Человек — биологическое существо, наделенное разумом. Именно в нем происходит тождество бытия и мышления. И в этом — принципиальное отличие позиции Фейербаха от установки Гегеля, у которого основанием единства бытия и мышления берется не человек, а Абсолютная Идея.

Сущностью фейербаховской философии является утверждение о том, что человек, существо мыслящее, конкретное, чувствующее, страдающее, является феноменом, из которого можно вывести все основные законы и категории философии, не прибегая к понятиям «абсолютный дух», «субстанция» или «Бог». Человек, таким образом, это высший предмет философии. Это высшее выражение Природы.

Диалектической подход Фейербаха к человеку выражается в том, что она рассматривается одновременно как представитель телесного и как носитель духовного. Духовное начало неотделимо от телесного, а само единство этих начал составляет сущность человеческого Я.

Стоит признать, что Фейербах увлекся «конкретным» человеком. Нов месте с тем, Фейербах все же дошел до понимания, что человек это не только конкретная данность, но и часть общества. Другими словами, человек понимается мыслителем не только как сугубо биологическое существо — философ осознавал и общественную сущность человека. Именно об этом свидетельствует его высказывание о том, что человек это «продукт культуры, истории». Философ верно подметил, что человек проявляет свою сущность только в общении с другим человеком. Однако социальная сторона человеческого бытия философом недооценивалась и была разработана в незначительной степени.

Основанием же бытия философ считал материю, а точнее, природу, вечную, несотворенную и независящую от философии или Бога.

Философская позиция Фейербаха нашла свое выражение и в его отношении к религии. В своей работе «Сущность христианства» он попытался показать, что человек — начало, середина и конец всякой религии. Сущностью религии является человеческое сердце, от рассудка оно отличается тем, что стремится верить и любить. Бог — это совершенный и могущественный человек. Религия — всего лишь сон человеческого духа. Сущностью религии, в частности, христианства, согласно философу, является объективирование человеком своих возможностей, в результате чего он придает этим возможностям, силам, потусторонний, отчужденный от самого человека характер. Этому соответствует его афоризм: «Не Бог создал человека, а человек создал Бога».

5. Философское учение К. Маркса и Ф. Энгельса: материалистическая диалектика; материалистическое понимание истории; учение о практике и истине

Карл Маркс (1818—1883) и Фридрих Энгельс (1820—1895) стали одними из самых влиятельных мыслителей 2-й половины ХIХ в. Их учение (марксизм) было воспринято многими философскими школами. Сейчас эти имена, наконец, перестали восприниматься однозначно одиозно, как это было в недавнем прошлом, когда рухнула советская империя. Сейчас видны заблуждения и просчеты двух философов. Но вместе с тем, нельзя отрицать их проницательных открытий в области социологии, политэкономии и собственно философии.

Карл Маркс начинал идеалистом, но очень скоро, под влиянием идей Л. Фейербаха, стал горячим проповедником материализма. Именно он является создателем философского учения, известного как диалектический материализм, или материалистическая диалектика. В чем суть этого учения?

По Марксу материалистическая диалектика это наука о всеобщем развитии и одновременно теория познания. В центре марксистской философии стоит материальный мир. Сам Маркс писал о том, что его метод — диаметрально противоположный гегелевскому, ибо, согласно Марксу, идеальное это не самостоятельный субъект, Идея, проявлением которой выступает объективный мир, а напротив, «идеальное есть ни что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». Таким образом, марксистская диалектика соединяет учение о всеобщем развитии материального мира, в котором находится место и субъективному (идеальному) началу, только это начало перенесено в область познания, является отражением материи.

Маркс и Энгельс резко выступали против метафизики, под которой понимались а) собственно метафизика (традиция со времен комментирования Аристотеля) и б) теория познания. Основной чертой метафизики является ее односторонность, абсолютизация одной стороны многообразного процесса познания.

Учение Маркса как раз и противостоит метафизике в своем центральном положении о всеобщем развитии, всеобщей взаимосвязи. Т.е., не только о взаимосвязи нескольких материальных категорий, но и взаимосвязи между объективным и субъективным (сознание — продукт материи, изменяющий ее).

Поскольку материалистическая диалектика есть наука о всеобщих законах развития природы, человеческого общества и мышления, то процесс познания напрямую связывается с материальным миром. Другими словами, познание — это активное отражение действительности. Это активный процесс не только отражения, но и воспроизведения в человеческом мышлении действительности. Следовательно, логичным выглядит вывод о том, что познание осуществляется по законам, идентичным тем, которые определяют развитие реальной действительности. Если бы процесс познания регулировался бы иными законами, то отражение предметов материального мира в сознании людей было бы невозможным.

Единство человека и реального мира утверждается Марксом уже в его ранней работе «Экономически-философские рукописи 1844 года». Маркс утверждает, что человек и природа — это одна субстанция. Однако человек выделяет себя из природы, в первую очередь, посредством трудовой деятельности. Труд понимается как способ взаимодействия человека с природой, собственный способ жизнедеятельности. Природа одновременно выступает как сущность человека и как объект его деятельности — материальной и духовной. Т.е., человек является частью природы, находится с ней в единстве, но способ этого единения приводит к его отчуждению от нее.

Существование человека определяется термином «история». Но если существование человека — это определенное взаимодействие с природой, то и история человечества напрямую связана с объективной реальностью. Следовательно, можно вести речь об историческом материализме.

В чем суть исторического материализма? История понимается как жизненный процесс, который складывается из деятельности индивидов. Суть этой деятельности — в удовлетворении своих потребностей, создании новых потребностей, продолжении рода, устроении совместного существования с другими индивидами, что обеспечивает личное благосостояние. Отношения человека к природе фиксируется понятием «производительные силы», а отношение человека к человеку определяется понятием «общение».

Основой совместного труда является его разделение, которое объясняет природу таких социальных образований, как «собственность», «класс», «государство», «отчуждение», «революция». Интересно, что именно с человеческим обществом марксизм связывает возникновение различных форм сознания.

История — объективный процесс смены общественных формаций, специфика которых определяется производительными силами, производственными отношения, общественными связями и материальной базой. Таких формаций Маркс выделяет пять: первобытно-общинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический. Правда, Маркс оставил неразработанной еще одну категорию — «азиатский способ производства».

Маркс определял капитализм как отличную от предыдущих формаций форму общественного производства. По сравнению с капитализмом они архаичны и основаны на непосредственном принуждении. Капитализм отличается от них экономикой: пролетарий продает капиталисту свою рабочую силу, которая, т.о., становится товаром, специфичным, но товаром. Таким образом, непосредственным порождением капитализма является пролетариат (рабочий класс). Именно он (а не презираемое Марксом крестьянство) становится в марксизме центральной движущей силой, которая сметет капитализм и приведет к установлению новой формации — коммунизма, при которой материальные блага будут равномерно распределены. Ошибка Маркса в том, что он слишком рано вынес смертный приговор капитализму. Действительно, на тот момент (середина XIX — начало ХХ вв.) пролетариат был основным движителем общественного прогресса. Но капитализм как уникальное явление чрезвычайно возвысил статус науки (вспомним, что уже в Новое время, в связи с развитием буржуазных отношений, выросла роль науки). Именно с развитием науки связано развитие промышленности, индустрии. Уровень научного развития в современном мире напрямую определяет благосостояние общества. Однако науку творят не рабочие, а интеллигенты. Пролетариат к первой четверти ХХ века потерял свою первоначальную значимость. На первое место по социальному значению выходит интеллигенция как движитель науки, а значит — гарант благосостояния общества.

При этом следует заметить, что стоить различать марксистскую науку и марксистскую идеологию, а ошибки последователей учения Маркса и Энгельса не стоить перекладывать на голову философов.

Концепция общественно-исторической, предметно-практической деятельности человека и материалистическое понимание исто­рии позволили К. Марксу и Ф. Энгельсу коренным образом преобра­зовать материализм. Главным фундаментным принципомих фило­софской системы становится принцип практики. Практика исходна и первична по отношению ко всему духов­ному миру, из нее можно объяснить все самые сложные социальные процессы и духовные явления.

Понятие «практика» в марксистском представлении, прежде всего противостоит широко используемому понятию «опыт». В понятии «опыт» заложена пассивная позиция человека. Мир воздействует на человека — человек отражает этот мир. Маркс и Энгельс стремились под­черкнуть активную, деятельную, преобразовательную позицию че­ловека в этом мире. Понятие «труд», «производство» в какой-то мере достигали этой цели, но не могли служить в качестве основополагаю­щего философского принципа. Понятие «практика» выражает беско­нечно многообразные формы взаимодействия людей с природой и друг с другом в процессе материального и духовного производства. Практика это совокупная деятельность человечества по преобразованию природы, формирования социальных отношений, взаи­мосвязи и взаимодействия всех людей. Практика всегда носит общественный характер. Практика — исторична. Она стоит в непрерывном преобразовании людьми усло­вий, обстоятельств и самих себя. В практической деятельности чело­век выступает и как универсально-всеобщая сила природы и как олицетворение всеобщности культурно-исторического процесса.

С точки зрения философии марксизма, практика является основной и движущей силой познания, всей научно-тео­ретической деятельности. Главным стимулом для развития зна­ния служат практические потребности людей. Они оказывают ре­шающее влияние и на выбор предмета исследования, и на напра­вление, и на темпы развития знания, и на характерих использова­ния. Например, появление геометрии объясняется потребностями измерения земли в Древнем Египте при проведении ирригацион­ных работ. Появление астрономии объясняется потребностями в мореплавании и т.д.

Практика является так же сферой приложения знания. По­знание мира, в конечном счете, служит целям его преобразования. Но практика — это не только стимул для развития познания и сред­ство его применения, но также и первоначальная форма его получения. На ранних этапах люди узнали о тех или иных свойствах пред­метов в процессе производственной трудовой деятельности.

Целью познавательных усилий является достижение истины. Истина определяется в марксистской философии как соответствие мысли, наших знаний о мире самому миру, объективной действительности. Таким образом, чтобы отличить истину от заблуждения, необходимо выяснить, насколько наше знание соответствует объек­тивной действительности.

Маркс и Энгельс учили, что любая истина объективна. Объективность истины, с точки зрения философии марксизма, означает, что содер­жание знания совпадает с объективной действительностью и в этом смысле не зависит от сознания субъекта, «ни от человека, ни от чело­вечества». Но в то же время истина субъективна по форме выраже­ния. Ее оформление, то есть способ объективизации во внешнем ми­ре, в сфере науки, зависит от особенностей тех людей, которые фор­мируют данную теорию. Таким образом, значение объективной истины имеют все достоверные знания людей, все положения науки, в которых отражается объективная действительность.

Однако, закономерно возникает вопрос: может ли объектив­ная истина быть выражена в человеческих знаниях сразу, целиком, полностью? Абсолютная истина недостигаема, поскольку мир бесконечен и неисчерпаем. Если под абсолютной истиной понимать полное и ис­черпывающее знание о мире в целом, которым человек может распо­лагать в какой-то конечный момент времени, то бесспорно такая аб­солютная истина недостижима. Она существует в гегелевской систе­ме под именем «Абсолютного духа».

Но из утверждения о недостижимости абсолютной истины может следовать вывод о невозможности для человечества получения полного и достоверного знания о мире. Эта проблема в марксистской философии решается на основе диалектики абсолютной и относительной истины. В этом случае тер­мин «абсолютная истина» употребляется в значении, близком к зна­нию термина «объективная истина». Поскольку в каждой научной теории имеется момент объективного содержания, совпадения мыс­лей с действительностью, постольку в нем имеется момент абсолют­ной истины. Но сами теории или другие формы знания носят относи­тельный характер. Они формируют истину в каких-то исторически конкретных, преходящих формулах, высказываниях, теориях. Раз­витие познания, с этой точки зрения, можно представить как дли­тельный, непрекращающийся процесс движения относительных ис­тин, который приводит к накоплению и обогащению человеческого знания. Абсолютная истина предстает в таком случае как бесконеч­ная сумма относительных истин, которые формулирует человечест­во на протяжении всей истории своего развития. Этот процесс никог­да не может завершиться.

Практика является критерием ис­тины. Только те результаты познания, которые прошли проверку практикой, могут претендовать на знание объективной истины. Практика является критерием истины потому, что она — как мате­риально-чувственная деятельность людей имеет качество непо­средственной действительности. Она соединяет и соотносит объект и действие, производимое в соответствие с мыслью о нем. Именно в таком действии и проявляется истинность мысли.

Практическая проверка истинности знаний, теорий может носить многообразные формы в соответствии с особенностями тех сфер знания, которые требуют данной проверки. Такой формой может быть непосредственная реализация замысла в природной и социальной реальности. В науке формой практической проверки является эксперимент. Для сложных, абстрактных областей познания объек­тивной формой проверки может служить построение модели, моде­лирование.

Итак, введение принципа практики в познавательный процесс позволило Марксу и Энгельсу решить вопрос о тождестве мышления и бытия, соединить теоретический и практический разум, построить «мост» между явлениями и вещью в себе и, таким образом, в определенной форме разрешить основные проблемы немецкой классичес­кой философии.

Контрольные вопросы:

1. Какая проблема становится центральной для немецкой классической философии?

2. Как можно охарактеризовать докритический период философии Канта?

3. Какие этапы и формы познания выделяет Кант?

4. В чем суть этической позиции Канта?

5. Как проявляется субъективный идеализм Фихте?

6. В чем сущность пантеизма Шеллинга?

7. Какую роль придает Шеллинг искусству?

8. Какие принципы определяют специфику философии Гегеля?

9. В чем суть исторического процесса по Гегелю?

10. В чем радикальное отличие философской позиции Фейербаха от позиции Гегеля?

11. Перечислите законы диалектики и дайте их определение.

12. В чем суть антропологического материализма Фейербаха?

13. Как диалектический материализм относится к философии Гегеля и Фейербаха?

14. Каковы характерные особенности марксистской диалектики?

15. Интересы каких социальных групп выражены в марксизме? Какое влияние оказало марксистское учение на социально-политическую ситуацию в России?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: