Философия советского периода

Философию советского периода можно разделить условно на несколько этапов. Первый этап (1922—1930). Это время, когда идеологические тиски уже были, но еще не сжались, и в рамках материалистических представлений оставалось место для дискуссий и споров.

Второй этап (1930—1953). С этого момента в советской философии на долгие годы утверждается один авторитет — И.В. Сталин. В 1938 г. выходит «Краткий курс истории ВКП(б)», где содержится написанный им философский раздел, ставший непререкаемым каноном для всех, работающих в философии. С каждым годом все более нарастает догматизация философского знания, душится всякое живое движение мысли.

Третий этап (1953 — до конца 80-х гг. ХХ в.). С 1956 г. философию преподают как самостоятельный предмет не только в гуманитарных вузах и университетах. В 1958 г. возникает еще один журнал «Философские науки», погибший впоследствии в начале 90-х годов в результате коммерциализации интеллектуальной жизни, а ныне вновь возрожденный, хотя и в значительно меньших масштабах. С конца 50-х гг. советские философы начинают принимать участие в международных философских конгрессах.

Философы обнаружили, что кроме марксизма-ленинизма в его сталинском проявлении есть еще и сам Маркс, которого можно и нужно читать. С начала 60-х гг. одна за другой выходят книги, посвященные раскрепощенному творчеству прочтению классиков. Это работы М. М. Розенталя, Э. В. Ильенкова, Л. А. Маньковского, Б. М. Кедрова, Н. И. Лапина, В. В. Кешелавы, В. А. Вазюлина. Рассматривается проблема соотношения идей раннего и позднего Маркса, анализируется внутренняя логика и диалектика «Капитала», изучаются гуманистические аспекты «Экономическо-философских рукописей 1844 г.».

Новое свободное чтение классиков дает толчок развитию диалектической логики. По всей стране возникают группы «диалектиков», единых в своих взглядах на то, что диалектическая логика — сердце марксизма и здесь не существует национальных различий: диалектические школы мы находим в Москве (Э.В. Ильенков, Г.С. Батищев, В.С. Библер), в Казахстане (Ж.М. Абдильдин), в Азербайджане (3.М. Оруджев), в Ростове-на-Дону (А.М. Минасян), на Украине (В.А. Босенко). С начала 70-х гг. выходит целый сериал исследований, посвященных диалектике и ее роли в общественной жизни, это многотомные издания, в которых диалектика анализируется как объективный процесс и метод познания.

Контрольные вопросы:

1. В чем особенность русской философской мысли X—XVIII вв.?

2. Что было неожиданного в философской позиции П.Я. Чаадаева для русского общества?

3. Что является центральным понятием в философской системе П.Я. Чаадаева?

4. Что составляет радикальное отличие западников от славянофилов (рассказать об одном представителе каждого движения)?

5. Почему В. Соловьева называют первым профессиональным философом?

6. В чем особенность русской философии периода рубежа XIX—XX вв.?

7. В чем суть философской позиции В.В. Розанова?

8. Что является центральным понятием в философии Н.А. Бердяева?

9. Что такое русский космизм? Кто является его представителями?

10. Как развивается русская философия после 1917 года?

11. В чем особенность русской философии советского периода?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: