Концепция Бытия — фундамент философской картины мира

Тема 9. Человек во Вселенной. Философская, научная и религиозная картина мира

Цели и задачи: определить суть проблемы онтологии, обозначить основные концепции в решении проблемы бытия, выявить специфику материалистического и идеалистического подхода в решении проблемы бытия.

Исходным понятием, на базе которого строится философская картина мира, является категориябытия. Вопрос о бытии является первым не только в плане генезиса философского знания, с него явно или неявно начинается любая философская концепция. Бытие — это самое широ­кое, а значит и самое абстрактное понятие. Отдел философской науки, занимающийся проблемами Бытия, называется онтологией.

Другой категорией, соотносимой с понятием бытие, является категория становления: что такое быть, и что такое становиться? становится ли бытие или оно пребывает в неизменности? Вопрос о соотношении бытия и становления вводит такие онтологические категории, как возможность, действительность и необходимость. Возможность понимается как потенциальное бытие, а действительность как актуальное. Бытие имеет и актуальную, и потенциальную формы существования, которые охватываются понятием «реальность». Действительность — это и физическое, и психическое, и культурное, и социальное бытие. Необходимость — это переход из области возможного в область действительного. В последние годы в связи с развитием компьютерных технологий говорят также о виртуальной форме бытия — виртуальной реальности.

В философском учении о бытии решается целый ряд принципиальных вопросов, в зависимости от ответов на которые формируются различные философские позиции: монизм и плюрализм; материализм и идеализм; детерминизм и индетерминизм.

На основе категории бытия в философии дается самая общая характеристика мироздания: все существующее — это и есть мир, к которому мы принадлежим. Эта характеристика в данной форме еще не содержит никаких мировоззренческих оценок. С ней могут согласиться представители различных школ, течений и направлений. Противоречия между ними возникают при конкретном осмыслении категории бытия и, прежде всего, при решении вопроса о том, имеется ли нечто конкретное, что служит объединяющим началом мироздания.

Для обозначения такой общей основы всего существующего в философии выработаны две категории: субстрата и субстанции.

Субстрат (от лат. substratum — буквально, подстилка) — это то, из чего все сделано. Понятие субстрат, по сути дела, тождественно понятию «материя», в том смысле, как это понятие употреблялось в платоновско-аристотелевской традиции.

Субстанция (от лат. substatia — сущность, то, что лежит в основе) означает первооснову всего существующего, внутреннего единства многообразия кон­кретных вещей, событий, явления и процессов, посредством кото­рых и через которые они существуют. Таким образом, если через понятие субстрат философы разъясняли, из чего состоит бытие, то понятием субстанции фиксируется всеобщее основание бытия.

Субстанциональность бытия может пониматься как в материалистическом, так и в идеалистическом духе. Впервые в явном, точно определенном виде понятие субстанции появилось в учении Б. Спинозы. Под субстанцией он понимал то, что существует само в себе и представляется само через себя. В философии Б. Спинозы субстанция отождествляется с природой, с одной стороны, и Богом, с другой. В таком понимании субстанция не является чем-то сверхъестественным, она и есть само естество — природа. Примерно в это же время Дж. Беркли категорически отрицал возможность существования материальной субстанции. Он утверждал, что материя не может быть субстанцией, так как нигде в опыте мы с ней не сталкиваемся, а имеем дело только с нашими ощущениями. Она не существует ни в духе, ни в каком либо другом месте, поэтому, делает вывод Дж. Беркли, она не существует нигде. В философии Просвещения субстанцию отождествили с веществом.

Вопрос об единстве и многообразии мира породил три возможных варианта его решения. Самое распространенное учение, принимающее за основу всего существующего одно начало, называетсямонизмом. Монизму противостоитдуа­лизм, рисующий картину мироздания, опираясь на какие-либо рав­ноценные два начала. Если же речь идет о нескольких началах (больше двух), то мы имеем дело с плюрализмом.

В решении проблемы Бытия также можно выделить материалистический подход, трактующий Бытие как очевидную и объективную реальность, и идеалистический, опирающийся на понятие трансцендентного, божественного, творящего.

Еще одной дихотомической парой категорий Бытия являются понятия детерминизма и индетерминизма.

Детерминизм (от лат. determinare — «определять», «отделять») — это учение о всеобщей обусловленности явлений и событий. Повседневный опыт убеждает, что события и явления связаны друг с другом, и некоторые из них взаимно обусловливают друг друга. Это обыденное наблюдение выразилось в древней максиме: ничто не возникает из ничего и не превращается в ничто.

Верные и адекватные представления о взаимной связи всех явлений и событий в философии XVII—XVIII в.в. привели к неверному выводу о существовании в мире тотальной необходимости и об отсутствии случайности. Такая форма детерминизма получила название механистического.

Механистический детерминизм трактует все типы взаимосвязи и взаимодействий как механические и отрицает объективный характер случайности (Б. Спиноза, П. Лаплас). Одно из следствий механистического детерминизма фатализм — учение о всеобщей предопределенности явлений и событий, причем предопределенности не обязательно божественной.

Индетерминизм — онтологический принцип, согласно которому между явлениями и событиями нет всеобщей и универсальной взаимосвязи. Индетерминизм отрицает всеобщий характер причинности. Согласно этому принципу, в мире существуют явления и события, появляющиеся без всяких причин, т.е. несвязанные с другими явлениями и событиями. Например, Д. Юм сводил причинность к привычке человеческого ума связывать события определенным образом. Однако в классической философии ведущей позицией оставался все-таки детерминизм.

В философии XX столетия, обратившейся к проблемам человеческой свободы, к изучению бессознательной психики, и отказавшейся от отождествления личности только с интеллектом, разумом, мышлением, позиции индетерминизма заметно усилились. Индетерминизм стал крайней реакцией на механицизм и фатализм. Философия жизни и философия воли, экзистенциализм и прагматизм ограничили сферу детерминизма природой, для понимания событий и явлений в культуре предложили принцип индетерминизма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: