Философия русского космизма

В конце XIX— первой половине ХХ вв. в Росси сложилось научно-философское направление, которое известно как «русский космизм». Идеи, которые разрабатывались в русле этого направления, были известны и ранее (М.В. Ломоносов, Г.С. Сковорода), но оформленный вид они получили в трудах Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского.

Николай Федорович Федоров (1828—1903) начал свою трудовую жизнь школьным учителем в провинции. Через 14 лет, в 1868 году он поступает на службу в Румянцевский музей, а последние годы жизни работает в библиотеке при Архиве Министерства иностранных дел. Свои размышления Федоров называл «нравственным материализмом», ибо мечтал нравственно преобразовать человека и общество, используя при этом науку, которая совпадала с материализмом в признании первичности объективной реальности и вторичности сознания, мышления.

Нравственное падение человечества началось, считал мыслитель, когда люди свыклись с мыслью о неизбежности смерти, признали ее господство, возвели ее в закон. Тем самым они восстали против Христа, который победил смерть, и сформировали цивилизацию, культивирующую особые формы взаимоотношений между поколениями: молодые (сыны) восприняли смерть отцов (предков) как естественную необходимость, освобождающую от чувства вины и ответственности перед умершими.

Владимир Иванович Вернадский (1863—1945) писал, что все его поиски и все раздумья были сосредоточены вокруг одной великой проблемы: тайны живого вещества, роли его на Земле и в космосе. Это величайшая проблема естествознания и философии. Она затрагивает глубинные интересы человека, который сам является частью живого и даже бессознательно переживает свою глубинную связь с живой и неживой природой в целом.

Наука и демократия — два решающих фактора перехода биосферы в ее высшее состояние — ноосферу (сферу разума), когда деятельность человека носит уже не стихийный, а глубоко осознанный и организованный характер, разумно перестраивая природные процессы в нужном человеку направлении. История науки, поэтому есть история подготовки и становления ноосферы.

Константин Эдуардович Циолковский (1857—1935) был не только отцом ракетостроения, но и основоположником теоретической космонавтики. Заслугой ученого является то, что он первый непосредственно ввел космический аспект в проблематику взаимосвязи наук. Человек, по его мнению, — космическое существо. Космос влияет на человека, но и человеческое общество своей деятельностью влияет на космическую природу.

С точки зрения сущности науки, Циолковский утверждал мысль о необходимом тождестве нравственности и знания, на их взаимопроникновении: знание не должно разрушить гармонию Космоса, его совершенство, и не должно оборачиваться против человека. При этом ученый верил в возможности человека, который в скором времени должен выйти на космические просторы.

Александр Леонидович Чижевский (1897—1964) интересовался влиянием космоса, космических излучений на земные природные процессы. Русский ученый выступил основателем синтетической отрасли научного знания — гелиобиологии (космической биологии). Изучая ритмику Солнца, оказалось возможным прогнозировать биологические ритмы живого вещества биосферы, в том числе и возникновения и распространения глобальных эпидемий (пандемий), а также ритмы социальной активности масс.

Обобщив огромный фактический материал (естественно-научный и культурно-исторический), Чижевский пришел к неоспоримым выводам о связи планетарных процессов с процессами периодической активности Солнца.

Идеи ученого не были признаны при жизни и разделялись лишь небольшим числом ученых, но зато ученых с мировыми именами: Циолковским, Бехтеревым, Павловым.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: