double arrow

И перспективы совершенствования

Бюджетный федерализм, понятие, проблемы его реализации

Бюджетное устройство- основанная на правовых нормах организация системы взаимосвязей не только между звеньями бюджетной системы, но и между участниками бюджетного процесса, включающей кроме принципов построения бюджетной системы также принципы и методы разграничения бюджетных полномочий, требования и правила формирования и исполнения самих бюджетов, межбюджетные отношения и ответственность за нарушение бюджетного законодательства РФ.

Бюджетное устройство РФ основывается на модели бюджетного федерализма. Бюджетный федерализм – форма бюджетного устройства в федеральном государстве, которая предполагает реальное участие всех звеньев бюджетной системы в едином бюджетном процессе, в равной степени ориентированном и на учет общегосударственных интересов, и на реализацию интересов субъектов РФ.

БФ - бюджетные взаимоотношения центра и регионов. Основная задача БФ- в конкретных экономических и политических условиях выбрать наиболее эффективную модель бюджетных отношений. Для этого необходимо четко распределить расходные функции между уровнями власти, закрепить соответствующие им источники финансирования, сформировать систему оказания финансовой помощи слабым регионам. Чем сильнее различаются по экономическому развитию отдельные регионы, тем более высокая централизация бюджетной системы и большой объем перераспределяемых бюджетных средств – асимметричность федерации, в т.ч. в РФ.

Принципы БФ в РФ:

· Распределение и закрепление расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ

· Разграничение (закрепление) на постоянной основе и распределение по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ

· Равенство бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований

· Выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований

· Равенство всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.

Принципы формирования и исполнения бюджетов всех уровней:

· Полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов – все доходы и расходы в бюджете и внебюджетных фондах должны быть отражены в обязательном порядке и в полном объеме. В бюджет брутто- включаются все валовые доходы и расходы государства; в бюджет-нетто- только чистые расходы и доходы. Расходы на гос.предприятиях включаются в б.-брутто, в б-нетто- только разница между доходами и расходами.

· Сбалансированность бюджетов – объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

· Эффективность и экономность использования бюджетных средств – при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

· Общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов – бюджетные доходы и поступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

· Гласность – обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность сведений, открытость процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов. Секретные статьи только в федеральном бюджете.

· Достоверность бюджетов – все суммы доходов и расходов должны быть обоснованными и правильными на основе достоверности прогноза социально-экономического развития, других показателей используемых при составлении проекта бюджета

· Адресность и целевой характер бюджетных средств – б.средства выделяются в распоряжение конкретных б.получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Оказание финансовой помощи в формах:

· Дотации на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности

· Субвенции и субсидии на финансирование отдельных целевых расходов

· Бюджетные кредиты

· Бюджетные ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджетов.

Из федерального бюджета выделяются средства на фин.помощь бюджетам других уровней: Фонд финансовой поддержки субъектов РФ формируется в составе фед.бюджета с 1994 г. Фин.помощь из этого фонда называют трансфертами. Фонд компенсаций - на выполнение законов «О ветеранах»,. «О соц.защите инвалидов», «О гос. пособиях гражданам, имеющих детей»; Фонд регионального развития, Фонд развития региональных финансов, Фонд компенсаций.

Фин.помощь из фед.бюджета на выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ осуществляется на основе нормативов финансовых затрат на предоставление гос. услуг в целях финансирования расходов, обеспечивающих минимальные государственные социальные стандарты, т.е. гос.услуги, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов гос. внебюджетных фондов гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне на всей территории РФ. Единые нормативы отчислений не решают проблемы выравнивания бюджетной обеспеченности.

При получении фин.помощи из фед.бюджета на выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ субъект РФ не имеет права:

· Ставить гос.служащих, финансируемых за счет средств бюджета субъекта РФ, в лучшие условия по сравнению с госслужащими федеральных учреждений

· Предоставлять бюджетные кредиты юр.лицам в размере, превышающем 3% расходов субъекта РФ

· Предоставлять гос.гарантии субъекта РФ в размере, превышающем 5% расходов бюджета субъекта РФ.

Это распространяется и на муниципальные образования-получателей помощи из бюджета субъекта РФ на выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности. Для предоставления фин.поддержки муниципальным образованиям в составе расходов бюджета субъекта РФ образуется фонд фин.поддержки муниципальных образований, распределение его в соответствии с формулой, учитывающей: численность населения мун.обр., доли детей дошкольного и школьного возраста и лиц пенсионного возраста, уровень душевой обеспеченности бюджетными средствами и др.

Для совершенствования БФ:

· Ускорить разработку и согласование в установленном порядке новой методики оказания финансовой поддержки регионам, поддержка д.б. стимулом к развитию собственных доходных источников, учитывала потенциал и природные ресурсы региона

· Повысить эффективность использования предоставляемых инвестиций для выравнивания уровней социально-экономического развития регионов

· Более четкое разграничение расходных обязательств, полномочий и ответственности между уровнями бюджетной системы

· Сокращение обязательств по финансированию ведомственных льгот, возложенных на бюджеты субъектов РФ фед.законодательством (военнослужащим, работникам судов и прокуратуры)

· Четкое определение сферы фин.ответственности субъектов РФ за реализацию фед.законов соц.характера за счет фонда компенсаций

· Внедрение новой методики распределения средств фонда фин. поддержки субъектов РФ, основанной на объективной оценке бюджетных потребностей и налогового потенциала регионов

· Оказание поддержки бюджетным и экономическим реформам на региональном и местном уровне за счет фонда развития региональных финансов на конкурсной основе между регионами, чья экономическая и бюджетная политика отвечает установленным критериям

· Повышение объективности, прозрачности и обоснованности распределения средств фед.бюджета в территориальном разрезе на основе распределения субвенций фонда регионального развития и фонда целевых субвенций на дорожное хозяйство.

Территориальные финансы – совокупность финансовых отношений с участием государственных органов территориального управления.

 
 


Консолидированный бюджет области

Областной бюджеты городов бюджеты районов

бюджет областного подчинения, области

в т.ч. областного центра

                               
         
 
       
         
 
 
 


городские бюджеты город- районные бюджеты бюджеты

бюджеты ских районов бюджеты городов сел,посел

районного ков и др.

подчине-

ния

Рис. 2. Областной бюджет.

Система управления местными финансами: региональные и муниципальные органы исполнительной власти; финансовые органы федерального уровня. Функции органов власти субъектов РФ: определяют объемы финансирования мероприятий по социально - экономическому развитию территорий в пределах планируемых бюджетных доходов, предоставленных дотаций, субвенций, трансфертов, привлекаемых заемных средств; объединяют бюджетные ресурсы со средствами других бюджетов на договорной основе для решения экономических, природоохранных и социальных программ, в т.ч. совместных и межрегиональных; устанавливают на территории в пределах компетенции налоги и др. доходные источники, отчисления от регулирующих доходов; могут получать процентные и беспроцентные ссуды из других бюджетов; выпускать займы на инвестиционные цели для размещения на своей территории; могут использовать краткосрочные ссуды коммерческих банков, создавать резервные и целевые бюджетные фонды, оборотную кассовую наличность, самостоятельно использовать дополнительно полученные доходы и свободные денежные средства, имеют право на компенсацию потерь в доходах бюджета при принятии в ходе его исполнения решений вышестоящего органа, ведущих к снижению доходов или росту расходов; распределяют доходы между территориальным и местными бюджетами, регулируют местные бюджеты передавая часть средств территориального бюджета; проводят контроль за ходом исполнения бюджетов нижестоящего уровня, создают внебюджетные территориальные фонды.

Нормативно-правовая база – федеральное законодательство, регламентирующее финансовые отношения регионов; нормативные акты принятые территориальными государственными органами, не противоречащие федеральному законодательству.

Финансовые фонды местного уровня: территориальные бюджеты соответствующих уровней (финансы субъектов Федерации, районов, городов, районов в городах, поселковых и сельских органов власти); территориальные внебюджетные фонды экономического и социального назначения; финансовые фонды казенных предприятий, находящихся в собственности регионов и муниципалитетов; финансовые фонды бюджетных организаций территориального подчинения.

Источники формирования: территориальных бюджетов – сумма поступлений от местных налогов и доля отдельных федеральных налогов; поступлений от местных займов; доходы от деятельности муниципальных предприятий и муниципального имущества; целевые дотации из федерального бюджета; территориальных внебюджетных фондов – добровольные взносы со стороны юридических и физических лиц; поступления от региональных и муниципальных целевых займов; доходы от самостоятельной коммерческой деятельности фонда как юридического лица; целевые перечисления из аналогичного фонда более высокого уровня.

Статьи затрат: территориального бюджета: дотации на содержание жилого фонда и коммунального хозяйства; на содержание и развитие транспортной сети; по благоустройству; содержание объектов бюджетной сферы; дотации предприятиям, в деятельности которых заинтересованы местные органы власти; территориальных внебюджетных фондов – только по целевому назначению, что контролируется финансовыми органами и органами представительской власти.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем специфика государственного бюджета как экономической категории?

2. Охарактеризуйте функции государственного бюджета.

3. Какова связь между бюджетом, бюджетной политикой и бюджетным механизмом?

4. Каким образом через бюджет можно оказывать регулирующее воздействие на экономику и социальную сферу?

5. Что понимается под дефицитом бюджета?

6. Что понимается под профицитом бюджета, какие направления его сокращения предусмотрены в Бюджетном кодексе РФ?

7. В чем особенности территориальных финансов?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: