Бюджетный процесс. Бюджетный процесс –это регламентированная законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению

Бюджетный процесс – это регламентированная законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.

Бюджетный процесс является составной частью бюджетного планирования, его главной формой. В ходе бюджетного планирования:

· обеспечивается централизованное распределение и перераспределение стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы;

· достигается воздействие финансов на основные экономические показатели государственных программ развития страны;

· выявляются резервы эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Участники бюджетного процесса:

· Президент РФ;

· органы законодательной (представительной) власти;

· органы исполнительной власти;

· органы денежно ―кредитного регулирования;

· органы государственного и муниципального финансового контроля;

· главные распорядители бюджетных средств.

Каждый участник бюджетного процесса имеет свои задачи и свои бюджетные полномочия.

Бюджетный процесс охватывает четыре стадии бюджетной деятельности: составление проектов бюджетов; рассмотрение и утверждение бюджетов; исполнение бюджетов; составление отчета об исполнении бюджетов и их утверждение. Все стадии бюджетного процесса взаимосвязаны и являются прямым отражением экономической жизни общества.

Бюджетный процесс включает в себя сводное финансовое планирование и прогнозирование; составление, рассмотрение и утверждение проекта бюджета; исполнение бюджета в течение бюджетного года; анализ и контроль исполнения бюджета.

Выделяют следующие стадии бюджетного процесса при разработке федерального бюджета:

1. Составление проекта федерального бюджета. Проект федерального бюджета на следующий финансовый год разрабатывает Правительство РФ, прогнозируя основные показатели социально-экономического развития страны. Готовый проект представляется в Государственную Думу РФ совместно с такими документами, как прогноз социально-экономического развития страны; основные направления бюджетной и налоговой политики, прогноз консолидированного бюджета РФ и другими.

2. Утверждение федерального бюджета в Государственной Думе. В течение 40 дней со дня внесения в Государственную Думу проекта бюджета на предстоящий год он рассматривается в первом чтении. При этом обсуждается концепция и прогноз социально-экономического развития России, основные принципы взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации, рассматриваются основные характеристики федерального бюджета на предстоящий год: доходы от федеральных налогов и сборов и их распределение между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации; наличие бюджетного дефицита; общий объем расходов федерального бюджета в целом. Во втором чтении утверждаются расходы федерального бюджета по разделам бюджетной функциональной классификации в пределах общего объема расходов, утвержденного при первом чтении. В третьем чтении обсуждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации, по всем уровням ведомственной классификации, федеральным целевым программам. В четвертом чтении в течение 10 дней Государственная Дума рассматривает проект бюджета в целом.

Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете на предстоящий год в течение 5 дней со дня принятия передается Совету Федерации, где рассматривается в соответствии с Конституцией РФ. Затем федеральный бюджет в виде закона утверждает Президент РФ.

3. Исполнение бюджета. На этой стадии решается важная задача – обеспечение поступления доходов и осуществление расходов в пределах утвержденных бюджетов разного уровня бюджетной системы. Исполнение бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией на основе росписи бюджетных расходов.

4. Составление отчета об исполнении бюджета. На этой стадии осуществляется контроль исполнения бюджета. Отчет об исполнении федерального бюджета составляет Министерство финансов РФ и представляет его в Правительство РФ. Правительство РФ передает его в Государственную Думу и Счетную палату РФ вместе с отчетом об исполнении бюджетов федеральных целевых бюджетных фондов и другими документами и материалами: отчетом о расходовании средств резервного фонда Правительства РФ и резервного фонда Президента РФ; отчетом о внешних и внутренних заимствованиях Российской Федерации по видам заимствования и др. Счетная палата проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год. Государственная Дума рассматривает отчет после получения заключения Счетной палаты РФ и утверждает его.

Контроль за исполнением бюджетов возложен на органы казначейства.

Вопросы для самоконтроля

1. Какова структура бюджетной системы РФ?

2. Раскройте содержание принципов построения бюджетной системы РФ.

3. Какова роль бюджетной классификации в бюджетном планировании?

4. Чем объясняется необходимость бюджетного регулирования?

5. В каких формах получают финансовую поддержку нижестоящие бюджеты из вышестоящих?

6. Назовите этапы бюджетного процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: