Сущность и основные черты бюджета

Государственный бюджет

Бюджетная система – это основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех бюджетов страны. Принципы построения бюджетной системы, взаимосвязь между ее отдельными звеньями называется бюджетным устройством.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов 3-х уровней:

1 уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

2 уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов. Бюджеты субъектов Федерации - республиканские бюджеты республик входящих в состав РФ; областные, краевые бюджеты, бюджеты автономных округов, г. Москвы и Санкт-Петербурга. Всего в Российской Федерации 89 субъектов, из них 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов и 10 бюджетов автономных округов.

3 уровень - местные бюджеты (районные, городские, городские районные, поселковые, сельские).

Свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории называется консолидированным бюджетом.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетная система основана на следующих принципах: единства бюджетной системы; разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы; самостоятельности бюджетов; полноты отражения доходов и расходов бюджетов; сбалансированности бюджета; эффективности и экономичности использования бюджетных средств; общего (совокупного) покрытия расходов бюджета; гласности; достоверности бюджета; адресности и целевого характера использования бюджетных средств.

Бюджеты всех уровней формируются и исполняются в пределах единой бюджетной классификации, которая используется для составления и исполнения бюджетов и обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы. Бюджетная классификация включает: классификацию доходов; функциональную классификацию расходов; экономическую классификацию расходов бюджетов; классификацию видов государственных внутренних и внешних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований; ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Бюджет – центральное звено системы финансов, поэтому он отражает все основные качественные признаки финансов.

Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона. Бюджет утверждается законодательным органом власти – Парламентом РФ и Президентом РФ.

Экономическая сущность государственного бюджета раскрывается через совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны. Существует три подхода к определению бюджета:

1. По своей экономической сущности государственный бюджет представляет собой денежные отношения, возникающие у государства с физическими и юридическими лицами.

2. Эти отношения возникают по поводу перераспределения национального дохода.

3. Бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории, имеющей особенности, отличающие ее от других сфер и звеньев отношений.

К ним можно отнести следующие:

· государственный бюджет является особой формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства с целью использования ее на удовлетворение потребностей всего общества;

· с помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода (иногда национального богатства) между отраслями экономики, сферами общественной деятельности, территориями страны;

· посредством государственного бюджета проводятся мероприятия по государственному финансовому регулированию экономики;

· пропорции бюджетного перераспределения в большей мере, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства и задачами, стоящими перед обществом на каждом этапе его развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow