Тема 1.1. Основы организации бюджетного учета

Раздел 1. Основы организации бюджетного учета

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

По учебным дисциплинам

КОМПЛЕКТ ЛЕКЦИЙ

«Бюджетный учёт и отчётность», «Бюджетный учет»

по специальностям СПО

080114 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям), 080109 «Финансы»

(базовая и углубленная подготовка)

  Составила: преподаватель колледжа-филиала Сергеева Т.А.

“Бюджетный учёт и отчётность”

№№ разделов, тем Наименование разделов и тем
1. Основы бюджетного учета
1.1 Основы организации бюджетного учета
2. Бюджетный учет в финансовых органах и органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов
2.1 Учет поступлений и выбытий денежных средств в части кассовых доходов и расходов бюджетов
2.2 Учет поступлений и выбытий денежных средств в части источников финансирования дефицита бюджетов
2.3 Учет поступлений и выбытий денежных средств в части расчетов между бюджетами, внутриказначейских расчетов
2.4 Закрытие финансового года. Учет результа­та по кассовым операциям бюджета
2.5 Бюджетная отчетность финансовых органов и органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов
3. Бюджетный (бухгалтерский) учет в государственных (муниципальных) учреждениях разных типов
3.1 Организация учета в государственных (муниципальных) учреждениях разных типов
3.2 Учет операций по санкционированию расходов бюджетов
3.3 Учет денежных средств
3.4 Учет других финансовых активов
3.5 Учет операций с нефинансовыми активами
3.6 Учет обязательств
3.7 Учет результатов финансовой деятельности
3.8 Отчетность государственных (муниципальных) учреждений

ВОПРОСЫ

1. Реформирование бюджетного учета и отчетности в Российской Федерации.

2. Понятие бюджетного учета. Основные принципы организации бюджетного учета.

3. Предмет и метод бюджетного учета. Значение и задачи учета.

4. Субъекты и объекты бухгалтерского учета.

5. Нормативно-правовое регулирование бюджетного учета и отчетности.

6. Единый план счетов бухгалтерского учета, его характеристика. Структура номера счета.

7. Первичные учетные документы, их состав и требования по оформлению, обработке, хранению.

8. Регистры бухгалтерского учета, их состав, порядок открытия, ведения, хранения. Главная книга, порядок ее открытия и ведения.

9. Автоматизация бюджетного учета.

1 вопрос. Реформирование бюджетного учета и

отчетности в Российской Федерации

2004 год стал для всей бюджетной системы Российской Федерации годом принятия значительного количества новых нормативных правовых документов, которые предусматривали новые механизмы функционирования бюджетной системы и построения бюджетного процесса, расставляли новые акценты в полномочиях его участников.

К их числу в первую очередь следует отнести изменения в Бюджетном кодексе РФ, которые диктовали совершенно новые требования к бухгалтерскому учету в сфере исполнения бюджетов.

Вторым документом, изменяющим ранее существовавшие подходы к управлению государственными финансами, стала Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах, одобренная постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 года № 249. Сутью провозглашенной реформы является переход от «управления бюджетными ресурсами (затратами)» к «управлению результатами» путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров. Вследствие этого бюджетный процесс должен быть построен в соответствии с принятой в международной практике моделью «бюджетирования, ориентированного на результат в рамках среднесрочного финансового планирования». Её сутью является распределение бюджетных средств между администраторами бюджетных средств и (или) реализуемыми ими бюджетными программами с учетом или в прямой зависимости от достижения конкретных результатов (предоставления услуг) в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах прогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов.

Основной целью проводимой в Российской Федерации бюджетной реформы является создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными (муниципальными) финансами в соответствии с приоритетами государственной политики.

Бюджетная реформа в России

Требования к государственным финансам: Направления реформы:
эффективность бюджетирование на результат
стабильность среднесрочное финансовое планирование
прозрачность реформа бюджетного учета
качество управления управление бюджетом

В рамках проводимой бюджетной реформы реформа бюджетного учета направлена на создание прозрачной и открытой для общества системы отчетности по операциям с государственными финансами.

Необходимо отметить, что основные признаки новой системы бюджетного учета были определены Бюджетным посланием Президента РФ «О бюджетной политике на 2003 год». Это интеграция плана счетов с бюджетной классификацией, объединение учета кассовых операций по исполнению бюджета и учета в бюджетных учреждениях с использованием метода начислений.

Еще одной причиной реформирования системы бюджетного учета стала необходимость представления отчетности по международным стандартам в связи с участием России в деятельности международных финансовых организаций.

Основными причинами реформирования бюджетного учета в РФ явились:

1. повышение роли государства в управлении экономикой и социальным развитием;

2. необходимость прозрачной и достоверной информации о деятельности государства;

3. требование Международных финансовых организаций представления отчетности по международным стандартам;

4. потребность внешних и внутренних пользователей;

5. изменение плана счетов в связи с появлением новых объектов бюджетного учета;

6. изменение и реформирование бюджетной системы и бюджетного процесса в РФ.

Для реализации указанных изменений в бюджетном процессе должна быть создана такая система бюджетного учета и отчетности, которая могла бы не только отслеживать правильность расходования бюджетных средств, но и результативность их использования по каждому бюджетному году и в целом при завершении бюджетных программ, давая тем самым возможность объективно оценивать активы и обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Необходимо отметить, что реформирование бюджетного учета продолжается. Изменения, вносимые в Бюджетный кодекс РФ, влекут за собой изменения на счетах бюджетного учета. Поэтому приказы МФРФ, регламентирующие порядок ведения бюджетного учета постоянно меняются.

2 вопрос. Понятие бюджетного учета.

Основные принципы организации бюджетного учета

Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также операциях, приводящих к изменению вышеуказанных активов и обязательств. (БК РФ ст. 264.1)

Основные принципы организации бюджетного учета:

1 принцип «Обеспечение единства бюджетного учета»

Подразумевает объединение бухгалтерского учета исполнения бюджетов и бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях. Все субъекты бюджетного учета должны применять единый План счетов. Этот принцип вытекает из требований Бюджетного кодекса РФ.

2 принцип «Применение метода начислений»

В практике бухгалтерского учета известны четыре метода учета. Они определены Международной федерацией бухгалтеров, зани­мающейся разработкой международных стандартов финансовой отчетности в государственном секторе.

v Кассовый метод v Модифицированный кассовый метод v Модифицированный метод начислений v Метод начислений

Учет по методу начислений значительно повышает прозрачность операций сектора государственного управления и дает информа­цию о финансовых последствиях принимаемых решений в налого­во-бюджетной сфере. В центре системы учета, основанной на ме­тоде начислений, находится администратор бюджетных средств, который должен учитывать не только расходы бюджета, но и посту­пления в соответствующий бюджет. В отчетность, составленную на основе учета по методу начислений, включается баланс активов и обязательств, отчет о финансовых результатах деятельности и от­чет о движении денежных средств.

Кассовый метод учета - это признание операций на основе движения денежных средств по счетам, а метод начисления - это признание операций в момент возникновения или изменения экономической стоимости активов и обязательств.

 
 


В отличие от кассового метода учета, который позволяет толь­ко отследить потоки денежных средств и не дает полного представ­ления об активах и обязательствах бюджетов бюджетной системы, метод начислений позволит оценивать результат исполнения про­грамм, а также сопоставлять себестоимость оказываемых государ­ством услуг и затраты на возможное приобретение указанных ус­луг на рынке.

3 принцип «Интеграция Плана счетов с бюджетной классификацией »

В основе номера счета бюджетного учета лежит бюджетная классификация.

3 вопрос. Предмет и метод бюджетного учета.

Значение и задачи учета

Предмет бюджетного учета – это доходы бюджета, расходы бюджета, источники финансирования дефицита бюджета и операции, осуществляемые в процессе исполнения бюджета.

Метод бюджетного учета – совокупность приемов и способов ведения учета.

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации. Оно утверждает программы реформирования учета.

Методическое руководство бухгалтерским учетом возложено на Министерство финансов Российской Федерации, которое разрабатывает и утверждает нормативные и правовые акты о порядке ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.

Значение бюджетного учета: бюджетный учет обеспечивает качественное исполнение бюджета, отслеживает правильность расходования бюджетных средств, результативность их использования за каждый год и в целом при завершении бюджетных программ, давая тем самым возможность объективно оценивать активы и обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Задачи бухгалтерского учета:

· формирование полной и достоверной информации о наличии государственного (муниципального) имущества, его использовании, о принятых учреждением обязательствах, полученных учреждением финансовых результатах и формирование бухгалтерской отчетности, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности;

· предоставление информации, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для осуществления ими полномочий по внутреннему и внешнему финансовому контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении субъектом учета хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами.

Пользователи бухгалтерской отчетности подразделяются на 2 группы:

1) внутренние, к которым относятся руководители, наблюдательные советы автономных учреждений, органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя, собственники имущества, на базе которого создано учреждение, участники бюджетного процесса, осуществляющие в соответствии с бюджетным законодательствам соответствующие полномочия;

2) внешние, т.е. приобретатели (получатели) услуг (работ), социальных пособий, кредиторы и другие.

Построение бухгалтерского учета в РФ основано на принципах, определяемых отношениями собственности, закрепленных законодательно и являющихся платформой построения механизма формирования учетной информации.

Принципы бухгалтерского учета:

· бухгалтерский учет государственного (муниципального) имущества, обязательств, операций их изменяющих (фактов хозяйственной деятельности), финансовых результатов осуществляется методом двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов субъекта учета;

· бухгалтерский учет ведется методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций;

· бухгалтерский учет ведется непрерывно исходя из предположения, что субъект учета будет осуществлять свою деятельность в обозримом будущем;

· информация в денежном выражении о состоянии активов и обязательств, об операциях их изменяющих и финансовых результатах указанных операций (доходах, расходах), отражаемая на соответствующих счетах рабочего плана счетов субъекта учета, должна быть полной, с учетом существенности;

· информация об имуществе, обязательствах, и операциях их изменяющих, а также о результатах исполнения бюджета и (или) хозяйственной деятельности субъекта учета, формируется субъектом учета на соответствующих счетах бухгалтерского учета с обеспечением аналитического учета (аналитики), в объеме показателей, предусмотренных для представления внешним пользователям (опубликования в средствах массовой информации) согласно законодательству Российской Федерации;

· данные бухгалтерского учета и сформированная на их основе отчетность учреждений должны быть сопоставимы у государственного (муниципального) учреждения вне зависимости от его типа, в том числе за различные финансовые (отчетные) периоды его деятельности;

· рабочий план счетов субъекта учета, а также требования к структуре аналитического учета, утвержденные в рамках формирования учетной политики субъектом учета, применяются непрерывно и изменяется при условии обеспечения сопоставимости показателей бухгалтерского учета и отчетности за отчетный, текущий и очередной финансовый годы (очередной финансовый год и плановый период);

· в бухгалтерском учете подлежит отражению информация, не содержащая существенных ошибок и искажений, позволяющая ее пользователям положиться на нее, как на правдивую. Существенной информацией признается информация, пропуск или искажение которой может повлиять на экономическое решение учредителей учреждения (пользователей информации), принятое на основании данных бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской отчетности субъекта учета;

· имущество, являющееся собственностью учредителя государственного (муниципального) учреждения, учитывается учреждением обособленно от иного имущества, находящегося у данного учреждения в пользовании (управлении, на хранении);

· обязательства, по которым учреждение отвечает имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, а также указанное имущество, учитываются в бухгалтерском учете учреждений обособленно от иных объектов учета.

· бухгалтерский учет ведется в валюте Российской Федерации - в рублях.

Принципы бухгалтерского учета остаются неизменными, а цели бухгалтерского учета определяются этапами общественного развития. Основываясь на принципах бухгалтерского учета, определяются задачи, поставленные перед бухгалтерским учетом документами нормативного регулирования бухгалтерского учета.

4 вопрос. Субъекты и объекты бюджетного учета

Субъекты учета – это те участники, которые применяют Приказ Минфина России № 157н.

Под субъектами учета понимаются:

· органы государственной власти (государственные органы),

· органы местного самоуправления,

· органы управления государственными внебюджетными фондами,

· государственные академии наук,

· государственные (муниципальные) учреждения, в том числе находящиеся за пределами Российской Федерации,

· иные юридические лица, осуществляющие согласно законодательству Российской Федерации бюджетные полномочия получателя бюджетных средств;

· финансовые органы соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, органы управления территориальными государственными внебюджетными фондами, осуществляющие составление и исполнение бюджетов;

· органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также органы Федерального казначейства, финансовые органы субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), осуществляющие открытие и ведение лицевых счетов государственных (муниципальных) бюджетных учреждений, автономных учреждений.

Субъект учета в целях организации бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующими бухгалтерский учет, Инструкцией по бухгалтерскому учету, формирует свою учетную политику, исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий.

Актами субъекта учета, устанавливающими в целях организации и ведения бухгалтерского учета учетную политику субъекта учета, утверждаются:

· рабочий план счетов бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета;

· методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;

· порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;

· правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете;

· формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым законодательством Российской Федерации не установлены обязательные для их оформления формы документов. При этом утвержденные субъектом учета формы документов должны содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные настоящей Инструкцией;

· порядок организации и обеспечения (осуществления) субъектом учета внутреннего финансового контроля;

· иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета.

К объектам учета относятся:

- нефинансовые и финансовые активы;

- обязательства;

- финансовый результат;

- санкционирование расходов бюджетов;

- операции, приводящие к их изменению.

Для каждого субъекта учета в зависимости от закрепленных за ним бюджетных полномочий предусмотрены свои объекты бюджетного учета. Объекты бюджетного учета – это то, что подлежит учету.

5 вопрос. Нормативно-правовое регулирование

бюджетного учета и отчетности

Перечень нормативных документов, регламентирующих

бюджетный учет:

1 уровеньНормативно-правовые акты, издаваемые высшими законодательными и исполнительными органами власти.

К этому уровню относятся Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, касающиеся вопросов ведения учета. Например, Бюджетный кодекс РФ, Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

2 уровеньНормативно-правовые акты, издаваемые Министерством финансов РФ. Например, Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 01 декабря 2010 года № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению».

3 уровень – Нормативно-правовые акты органов, организующих исполнение бюджетов субъектов РФ, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов и иных органов исполнительной власти. Например, Письма Федерального казначейства с разъяснениями по вопросам бюджетной отчетности по кассовому обслуживанию бюджетов и исполнению федерального бюджета.

4 уровень – Нормативно-правовые акты главных распорядителей бюджетных средствс учетом их отраслевых особенностей. Например, Приказ Федерального казначейства «Об утверждении правил организации и ведения бюджетного учета по осуществлению функций ГРБС, РБС, ПБС».

5 уровень – локальные акты, издаваемые самим бюджетным учреждением, принятия которых требует Инструкция по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета. Например, приказ руководителя об утверждении графика документооборота, учетной политики, инвентаризации, управленческом учете и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: