Социальное государство. Республиканская форма правления

Республиканская форма правления

Современному государству известны две формы правления: республика и монархия. В ст. 1 российской Конституции Российская Федерация провозглашена республикой, что означает выборность главы государства. Однако Конституция не определила вид республиканской формы правления из известных конституционной теории и практике трех видов республики: парламентской, президентской и полупрезидентской.

В парламентской республике глава государства (президент) избирается парламентом, главой правительства становится лидер партии, победившей на выборах. Парламент осуществляет контроль над правительством. В случае вынесения парламентом вотума недоверия правительство автоматически подает в отставку (или премьер-министр ставит вопрос о роспуске парламента и назначении новых выборов). Министры назначаются из членов парламента и сохраняют в нем свое место (Италия, ФРГ).

В президентской республике глава государства (президент) избирается населением (гражданами) и сам формирует правительство, которое подотчетно только ему. Парламент не вправе выносить вотум недоверия. Президент не имеет права роспуска парламента. Министры не могут быть одновременно членами парламента (США, Мексика).

В полупрезидентской республике глава государства (президент) избирается населением (гражданами) и сам формирует правительство, которое ему подотчетно. Парламент вправе выражать недоверие (порицание) правительству, но вопрос об отставке решается президентом. Президент имеет право роспуска парламента. Министры не являются членами парламента. Правительство обладает правами для оказания давления на парламент, но и парламент сохраняет элементы контроля над правительством (Франция).

Близко к этой форме правления стоит так называемая парламентско-президентская республика (Украина), в которой полномочия разделены между президентом и парламентом, но парламент играет более значительную роль, в том числе и при формировании правительства.

Если попытаться сравнить нынешнюю российскую форму правления с приведенными, то станет ясно, что это скорее полупрезидентская республика, но с более широкими полномочиями президента.

В современной России имеются политические движения, выступающие за реставрацию монархии. У монархистов возможно есть основания оспаривать легитимность решения Временного правительства 1917 года о создании Российской республики, а также решений о создании Советской республики после октябрьского переворота большевиков 1917 года и последующих решений власти за весь советский период. Однако референдум 1993 г. и утверждение на нем Конституции с республиканской формой правления можно считать легитимным завершением спора о судьбе монархии в России. Легитимность самой Конституции РФ закреплена всероссийским референдумом (1990 г.), а президентской власти неоднократно подтверждена президентскими выборами 1991, 1996, 2000 и 2004 гг.

Так называется государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности.

Такое государство не стремится к уравниловке за счет отказа от свободы. Напротив, оно увязывает свободу и социальную защиту социально слабых слоев (безработных, нетрудоспособных, инвалидов и т. д.), поскольку между этими целями существует определенное противоречие.

Социальное государство создает условия для поддержания полной занятости, перераспределяет доходы через государственный бюджет в пользу неимущих, обеспечивает людям прожиточный минимум, охраняет наемный труд, заботится об образовании, социальном обеспечении, семье, здравоохранении и т. д. Социальная деятельность по этим направлениям не требует огосударствления экономики, а, напротив, сочетается с укреплением рыночного хозяйства и развитием индивидуальной инициативы.

Цели социального государства достигаются в создании необратимой законодательной и административной структуры социальной деятельности государства, в результате чего социальное государство остается таким при всех правительствах. Такая экономическая и политическая система основана на консенсусе всех политических сил (либералов, консерваторов, социал-демократов и др.).

Такая концепция социального государства на практике позволяет существенно ослабить социальную напряженность между трудом и капиталом, снизить деструктивную активность левого радикализма.

В Конституции РФ социальное государство характеризуется как государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь (ст. 7). Это, конечно, слишком общая цель, ключевым и самым сложным понятием которой является ″достойная жизнь″. Однако ч. 2 ст. 7 дает некоторую расшифровку обязанностей государства:

охрана труда и здоровья людей;

• установление гарантированного минимального размера оплаты труда;

· обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

• развитие системы социальных служб;

• установление государственных пенсий, пособий;

иные гарантии социальной защиты.

Такой перечень социальных обязанностей государства явно отстает от общепризнанных в конституционной теории и практике развитых стран.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: