Федеративное государство. Демократическое государство

Демократическое государство

Конституционные характеристики Российского государства

Статья 1 Конституции России устанавливает, что Российская Федерация есть:

1) демократическое,

2) федеративное,

3) правовое государство

4) с республиканской формой правления.

5) ст.7 – как социальное,

6) а ст. 14 − как светское.

Рассмотрим эти понятия.

Таким называется государство, устройство и деятельность которого соответствует воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина.

Источником власти и легитимации всех органов этого государства является суверенитет народа.

Демократическое государство – это конституционное и правовоегосударство. Оно не может не быть одновременно конституционным и правовым.

Государство может характеризоваться демократическим только в условиях сформировавшегося гражданского общества.

Демократическое государство не стремиться к этатизму (тоталитаризму). Оно должно строго придерживается установленных пределов вмешательства в экономическую и духовную жизнь. Оно обеспечивает общие интересы народа, но при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина.

Важнейшими признаками демократического государства являются реальная представительная демократия и обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Представительная демократия − осуществление народом власти через выборные учреждения, принимающие законы (Государственная Дума, Совет Федерации, законодательные учреждения субъектов Федерации и органов местного самоуправления).

Что касается обеспечения прав и свобод человека и гражданина − то только в условиях демократического режима права и свободы становятся реальными, устанавливается законность и исключается произвол силовых структур государства. Конституция РФ закрепила все известные мировой практике права и свободы, однако для реализации многих из них еще необходимо создать условия.

Демократическое государство не отрицает принуждения. Однако оно должно иметь четкие пределы и осуществляться только в соответствии с законом.

Государственное устройство России основывается на принципе федерализма. Государство состоит из нескольких равноправных субъектов (государств, не являющимися независимыми).

Понятию ″федерация″ противостоит понятие ″унитарное государство″.

Унитарными (по своему внутреннему устройству) являются республики − субъекты РФ.

Равноправие субъектов Федерации стало главным условием перестройки федеративных отношений на демократической основе[3].

Конституция 1993 г. закрепила Федерацию, состоявшую к тому времени из 89[4] равноправных субъектов[5], из которых 21 − республики, 1 − автономная область, 10 − автономные округа и 57 − края, области и города (Москва и Санкт-Петербург)[6].

Основы конституционного строя в области государственного устройства, сформулированные в ст. 5 Конституции, следующие:

1) Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов − равноправных субъектов Федерации;

2) республики имеют свою конституцию и законодательство, а другие субъекты − устав и законодательство;

3) федеративное устройство основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации;

4) во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Федерации между собой равноправны.

Содержащиеся в ст. 5 формулировки носят компромиссный характер, отражающий политическую нестабильность в 1990-х гг. Отсюда их некоторая неопределенность.

Так, республика характеризуется через скобки как государство, в то же время она не может выступать в роли субъекта международного права.

Является ли устав субъекта Федерации по своей юридической силе равноценным конституции? Какой смысл вкладывается в термин ″самоопределение народов″? Не совсем ясно также, что означает равноправие субъектов между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ч. 4), если до этого в ч. 1 уже было закреплено равноправие субъектов Федерации?

Для того чтобы не порождать конституционные кризисы, потребуется правовое разъяснение этих вопросов через решения Конституционного Суда или принятие федеральных законов, а возможно, они будут отрегулированы путем вошедших в силу обычаев.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow