Светское государство
Такая характеристика означает, что государство и религиозные объединения отделены друг от друга, т. е. взаимно не вмешиваются в дела друг друга. Давая такую характеристику Российскому государству, Конституция (ст. 14) раскрывает ее в следующих положениях:
· никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной;
· религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
В России основными конфессиями являются православие и ислам, но есть и другие вероисповедания (католицизм, буддизм, баптизм, иудаизм и др.).
Ныне общепризнано, что церковь играет незаменимую роль в духовном возрождении России и вправесвободно проводить свою деятельность не только по отправлению культов, но и по пропаганде вероучения.
Закрепление светского государства отнюдь не означает умаление или ущемление свободы вероисповедания. Статья 28 Конституции РФ закрепляет свободу совести, и светское государство не освобождается от обязанности гарантировать эту свободу.
В равной степени государство не должно заниматься пропагандой атеизма, каким-либо способом препятствовать свободной деятельности религиозных объединений. Более того, нравственный долг требует, чтобы государство оказывало им содействие в их деятельности.
Следует отметить, что содержащаяся в ст. 14 Конституции РФ характеристика светского государства не упоминает об отделении государственной школы от религии. Федеральным законом от 26.09.1997 № 125-ФЗ (в редакции от 23 июля 2008 г.) ″О свободе совести и о религиозных объединениях″ (ст. 5) установлено, что религиозные организации вправе в соответствии со своими уставами и законодательством Российской Федерации создавать образовательные учреждения.
Официальные лица государства, хотя и вправе исповедовать любую религию, не должны предоставлять каких-либо привилегий той или иной конфессии, допускать ее влияние на принятие государственных решений.
Государственные служащие не имеют права использовать должностные полномочия в интересах религиозных объединений, публично выражать отношение к ним, если это не входит в их обязанности (п. 3 ст. 17 ФЗ ″О государственной гражданской службе Российской Федерации″.
Прочность конституционного строя в существенной степени зависит от демократизма и рациональности организации государственной власти.
Государственная власть отличается правомочием и способностью как содействовать реализации прав и свобод человека и гражданина, так и нарушать их при ненадлежащем использовании своих правомочий. Поэтому гражданам небезразлично, как устроена государственная власть, на каких конституционных основах устроена огромная и опасная для свободы государственная машина.
Конституция РФ относит к уровню основ конституционного строя такие принципы, свойства и качества государственной власти, как:
· суверенитет государства,
· разделение властей,
· органы государственной власти.
· в определенном соотношении с органами государственной власти выступает местное самоуправление.
Рассмотрим эти принципы, свойства и качества.