Конституционный контроль во Франции

Своеобразие конституционного контроля во Франции состоит в том, что он имеет в некотором роде двойственную природу (или двойное начало) и несколько выходит за рамки известных моделей конституционного контроля. Конституционность актов, исходящих от парламента, рассматривается Конституционным советом, а исходящих от органов исполнительной власти – Государственным советом.

Статус Конституционного совета определен Конституцией и специальным органическим законом. Конституционный совет включает две категории членов: по праву и по назначению. К первой категории относятся бывшие президенты Республики (в этом качестве они остаются членами Совета пожизненно), ко второй – девять членов, назначаемых тремя лицами: по три члена Совета назначаются Президентом, председателем Национального собрания и председателем Сената. Согласно внесенным в Конституцию изменениям такое назначение производится с учетом мнения компетентной постоянной комиссии соответствующей палаты. Если три пятых членов этой комиссии выскажутся против назначения, то кандидатура отклоняется (ст. 56 Конституции в новой редакции). Каждый член Конституционного совета назначается на девять лет. Но каждые три года перечисленные субъекты назначают по одному члену Конституционного совета, поэтому каждые три года Конституционный совет обновляется на треть. Председатель Конституционного совета назначается Президентом. Голос председателя является решающим в случае разделения голосов членов Совета поровну (ст. 56 Конституции).

При вступлении в должность члены Совета приносят присягу перед Президентом. Вступление в должность подчинено также условиям несовместимости: члены Совета не могут совмещать свою должность с другими должностями, указанными в законе, по общему правилу – с должностями в государственном аппарате, в государственном или частном секторе экономики. Членам Совета запрещено одновременно быть членами парламента, Правительства, экономического и социального совета; быть руководителем или ответственным лицом в какой-либо политической партии. Однако члены Совета могут занимать должности, не связанные с коммерческой деятельностью, например профессора в университете. Мандат члена Совета невозобновляем; по истечении девяти лет он оставляет свою должность.

Компетенция Конституционного совета весьма разнообразна. Она в той или иной мере затрагивает деятельность и парламента, и Президента. Конституционный совет выносит решения о правильности избрания депутатов и сенаторов (по жалобам), рассматривает вопросы несовместимости должностей, возникающие в отношении членов парламента. Конституционному совету принадлежат более широкие полномочий в отношении выборов Президента.

В случае смерти Президента Республики Конституционный совет констатирует необходимость временного замещения этого поста. Временным президентом становится председатель Сената. Совет также имеет право констатировать вакантность поста Президента, когда тот не может исполнять свои обязанности (ст. 7 Конституции).

Конституционный совет участвует при введении в стране чрезвычайного положения на основании ст. 16 Конституции. Президент, прежде чем ввести такое положение, должен провести консультации с Премьер-министром, председателями парламентских палат и с Конституционным советом. Принятые Президентом меры в период чрезвычайного положения рассматриваются Конституционным советом с точки зрения соответствия их Конституции.

Конституционный совет, кроме того, наблюдает за проведением референдума и объявляет его результаты. В этом случае он консультирует Правительство при подготовке и проведении такого голосования. Совет разбирает разного рода протесты на нарушения при проведении референдумов. Он следит за общим подсчетом голосов и объявляет результаты голосования.

Основная же функция Конституционного советарассмотрение соответствия ряда актов основному закону страны. В обязательном порядке подлежат контролю органические законы до их промульгации или поправки к действующим органическим законам. Вторая обязательная категория актов – регламенты палат парламента. В отношении простых законов запрос Совета не является обязательным. В ведении Конституционного совета лежит контроль за соответствием международных договоров основному закону. Во всех случаях речь идет о проектах международных соглашений; если договор ратифицирован, то он не может быть предметом конституционного контроля. Если соглашение признается не соответствующим основному закону, то оно не может быть ратифицировано до тех пор, пока не будет соответствующим образом изменена Конституция. Правом обращения в Конституционный совет с запросом о конституционности актов обладают Президент, Премьер-министр, председатели парламентских палат, 60 депутатов или 60 сенаторов (ст. 61 Конституции).

Конституционный совет разрешает споры о распределении компетенции между законодательным и исполнительным органами, если во время обсуждения законопроекта в одной из палат парламента выявится, что какая-либо поправка или предложение не входят в область законодательства или противоречат полномочиям, предоставленным в соответствии со ст. 38 Конституции, и Правительство заявляет об их неприемлемости. В случае возникновения разногласий между палатой и Правительством спор разрешается Конституционным советом (ст. 41 Конституции).

Весьма специфическим статусом обладает Государственный совет. Формально он возглавляется Премьер-министром, которого может замещать министр юстиции. Фактическое руководство принадлежит вице-председателю. В состав Государственного совета входят также государственные советники и аудиторы. Структурно Государственный совет состоит из четырех секций: внутренних дел, финансов, общественых работ и социальных вопросов1. Государственный совет выступает в двойном качестве – как высший орган административной юстиции и как консультативный орган Правительства. В качестве первого Совет осуществляет контроль за деятельностью административных органов, решения которых могут обжаловаться в суды административной юстиции, а Государственный совет является в этом случае высшей инстанцией.

Государственный совет – “привилегированный советник” Правительства. Согласно ст. 38 и 39 Конституции он дает предварительные заключения (причем в обязательном порядке) по проектам ордонансов, подготовленных Правительством в порядке делегированного законодательства. Государственный совет консультирует Правительство и министров по юридическим вопросам.

Кроме того, Государственный совет выполняет еще одну важную функцию – конституционный контроль в отношении актов, издаваемых органами исполнительной власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: