Правовые основы охраны и защиты общественной безопасности в РК

Общественный порядок в Республике Казахстан и конституционные основы его охраны.

Тема №2 Общественный порядок и общественная безопасность как социально-правовые категории сферы управления

1. Общественный порядок в Республике Казахстан и конституционные основы его охраны

2. Правовые основы охраны и защиты общественной безопасности в Республике Казахстан

3. Проблемные вопросы административного права в обеспечении общественной безопасности

Понятие общественного порядка включают отношения, складывающиеся в обществе и регулируемые нормами права и морали в целях обеспечения неприкосновенности граждан, защиты их прав и свобод, охраны народного достояния, обеспечения спокойствия и создания необходимых условий для общения людей в процессе удовлетворения их различных жизненных потребностей, для нормальной деятельности государственных и общественных организаций. Подобное понимание содержания общественного порядка обычно применяется в государственной практике, законодательстве, в деятельности ОВД, суда, прокуратуры, добровольных народных дружин и иных самодеятельных организаций трудящихся, участвующих в борьбе с нарушениями законности правил общежития.

Определение понятия и основных черт общественного порядка помогает выработать наиболее действенные меры его правового регулирования и охраны, целенаправленно использовать силы и средства государственных органов и общественности в предупреждении и пресечении преступных и иных посягательств на него.

Содержание общественного порядка составляют отношения между людьми, складывающиеся главным образом в общественных местах улицы, площадки, парки, социально-культурные учреждения, предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, общественный транспорт, вокзалы, аэропорты, общежития, место проведения массовых гуляний, спортивных соревнований и т.д. Вместе с тем было бы неправильным ограничивать общественный порядок только рамками общественных мест. Так, хулиганство в отдельной квартире следует также рассматривать как посягательство на установленный общественный порядок. Главное в определении границ общественного порядка заключается не в территориальном критерии, не в места, где складываются общественные отношения, а в их характере, целях, ради которых они закреплены правовыми или иными социальными нормами - нормами морали, обычаями,

Таким образом, для общественного порядка характерны:

-наличие системы общественных отношений с определенными правами и обязанностями их участников;

-урегулированность этих отношений социальными нормами;

-гарантированная возможность реального осуществления своих прав каждым гражданином, должностным лицом;

-обеспеченная государством и обществом охрана прав граждан, предприятии, учреждении и организации;

-обеспечение строгого исполнения участниками отношений возложенных на них обязанностей.

Координация их деятельности осуществляется в следующих основных направлениях:

1.Взаимная информация о состоянии общественного порядка и мерах, применяемых по его укреплению, обмен опытом работы.

2.Совместный анализ состояния общественного порядка на территории области, района, города; обобщение статистических данных по материалам деятельности каждого из органов.

3.Выработка совместных мероприятий по укреплению общественного порядка, усилению борьбы с преступностью и иными правонарушениями, по созданию условий для наиболее эффективного проведения в жизнь норм, регулирующих общественный порядок.

4.Совместное проведение мероприятий, поддержание постоянных контактов в практическом решении задач охраны общественного порядка и укрепление законности.

Координация работы в сфере охраны общественного порядка необходима не только между ОВД, прокуратуры и судами, но и другими государственными органами, чтобы создать благоприятные условия для реализации прав граждан, наиболее полного удовлетворения их потребностей.

Законом Республики Казахстан «О внесении изменений в Закон Республики Казахстан «О национальной безопасности Республики Казахстан «О национальной безопасности Республики Казахстан» общественная безопасность определяется как «политико-правовая, духовно-нравственная, социальная защищенность жизни, здоровья и материального благополучия граждан Казахстана, а также ценностей казахстанского общества от возможных опасностей и угроз, способность нанести им ущерб».1 Согласно данному закону общественная безопасность является составной частью национальной безопасности, обеспечение которой считается главным условием Республики Казахстан как независимого суверенного государства.

В ходе ретроспективного анализа дореволюционного российского, советского и современного Казахстанского законодательства в области отдельных видов безопасности, являющимся составными частями общественной безопасности, показал историю формирования административно-правовых мер, и позволил обосновать предложения по противодействию современным угрозам здоровью людей, личной безопасности граждан и их имуществу. Казахстан долгое время являлся частью Российской империи, поэтому ретроспективный анализ не возможен без характеристики правового обеспечения общественной безопасности по следующим источникам: Устав о наказаниях 1864 года, Уложения о наказаниях 1885 года, Полицейское (административное) право первый том 1874 года и второй том 1876 года под общей редакцией И.Е. Андриевского; декреты, законы, постановления Правительства и министерств советского периода, Кодексы об административных правонарушениях 1984 и 2001 годов и научные труды ученых исследовавших данную проблематику. Основные виды общественной безопасности существовали почти всегда, за исключением радиационной и ядерной безопасности, а также занятие проституцией. Меры борьбы с последней необходимы и в современных условиях, но Кодекс РК об административных правонарушениях не содержит в себе норм, направленных на борьбу с проституцией. А.П. Коренев считает: «В борьбе с проституцией нельзя полагаться на моральное осуждение, как и уповать на репрессии. Разумеется, административные меры нужны, хотя бы для того чтобы поставить заслон распространению венерических заболеваний, СПИДа и других правонарушений – смежных проституции»1.

Целесообразно в связи с этим использовать опыт европейских государств и решить следующие вопросы:

1) введение административной ответственности за занятие проституцией;

2) провести легализацию проституции (открытие публичных домов);

3) а также исследовать опыт Голландии о легализации продажи и открытого употребления легких наркотических средств, которые не способствуют приобретению наркотической зависимости.

К видам безопасности, образующих общественную безопасность, относятся:

· пожарная безопасность;

· безопасность на водоемах;

· радиационная и ядерная безопасность;

· промышленная безопасность;

· безопасность в области незаконного оборота наркотиков;

· противоэпидемическая безопасность;

· медицинская и венерическая безопасность;

Квалификация основных административных деликтов в сфере защиты общественной безопасности с учетом обобщения соответствующей практики обусловлены следующие выводы и предложения:

1. Критериями, влияющими на безопасность условий жизни общества, являются:

а) угроза гибели человеку;

б) ущерб (или угроза) здоровью населения;

в) нарушение нормальной жизнедеятельности определенного количества населения;

г) материальный ущерб, причиненный физическим и юридическим лицам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: