Компетенция органов законодательной (представительной) и исполнительной власти в сфере внутренних дел

Содержание и особенности управления внутренними делами.

Административная деятельность правоохранительных органов Республики Казахстан.

Предметом изучения курса "Административная деятельность правоохранительных органов Республики Казахстан" является исполнительная и распорядительная \административная \ деятельность правоохранительных органов. В курсе изучаются понятия общественного порядка и конституционные основы его охраны; существенность и принципы административной деятельности органов внутренних дел, ее задачи и методы осуществления, основные формы участия трудящихся в охране общественного порядка, а также складывающиеся в этой сфере общественные отношения и регулирующие эту деятельность норм административного права.

Основными целями курса являются: дать глубокие знания о сущности и значении административной деятельности органов внутренних дел в охране общественного порядка; правильно ориентироваться в действующем законодательстве, которое регулирует административную деятельность органов внутренних дел; дать навыки и умение правильно решать в соответствии с законодательством те или иные вопросы обеспечения охраны общественного порядка; ознакомить с системой органов внутренних дел; формами и методами осуществления административной деятельности со способами обеспечения законности.

Основными задачами курса "Административная деятельность ПО" являются: привитие слушателям глубоких знаний о сущности и значение сферы управления внутренними делами государства вообще и управления в сфере охраны общественного порядка в частности о сущности и значении административной деятельности для охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности: обучение слушателей правильному ориентированию в действующем законодательстве, которые регулирует административную деятельность органов внутренних дел; привитие им навыков и умений правильно решать в соответствии с законодательством те или иные вопросы обеспечения охраны общественного порядка и безопасности; ознакомление слушателей с системой органов внутренних дел, их аппаратов и службами, формами и методами осуществления административной деятельности и способами обеспечения законности в этой деятельности; ознакомление слушателей с отдельными видами и направлениями административной деятельности органов внутренних дел, порядком их осуществления, правовыми основами, регулирующими отдельные виды и направления административной деятельности, организацией и тактикой административно- правовой борьбы с теми или иными видами правонарушений, организацией и тактикой охраны общественного порядка и безопасности в обычных и особых условиях.

Методами изучения курса "Административная деятельность ПО", как и любой другой дисциплины, являются те пути, способы, приемы, которые используются в процессе изучения предмета курса.

Усвоение курса "Административная деятельность ПО" предполагает изучение трудов по науке управления и научной организации управленческого труда, работ по вопросам совершенствования деятельности государственных органов, в том числе органов внутренних дел, укрепление правопорядка и законности.

Важное значение для изучения курса имеют законодательные и иные акты органов представительной и исполнительной власти РК по вопросам формирования правового государства. Успешному усвоению теоретических и практических вопросов административной деятельности ПО способствует изучение работ руководителей государства.

Система курса " Административная деятельность ПО" определяется его содержанием как специальной дисциплины, изучающей административную деятельность органов внутренних дел и ее правовое регулирование. В основу системы курса положена реально существующая система отношений складывающаяся в сфере административной деятельности органов внутренних дел. Эти отношения делятся на две группы: отношения общие для всех видов и направлений административной деятельности в целом, и отношения в отдельных ее видах и направлениях. Соответственно этому, вопросы относящиеся к административной деятельности органов внутренних дел в целом составляют Общую часть курса. Вопросы которые относятся к отдельным видам и направлениям административной деятельности, составляют Особенную часть.

Содержание особенной части курса составляют вопросы относящиеся к отдельным видам и направлениям административной деятельности ПО: службы охраны общественного порядка; административная деятельность полиции по борьбе с отдельными видами нарушений общественного порядка; линейно-отраслевые виды административной деятельности аппаратов службы охраны общественного порядка; осуществление разрешительной и контроль за правилами регистрации граждан в РК; обеспечение правил пребывания на территории Казахстана иностранных граждан и лиц без гражданства; дорожной полиции; служба органов внутренних дел на транспорте; подразделения ГССО (полиция «Кузет)

Термином "внутренние дела" обозначается одна из сфер деятельности государства. Наименование рассматриваемой сферы носит традиционный характер и отражает ее исторически сложившееся содержание. Сфера внутренних дел государства является многоструктурной. Она включает в себя ряд сложных групп общественных отношений, которые связаны с защитой прав, свобод и интересов личности, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств; предупреждением и пресечением преступлений и иных правонарушений; осуществлением оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия; обеспечением безопасности дорожного движения и противопожарной безопасности; осуществлением лицензионно-разрешительной деятельности (выдача лицензий на приобретение, хранения оружия и др.); проведением в жизнь правил регистрации и снятия граждан РК с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РК; обеспечением соблюдения правил пребывания в РК иностранных граждан и лиц без гражданства; охранной собственности по договорам; осуществлением уголовно-исполнительной деятельности и др.

Каждая из перечисленных групп общественных отношений является составной частью рассматриваемой сферы. Лишь в совокупности эти группы дают представление о сфере внутренних дел государства в целом.

Объективно существующая связь, указанных общественных отношений, их специфика позволяют рассматривать сферу внутренних дел как самостоятельный объект государственного управления, т.е. комплекс общественных отношений, выступающий в качестве управляемой системы. Специфические свойства общественных отношений, складывающихся в сфере внутренних дел, обуславливают существование управления внутренними делами как особой сферой, отличающейся от иных сфер и отраслей государственного управления.

Управление внутренними делами, так же как управление в иных сферах и отраслях, представляет собой целенаправленную, организующую деятельность. Управление предполагает наличие субъекта управления, прямых и обратных связей между ними.

Субъектами управления в сфере внутренних дел являются органы государства и их должностные лица, наделенные соответствующими полномочиями; общественные объединения и их представители, обладающие специальными правами по осуществлению функций управления в сфере внутренних дел; граждане участвующие в охране общественного порядка.

Объектами управления в сфере внутренних дел являются граждане, группы, коллективы людей, государственные органы и их служащие, общественные объединения и их служащие (представители).

Основными методами управления в сфере внутренних дел являются убеждение и принуждение. Убеждение как метод управления заключается в воздействии на сознание людей с целью добровольного соблюдения субъектами права законодательства и нравственных правил. Кроме убеждения и принуждения, являющимися универсальными методами управления, применяются производные от них административные, психологические, экономические и иные методы управления.

Управление внутренними делами является одной из сфер государственного управления. Оно обладает обоими для всей системы государственного управлениями чертами и принципами, однако их реализация имеет свои особенности, обуславливаемые спецификой общественных отношений, складывающихся в сфере внутренних дел, ее правоохранительным характером, целями и сущностью управления.

Управление в сфере внутренних дел направлено на претворение в жизнь законов и подзаконных актов; профилактику правонарушений; создание гражданам, государственным органам, предприятиям, учреждениям, организациям условий для реализации их прав и возложенных на них обязанностей; воспитание у граждан правосознания, уважения к нормам права и общечеловеческим нормам морали.

Многие субъекты управления в сфере внутренних дел выступают в качестве представителей власти, наделенных правом давать в пределах своих полномочий распоряжения, предъявлять требования, обязательные для всех граждан и должностных лиц. Они обладают полномочиями по применению мер административного принуждения (административно- предупредительных мер, мер административного пресечения и административно-процессуального обеспечения и административных взысканий).Ряд субъектов совершать оперативно- розыскные, уголовно-процессуальные и уголовно-исполнительные действия.

Управление в сфере внутренних дел характеризуется также тем, что многие субъекты управления не только организуют, но и практически непосредственно осуществляют охраны общественного порядка, ведут борьбу с преступностью и т.д.

Важное место в управленческой деятельности занимают организация и осуществление предупредительно- профилактической работы как наиболее эффективного и гуманного способа борьбы с преступностью и иными правонарушениями в процессе управления внутренними делами, состоят из мер общей и индивидуальной профилактики. Общая профилактика направлена на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений. Индивидуальные профилактические меры применяются непосредственно к личности с антиобщественными установками и ориентирами с целью убедить личность в необходимости законопослушного поведения.

Компетенция органов государственной власти в сфере внутренних дел слагается из объема их полномочий в рассматриваемой сфере.

Президент – издает указы по вопросам относящимся к сфере внутренних дел, охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и борьбе с преступностью; При обстоятельствах и в порядке, предусмотренным в законах РК и конституционными законами, вводит на территории РК и отдельных ее местностях правовой режим чрезвычайного положения, с немедленным уведомлением парламента РК. Он назначает вице-Министра, акимов областей и освобождает их от должности, а также принимает другие меры, на укрепление правопорядка и общественной безопасности.

Парламент обеспечивает законодательное регулирование отношений в сфере внутренних дел, осуществляет законодательное регулирование организации управления внутренними делами, конституционные права и свободы граждан, устанавливает принципы и правовые основы деятельности органов государственного управления и органов местного государственного самоуправления и в сфере внутренних дел, решает другие вопросы, отнесенные к ведению Казахстана.

Правительство РК на основе и во исполнение актов Президента РК и парламента издает постановления и распоряжения по вопросам управления и в сфере внутренних дел и проверяет их исполнение, осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, борьбе с преступностью; объединяет и направляет работу органов исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Литература:

1. Конституция РК - 30.08.95г.

2. Назарбаев Н.А. Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации. Послание Президента страны народу Казахстана:- от 18.02.2005г. //Юридическая газета от 19.02.05г. (№39).

3. Закон РК "Об органах внутренних дел РК". 21.12 95г.

4. Закон РК "О национальной безопасности РК" от 26 июня 1998 года.

5. Закон РК № 307-1 от 9.12.98 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК и признании утратившими силу указов Президента РК, имеющих силу закона, "О специальных государственных органах РК, осуществляющих дознание и следствие" и "О ГСК РК и его органах".

6. Закон РК №349-1 "О государственных секретах".- 15 марта 1999 года.

7. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях.- Алматы, 2001.

8. Государственная программа профилактики правонарушений и борьбы с преступностью на 2005- 2006 годы.

9. Административная деятельность ОВД. Общая и Особенная части: Учебник. Под ред. А.П.Коренева.- М,1999.

10. Альбом схем по административной деятельности ОВД. Под ред. В.О.Руппс, Т.В. Великой.- Костанай, 1997.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: