Предупреждение и пресечение правоохранительными органами административных правонарушений, в сфере антимонопольной деятельности

Литература

1. О миграции населения. Закон РК. 2000г.

2. Об утверждении Правил документирования и регистрации населения РК. Постановление Правительства РК от 12 июля 2000 года N 1063.

3. Об утверждении Инструкции по применению органами внутренних дел Правил документирования и регистрации населения РК. Приказ Министра внутренних дел РК от 4 июня 2005 года N 338.

4. Об утверждении Правил выдачи миграционной карточки. </div><div align="center">Совместный приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан от 5 мая 2003 года N 249, Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 5 мая 2003 года N 160, Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан от 4 мая 2003 года N 82, Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 30 апреля 2003 года N 177.

5. Об утверждении Инструкции о порядке документирования обвиняемых, утерявших документы, удостоверяющие личность, в отношении которых избрана мера пресечения – арест. </div><div align="center">Совместный приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан от 22 января 2003 года N 34, Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан от 23 января 2003 года N 16, Министра юстиции Республики Казахстан от 22 января 2003 года N 8, Председателя Агентства финансовой полиции Республики Казахстан от 22 января 2003 года N 10, Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 22 января 2003 года N 29.

Тема № 18. Предупреждение и пресечение правоохранительными органами административных правонарушений, в сфере антимонопольной деятельности.

План:

1. Природа монополизма и формы государственного управления.

2. Предупреждение и пресечение правоохранительными органами административных правонарушений, в сфере антимонопольной деятельности.

1. Природа монополизма и формы государственного управления.

Монополия — это такая ситуация на рынке, при которой отсутствует конкуренция на стороне предложения, то есть име­ется только один продавец.

Монополизм возникает там, где существует рынок, и его истоки могут быть совершенно разнообразными: монополия может быть создана законодательно (табачная монополия), может иметь естественную основу (естественный монополизм), может быть результатом субъективного отношения покупате­лей либо создаваться коллективно путем заключения соглаше­ний, ограничивающих конкуренцию.

Одним из способов ограничения монополизма является раз­витие конкурентных рынков товаров и услуг, которые можно подразделить на следующие типы:

рынок свободной (совершенной) конкуренции, где все про­давцы и покупатели имеют равные права и возможности;

рынок несовершенной конкуренции, который, в свою оче­редь, подразделяется на рынки чистой монополии, олигополии и монополистической конкуренции.

Наряду с естественной монополией, обусловленной ограни­ченностью факторов производства — особыми экономически- ми природно-климатическими условиями, монополии могут создаваться искусственно. Объективно можно выделись несколько причин образования искусственных монополий..

Первая причина — ограниченное развитие технологии. В та­ких отраслях, как энергетика, транспорт, связь, коммунальное хозяйство, сама технология допускает ограниченное число пред­приятий, занимающихся этими видами деятельности.

Вторая причина, которая является искусственным барьером в развитии конкуренции и образовании монополизма, - это значительное расширение производства отдельных хозяйству­ющих субъектов, их слияние (централизация) в корпорации и акционерные общества, что позволяет им завладеть преобла­дающей долей рынка продукта и потеснить конкурентов. По­казательным примером в этом отношении может служить об­разование по решению Правительства на базе геофизических предприятий республики единого акционерного общества, за­нимающегося производством работ и оказанием всех видов ус­луг в области геологического изучения, разработки и охраны недр.

Третьей причиной, способствующей возникновению моно­полизма, может стать монопольное владение месторождения­ми исходного сырья, необходимого для производства той или иной продукции.

Рынок с его конкуренцией, диверсификацией производства, экономической интеграцией и сбалансированной политикой государства сдерживает монополизацию. В странах с раз­витыми рыночными системами неустойчивый баланс рынка и монополизма сохранялся до тех пор, пока государство не 1%гло на себя ответственность за создание условий для эффективно­го функционирования рынка, применив к монополистам Эко­номические и правовые рычаги воздействия. В этом смысле уже можно говорить о том, что политика этих государств по демо­нополизации приобрела такие масштабы, что может рассмат­риваться как регулярная государственная функция.

В Казахстане, как и во всех странах СНГ, инфраструктура товарных рынков в советский период была демонтировала и заменена централизованным натуральным распределением материальных ресурсов, ставшим одним из устоев командно-ад­министративной системы, что естественным образом пришло к возникновению государственных монополий и широкому развитию административных форм монополизма. О размерах государственной монополии в экономике можно было судить по доле госзаказа, посредством которой государство гаранти­ровало сбыт и присваивало себе функцию монопольного пред­ставителя тысяч потребителей.

На современном этапе развития, в эпоху рыночной саморе­гуляции, характер государственного управления также претер­пел существенные изменения, и это коснулось прежде всего общего характера управления, его форм и методов. Это в пол­ной мере относится и к управлению антимонопольной деятель­ностью.

В настоящее время принцип "власть-подчинение" не явля­ется приоритетным направлением государственного регулиро­вания. Благодаря комплексному осуществлению мер по стиму­лированию самостоятельности хозяйствующих субъектов в вы­боре и переориентации их деятельности приоритетным являет­ся направление по установлению и корректировке общего пра­вового режима их деятельности.

Формирование современной системы управления предпола­гает преодоление ряда организационных стереотипов, характер­ных для идеологических и политических взглядов прошлого на систему государственного управления. Децентрализация хозяй­ствующих субъектов, дифференциация форм собственности предопределили и характер государственного управления в це­лом. Определенная степень самостоятельности государствен­ных предприятий, укрепление их позиций как субъектов рынка и гражданского права, выведение из прямого подчинения госу­дарственным органам предприятий с частной формой собствен­ности не позволяют в полном объеме использовать методы и формы прямого государственного управления.

Государственная политика перехода к рыночным отношени­ям на современном этапе развития республики предопредели­ла изменение форм и методов управленческой деятельности. Вместо прямого юридически властного воздействия стали чаще применяться такие методы управления, как согласование и кон­троль исполнения нормативных актов общегосударственного значения.

В формах управления антимонопольной деятельностью важ­ная роль отводится государственным отраслевым и межот­раслевым программам и планам развития. За 1994—1997 годы в республике было принято несколько общегосударственных программ экономического развития, в которых важное место отводится вопросам управления антимонопольной деятельнос­тью. Значит, уже можно говорить о том, что функция демонополизации экономики при быстром темпе развития товарных рынков становится одной из приоритетных в деятельности го­сударства.

Среди таких программ можно выделить утвержденную Пре­зидентом Республики Казахстан "Программу действий Прави­тельства по углублению реформ и выходу из экономического кризиса". В рамках этой Программы в сфере антимонополь­ной деятельности и конкурентной политики предполагается осу­ществить ряд мер, нацеленных на демонополизацию торговли, грузоперевозок, внешней торговли и пр. С этой целью намече­но прежде всего провести либерализацию цен и товарных рын­ков с одновременным отказом от ограничения уровня рента­бельности предприятий-монополистов, установив единый ме­тодологический подход к формированию цен всех хозяйствую­щих субъектов, внедрив в практику заключение между пред­приятиями двусторонних и многосторонних соглашений по вза­имному ограничению цен. Также с этой целью Правительству республики предписано пересмотреть свои решения в части соз­дания национальных и государственных акционерных компа­ний и холдингов на предмет их соответствия антимонопольно­му законодательству.

Эти меры явились своего рода первым шагом в том ком­плексе мер по развитию конкурентной среды и ограничению монополистической деятельности, которые Правительство на­метило осуществить в дальнейшем.

Так, при разработке индикативного плана экономического и социального развития Республики Казахстан на 1996—2000 годы необходимо обязательно предусмотреть решение проблем, связанных с созданием конкурентоспособных производств на внутреннем и внешних рынках, проведением реструктуризации и совершенствованием различного вида производств 2, а в сос­тав индикативного плана необходимо включать макроэкономи­ческие характеристики, отражающие развитие рынков, рыноч­ной инфраструктуры, ценовой и антимонопольной политики I

С января 1996 года введена практика заключения соглаше­ний антимонопольных органов с хозяйствующими субъектами-монополистами, предусматривающих установление определен­ных требований по защите прав потребителей, гибкое регули­рование монопольно высокой прибыли. В области регулирова­ния цен предусматривается заключение межотраслевых цено­вых соглашений, целью которых является согласованное опре­деление предельных уровней цен и тарифов на затратообразующие виды продукции, работы и услуги на определенный пе­риод.

Межотраслевые ценовые соглашения заключаются между производителями затратообразующих видов продукции, работ и услуг и их потребителями — крупными предприятиями и ор­ганизациями '.

Использование программ в государственном управлении получило свое развитие в 80-е годы, когда имела место плано­вая дисциплина. Юридические свойства современных государственных программ не получили должного формального закреп­ления, однако их с полной уверенностью можно отнести к по­литико-правовым актам, имеющим юридическое значение, по­скольку с их помощью осуществляется целевое управление в различных сферах, в частности, и в антимонопольной сфере, и формируется организационно-правовой механизм их реализации.

Управление антимонопольной деятельностью относится по своей сущности к межотраслевому управлению, особенностью которого является его координационно-контрольное содержа­ние.

Субъектами межотраслевого управления являются органы, не имеющие отраслевого профиля деятельности и специализи­рующиеся на выполнении межотраслевых функций. Предпо­сылками такого управления являются межотраслевой характер и внеотраслевая значимость специализированных функций. Органы, выполняющие специализированные межотраслевые

функции, создаются в форме министерств, государственных комитетов и ведомств. В основном они осуществляют полно­мочия в отношении организационно не подчиненных им орга­нов исполнительной власти, а также хозяйствующих субъек­тов.

Субъекты межотраслевого управления обладают надведомственными полномочиями именно межотраслевого характера. Они могут касаться вопросов, имеющих значение для несколь­ких отраслей либо конкретных отраслей, а также других субъектов межотраслевого управления.

Функции государственного управления антимонопольной деятельностью в Республике Казахстан возложены на антимо­нопольные органы, которые в соответствии с Указом Прези­дента Республики Казахстан "О мерах по дальнейшему повыше­нию эффективности государственного управления в Республи­ке Казахстан" от 10 октября 1997 г. переданы в подчинение Агентства по стратегическому планированию и реформам Рес­публики Казахстан — центрального исполнительного органа, осуществляющего межотраслевую координацию и регулирова­ние, а также руководство по формированию и осуществлению государственной политики цен, демонополизации товарных и финансовых рынков, ограничению и пресечению монополис­тической деятельности, развитию добросовестной конкуренции, защиты прав потребителей.

Антимонопольные органы в системе Агентства составляют единую вертикальную структуру управления.

Территориальные отделения организуют свою деятельность в пределах полномочий, возложенных на них Агентством по стратегическому планированию и реформам Республики Казах­стан, выполняют функции в пределах полномочий Агентства на территориях и ему подотчетны.

Территориальные отделения Департамента по ценовой и антимонопольной политике являются его структурными под­разделениями, пользуются правами юридического лица, имеют расчетный счет и печать со своим наименованием.

Уполномоченные Департамента пользуются правами, деле­гированными им руководителем Агентства — министром.

Руководители территориальных отделений Департамента по ценовой и антимонопольной политике назначаются на долж­ность и освобождаются от должности министром.

На Департамент по ценовой и антимонопольной политике и его территориальные отделения возложены следующие функ­ции:

формирование и осуществление единой государственной политики в обеспечении конкурентных условий хозяйствова­ния, ценообразовании и защите прав потребителей;

демонополизация хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных и финансовых рынках;

выявление и пресечение монополистической деятельности, создание условий для развития конкуренции;

регулирование деятельности хозяйствующих субъектов, за­нимающих доминирующее положение на товарных и финансо­вых рынках в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

контроль за соблюдением государственной дисциплины цен, антимонопольного законодательства, прав потребителей и пре­сечение нарушений в этих сферах.

Департамент наделен обширными полномочиями в области ценообразования, демонополизации, а также по непосредствен­ному применению мер административного принуждения за на­рушение антимонопольного законодательства.

В частности, в области ценообразования Департамент осу­ществляет методологическое, методическое руководство по установлению и применению цен и тарифов и определяет поря­док ценообразования, утверждает прейскуранты цен и тарифов на платные работы и услуги, выполняемые органами государ­ственного контроля и надзора, бюджетными организациями и пр., осуществляет анализ рынков с целью выявления монополь­но высоких (низких) цен и предотвращения получения сверх­доходов, а Министерство вправе вносить в Правительство пред­ложения по прямому регулированию цен и тарифов на услуги связи, пассажирские перевозки, коммунальные услуги, другие наиболее важные виды продукции хозяйствующих субъектов, включенных в Государственный Реестр естественных монопо­листов.

В целях регулирования цен на продукцию хозяйствующих субъектов — естественных монополистов Департамент прини­мает решения о регулировании монопольно высокой прибыли монополистов в зависимости от изменения себестоимости, объ­емов производства и уровня инфляции, осуществляет провер­ки фактического состава затрат и размеров прибыли у естест­венных монополистов.

В области демонополизации он разрабатывает и утверждает программы демонополизации отдельных хозяйствующих субъ­ектов; дает обязательные заключения на документацию, пред­ставляемую хозяйствующими субъектами для их государственной регистрации, перерегистрации, если они создаются или ре­организуются с участием хозяйствующих субъектов, включен­ных в Реестр; дает разрешения на приобретение контрольных пакетов акций хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр, иностранными инвесторами; согласовывает проекты санаций, прекращения деятельности или применения процедуры банк­ротства в отношении включенных в Реестр хозяйствующих субъ­ектов о случае их хронической неплатежеспособности и пр.

Департамент для надлежащего выполнения возложенных на него функций и задач наделен целым рядом властных полно­мочий:

проводить расследования по нарушениям антимонопольно­го законодательства и дисциплины цен, создавать администра­тивную комиссию, вызывать и налагать в пределах своей ком­петенции штрафы на должностных лиц и граждан либо возбуж­дать дело о наложении таких штрафов ';

вызывать и получать от должностных лиц и граждан Рес­публики Казахстан, иностранных граждан и лиц без граждан­ства необходимую информацию, документы или их копии по поводу допущенных нарушений антимонопольного законода­тельства и дисциплины цен;

давать органам власти и управления, хозяйствующим субъ­ектам и их должностным лицам обязательные для рассмотре­ния представления и обязательные для исполнения предосте­режения и предписания на предмет устранения нарушений анти­монопольного законодательства и дисциплины цен; признавать недействительными полностью или частично принятые органами власти и управления акты, а также согла­шения этих органов, хозяйствующих субъектов, нарушающие антимонопольное законодательство и дисциплину цен;

принимать решения об изъятии в доход бюджета сумм, по­лученных хозяйствующими субъектами в результате наруше­ния ими антимонопольного законодательства и дисциплины цен.

Решения Департамента по ценовой и антимонопольной по­литике, принимаемые в пределах его компетенции, являются обязательными для исполнения всеми государственными орга­нами управления, ведомствами, местными исполнительными органами, хозяйствующими субъектами и их объединениями.

примечание: За нарушение антимонопольного законодательства зако­нодательством предусмотрена административная и уголовная ответственность. За совершение административного правонарушения на граждан — хозяйству­ющих субъектов налагается штраф в размере от пяти до десяти, а на долж­ностных лип — от двух до восьми расчетных показателей.

Департамент также вправе отменять действие нормативных актов министерств, государственных комитетов, ведомств и дру­гих органов государственного управления, а также решений органов управления хозяйствующих субъектов любой формы собственности или их объединений, которые входят в противо­речие с антимонопольным законодательством.

Правительством проводится большая работа по координа­ции деятельности и развитию взаимного сотрудничества в об­ласти антимонопольной политики. 22 июня 1994 года Верхов­ным Советом Республики Казахстан был ратифицирован До­говор о проведении согласованной антимонопольной полити­ки, участниками которого стали Республика Азербайджан, Рес­публика Армения, Республика Беларусь, Республика Грузия, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина1.

Задачами настоящего Договора являются:

координация совместных действий по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

сближение антимонопольного законодательства стран-участников Договора;

создание условий для развития конкуренции, эффективно­го функционирования товарных рынков и зашиты прав потре­бителей;

согласование порядка рассмотрения и оценки монополис­тической деятельности хозяйствующих субъектов, органов влас­ти и управления и создание на этой основе механизма сотруд­ничества.

Для реализации данного Договора его участники учредили Межгосударственный совет по антимонопольной политике, который призван вырабатывать критерии и способы оценки монополистической деятельности, недобросовестной конкурен­ции, процедуры расследования дел по нарушению правил кон­куренции, Правила и механизмы воздействия на хозяйствую­щие субъекты, органы власти и управления, нарушающие пра­вила конкуренции в общем экономическом пространстве, и со­гласование их между странами-участниками.


1 См.: О внесении изменений и изменений в Закон РК «О национальной безопасности РК» от 26 июня 1998 года. Закон РК от 28 апреля 2000 года № 45.

1 А.П. Коренев. Административная деятельность ОВД: Учебник, Часть Особенная. –М,1997. –С.-107.

3 Совместный приказ Министра юстиции Республики Казахстан от 1 апреля 2003 года N 58 и Министра внутренних дел Республики Казахстан от 2 апреля 2003 года N 173. Об утверждении Инструкции по взаимодействию органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан и органов внутренних дел Республики Казахстан по контролю за образом жизни и поведением лиц, осужденных к наказаниям и иным мерам уголовно-правовой ответственности, не связанным с изоляцией от общества</div>


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: