Тема 4.6. Поведение покупателя после покупки. Модель процесса повторной покупки
Тема 4.3. Осознание потребителем потребности в товаре и информационный поиск
Процесс осознания потребности во многом зависит от того, насколько велико расхождение между фактическим состоянием (текущая ситуация потребителя) и желаемые (ситуацией, в которой потребителю хотелось бы оказаться, каким ему хотелось бы стать). Когда это расхождение достигает определенного уровня или превышает его, потребность осознана.
Есть два главных подхода к измерению активности поиска потребителя, когда принимается решение о покупке: ретроспективный опрос и наблюдение.
Назначение модели. Эта модель описывает поведение потребителя при совершении повторной покупки. Психологический настрой потребителя. Процесс приобретения чего-либо начинается с осознания потенциальным покупателем потребности сделать это. Решение о необходимости покупки. Когда потенциальный потребитель получил информацию о марках товаров и сформировал свое мнение о них, он может прийти к решению совершить покупку. Покупка. Теперь покупатель решил, какие качества товара важны для него. Он выстроил все марки товара в ряд в соответствии с этими показателями. Скорее всего, будет выбран товар, наилучшим образом отвечающий установленным критериям. Эти качества - не только физические свойства, которые важны для покупателя. Они включают в себя и цену, и множество других показателей. Оценка товара после покупки. Совершив покупку, покупатели часто оценивают товар по установленным критериям, таким, как потребительская ценность, практичность, скорость и отделка, если это автомобиль, или вкус, если это пищевой продукт. Результаты оценки создают у покупателей определенное психологическое состояние.
|
|
Рынок промышленных товаров отличается от рынка конечных потребителей следующим:
·на нем меньше покупателей;
·они крупнее;
·более сконцентрированы географически;
·их спрос определяется спросом конечных потребителей;
·обычно их спрос неэластичен по цене;
·спрос может резко меняться;
·покупатели являются профессионалами.
Основные факторы, оказывающие влияние на производственных покупателей, перечисляются ниже.
Факторы окружающей среды:
·уровень первичного спроса;
·экономические перспективы;
·стоимость кредита;
·условия материально-технического снабжения;
·темпы научно-технического прогресса;
·политическая обстановка;
·государственное регулирование;
·деятельность конкурентов.
Факторы особенности организаций:
·цели организации;
·политические установки;
·методы работы;
·организационная структура.
Факторы межличностных отношений:
·полномочия;
·статус;
·умение убеждать.
Индивидуальные особенности представителей:
·возраст;
·уровень доходов;
·образование;
·служебное положение;
·тип личности;
·готовность к риску.