Собственный склад фирмы или склад общего пользования

Основными проблемами, решаемыми складской логистикой являются следующие:

× выбор между собственным складом или складом общего пользования;

× определение количества складов и размещение складской сети;

× определение типа, размера и места расположения склада;

× выбор системы складирования

× выбор оборудования склада.

Существуют две основные альтернативы владения складом: приобретение складов в собственность или использование складов общего пользования (СОП). Возможна и третья альтернатива - лизинг, т.е. краткосрочная или долгосрочная аренда оборудования и других технических средств за определенную плату. Однако этот вариант близок к приобретению склада и в данном случае может рассматриваться как первая альтернатива.

Выбор между этими вариантами или их комбинацией - одна из самых главных проблем в складировании. Комбинация собственного склада и СОП особенно привлекательна и экономически оправдана, если фирма реализует свою продукцию во многих различных регионах и в случае сезонного спроса на товар. Это решение должно быть направлено на поиск компромисса. Оба случая имеют и преимущества, и недостатки. При выборе одного из них обычно решающим является условие минимума затрат.

Рассмотрим некоторые факторы, указывающие в пользу выбора той или другой альтернативы. Критическим фактором экономичности склада фирмы (собственного склада) является стабильно высокий оборот. В пользу выбора собственного склада можно отнести постоянный спрос с насыщенной плотностью рынка сбыта на обслуживаемой территории. На собственных складах лучше поддерживаются условия хранения и контроля за продукцией. Руководству фирмы в таких условиях легче корректировать стратегию сбыта и повышать перечень предлагаемых клиенту услуг, что дает ему возможность укреплять свои позиции в конкурентной борьбе.

Складам общего пользования следует отдавать предпочтение при низких объемах оборота фирмы, выраженной неравномерности оборота фирмы или сезонности хранимого товара. К выбору СОП прибегают в случаях, когда фирма внедряется на новый рынок, где уровень стабильности продаж либо неизвестен, либо непостоянен. СОП не требуют частных инвестиций фирмы в развитие складского хозяйства, к тому же сокращаются финансовые риски от владения своими собственными складами, увеличивается гибкость в потребности складской площади (можно изменять арендованные складские мощности и сроки их аренды).


Лекция №15

на тему: «Размещение складской сети»

ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ:

1. Количество складов и размещение складской сети

2. Система складирования как основа рентабельности работы склада

3. Особенности складской подсистемы «Здание»

4. Грузовая единица – элемент логистики

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ:

1. Каким способом осуществляется поставка продукции от предприятия изготовителя предприятию потребителю

2. Как классифицируются склады промышленных предприятий и фирм

3. Назовите основные функции складов

4. В чем преимущество собственного склада

5. В каких случаях используют склады общего пользования

6. Назовите факторы, влияющие на число складов

7. Назовите складские подсистемы, которые включает система складирования

Рекомендации по изучению темы лекции:

В рамках данной темы студенты изучают следующие вопросы:

• склады, их определение и виды;

• функции складов

• краткая характеристика складских операций;

• грузовая единица — элемент логистики. Наиболее типичными объектами в цепи, которую проходит материальный поток начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя, являются склады, под кото­рыми понимают здания, сооружения и разнообразные устрой­ства, предназначенные для приемки, размещения и хранения поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителю. Все множество разнообразных скла­дов делят на две основные группы:

— склады на участке движения продукции производственно-технического назначения;

— склады на участке движения товаров народного потребле­ния.

Материал первого вопроса знакомит с различными видами складов внутри каждой из названных групп.

Изучая следующий вопрос, студенты узнают, какие комплек­сы работ выполняются на складах различных видов, продолжая

тем самым формировать у себя целостное представление о си­стеме, обеспечивающей прохождение материального потока от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.

Во втором вопросе раскрывается взаимосвязь эффективности функционирования материалопроводящей цепи и склада как од­ного из ее звеньев. Суть связи заключается в следующем. Чем бо­лее развиты логистические связи в материалопроводящей цепи, тем эффективнее работа склада как звена этой цепи. С другой стороны, сама возможность логистической организации матери­алопроводящей цепи в существенной степени зависит от разви­тия логистики внутри составляющих ее звеньев, в том числе и складов.

Третий вопрос темы знакомит студентов со складскими опе­рациями, в том числе и с методами их выполнения в современных складских системах, отличающихся высокой степенью механиза­ции и автоматизации технологических процессов.

Грузовая единица — некоторое количество грузов, кото­рые погружают, транспортируют, выгружают и хранят как единую массу. Грузовые единицы, подобно детским кубикам в картонной коробке, должны без остатка занимать любые пред­назначенные для них площади и объемы, например, площадь стеллажа или площадь кузова автомобиля или вагона. Как это сделать — студенты узнают, изучив четвертый вопрос темы, который, раскрывая роль грузовых единиц как связующего эле­мента в логистических процессах, продолжает ввязывать склад в макрологистический процесс.

В рамках данной темы студентам рекомендуется выполнить следующую самостоятельную работу:

— познакомиться с зарубежным опытом организации склад­ского хозяйства,

— познакомиться с работой склада конкретной фирмы, со­ставить схему материальных потоков для этого склада, выявить факторы, определяющие порядок прохождения материальных потоков внутри склада, а также факторы, наиболее существенно влияющие на стоимость складской грузопереработки;

— оценить степень технической и технологической согласо­ванности внутрискладского процесса с процессами грузоперера­ботки у партнеров (поставщики, покупатели, транспорт);

— предложить меры по усилению логистических связей в ма­териалопроводящей цепи, звеном которой является изучаемый склад.

Студентам вечернего и заочного отделений исследование ре­комендуется сделать на базе организаций, в которых они рабо­тают.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: