Основными проблемами, решаемыми складской логистикой являются следующие:
× выбор между собственным складом или складом общего пользования;
× определение количества складов и размещение складской сети;
× определение типа, размера и места расположения склада;
× выбор системы складирования
× выбор оборудования склада.
Существуют две основные альтернативы владения складом: приобретение складов в собственность или использование складов общего пользования (СОП). Возможна и третья альтернатива - лизинг, т.е. краткосрочная или долгосрочная аренда оборудования и других технических средств за определенную плату. Однако этот вариант близок к приобретению склада и в данном случае может рассматриваться как первая альтернатива.
Выбор между этими вариантами или их комбинацией - одна из самых главных проблем в складировании. Комбинация собственного склада и СОП особенно привлекательна и экономически оправдана, если фирма реализует свою продукцию во многих различных регионах и в случае сезонного спроса на товар. Это решение должно быть направлено на поиск компромисса. Оба случая имеют и преимущества, и недостатки. При выборе одного из них обычно решающим является условие минимума затрат.
Рассмотрим некоторые факторы, указывающие в пользу выбора той или другой альтернативы. Критическим фактором экономичности склада фирмы (собственного склада) является стабильно высокий оборот. В пользу выбора собственного склада можно отнести постоянный спрос с насыщенной плотностью рынка сбыта на обслуживаемой территории. На собственных складах лучше поддерживаются условия хранения и контроля за продукцией. Руководству фирмы в таких условиях легче корректировать стратегию сбыта и повышать перечень предлагаемых клиенту услуг, что дает ему возможность укреплять свои позиции в конкурентной борьбе.
Складам общего пользования следует отдавать предпочтение при низких объемах оборота фирмы, выраженной неравномерности оборота фирмы или сезонности хранимого товара. К выбору СОП прибегают в случаях, когда фирма внедряется на новый рынок, где уровень стабильности продаж либо неизвестен, либо непостоянен. СОП не требуют частных инвестиций фирмы в развитие складского хозяйства, к тому же сокращаются финансовые риски от владения своими собственными складами, увеличивается гибкость в потребности складской площади (можно изменять арендованные складские мощности и сроки их аренды).
Лекция №15
на тему: «Размещение складской сети»
ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ:
1. Количество складов и размещение складской сети
2. Система складирования как основа рентабельности работы склада
3. Особенности складской подсистемы «Здание»
4. Грузовая единица – элемент логистики
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ:
1. Каким способом осуществляется поставка продукции от предприятия изготовителя предприятию потребителю
2. Как классифицируются склады промышленных предприятий и фирм
3. Назовите основные функции складов
4. В чем преимущество собственного склада
5. В каких случаях используют склады общего пользования
6. Назовите факторы, влияющие на число складов
7. Назовите складские подсистемы, которые включает система складирования
Рекомендации по изучению темы лекции:
В рамках данной темы студенты изучают следующие вопросы:
• склады, их определение и виды;
• функции складов
• краткая характеристика складских операций;
• грузовая единица — элемент логистики. Наиболее типичными объектами в цепи, которую проходит материальный поток начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя, являются склады, под которыми понимают здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителю. Все множество разнообразных складов делят на две основные группы:
— склады на участке движения продукции производственно-технического назначения;
— склады на участке движения товаров народного потребления.
Материал первого вопроса знакомит с различными видами складов внутри каждой из названных групп.
Изучая следующий вопрос, студенты узнают, какие комплексы работ выполняются на складах различных видов, продолжая
тем самым формировать у себя целостное представление о системе, обеспечивающей прохождение материального потока от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.
Во втором вопросе раскрывается взаимосвязь эффективности функционирования материалопроводящей цепи и склада как одного из ее звеньев. Суть связи заключается в следующем. Чем более развиты логистические связи в материалопроводящей цепи, тем эффективнее работа склада как звена этой цепи. С другой стороны, сама возможность логистической организации материалопроводящей цепи в существенной степени зависит от развития логистики внутри составляющих ее звеньев, в том числе и складов.
Третий вопрос темы знакомит студентов со складскими операциями, в том числе и с методами их выполнения в современных складских системах, отличающихся высокой степенью механизации и автоматизации технологических процессов.
Грузовая единица — некоторое количество грузов, которые погружают, транспортируют, выгружают и хранят как единую массу. Грузовые единицы, подобно детским кубикам в картонной коробке, должны без остатка занимать любые предназначенные для них площади и объемы, например, площадь стеллажа или площадь кузова автомобиля или вагона. Как это сделать — студенты узнают, изучив четвертый вопрос темы, который, раскрывая роль грузовых единиц как связующего элемента в логистических процессах, продолжает ввязывать склад в макрологистический процесс.
В рамках данной темы студентам рекомендуется выполнить следующую самостоятельную работу:
— познакомиться с зарубежным опытом организации складского хозяйства,
— познакомиться с работой склада конкретной фирмы, составить схему материальных потоков для этого склада, выявить факторы, определяющие порядок прохождения материальных потоков внутри склада, а также факторы, наиболее существенно влияющие на стоимость складской грузопереработки;
— оценить степень технической и технологической согласованности внутрискладского процесса с процессами грузопереработки у партнеров (поставщики, покупатели, транспорт);
— предложить меры по усилению логистических связей в материалопроводящей цепи, звеном которой является изучаемый склад.
Студентам вечернего и заочного отделений исследование рекомендуется сделать на базе организаций, в которых они работают.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА