Грузовая единица - элемент логистики

Сравнение капитальных и эксплуатационных затрат

Таблица 7

Показатели Высота здания, (h), м
7,5    
Площадь, кв.м      
Величина отклонения площади от показателя склада h = 7,5 м, %   35,9 52,4
Мощность хранения товаров и тары      
Капитальные затраты, млн. $ 3,7 3,3 2,9
Величина отклонения капитальных затрат от показателя склада h = 7,5 м, %   10,8 21,6
Ежегодные эксплуатационные затраты, тыс. $      
Величина отклонения ежегодных эксплуатационных затрат от показателя h = 7,5 м, %   9,3 34,4

Эффективность использования складского объема во многом зависит также и от высоты складирования груза, которая должна максимально приближаться к высоте склада.

Одним из ключевых понятий логистики является понятие грузовой единицы. Грузовая единица - некоторое количество продукции, которое погружают, транспортируют, выгружают и хранят как единую массу.

Грузовая единица - это тот элемент логистики, который своими параметрами связывает технологические процессы участников логистического процесса в единое целое. Формироваться грузовая единица может как на производственных участках, так и на складах.

Существенными характеристиками грузовой единицы являются следующие: размеры грузовой единицы; способность к сохранению целостности, а также первоначальной геометрической формы в процессе разнообразных логистических операций.

Размеры грузовых единиц, а также оборудования для их погрузки, транспортировки, разгрузки и хранения должны быть согласованы между собой. Это позволяет эффективно использовать материально-техническую базу участников логистического процесса на всех этапах движения материального потока.

В качестве основания или платформы для формирования грузовой единицы используются стандартные поддоны размером 1200х800 и 1200х1000 мм. Любой груз, упакованный в стандартную транспортную тару, можно рационально уложить на этих поддонах. Это достигается унификацией размеров транспортной тары.

В логистике применяется разнообразная материально-техническая база. Для того чтобы она была соизмерима, используют некоторую условную единицу площади, так называемый базовый модуль. Этот модуль представляет собой прямоугольник со сторонами 600х400 мм, который должен укладываться кратное число раз на площади грузовой платформы транспортного средства, на рабочей поверхности складского оборудования и т. п.

Использование единого модуля позволяет привести в гармоническое соответствие размеры материально-технической базы на всем пути движения материального потока, начиная от первичного источника сырья, вплоть до конечного потребителя.

На основании базового модуля разработана единая система унифицированных размеров транспортной тары. Принцип создания этой системы заключается в том, что площадь поддона разделяют на сетку кратных поддону размеров, которые определяют наружные и внутренние размеры транспортной тары.

Способность грузовой единицы сохранять целостность в процессе выполнения логистических операций достигается пакетированием. Пакетирование - это операция формирования на поддоне грузовой единицы и последующее связывание груза и поддона в единое целое.

Пакетирование обеспечивает:

× сохранность продукта на пути движения к потребителю;

× возможность достижения высоких показателей эффективности при выполнении погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ за счет их комплексной механизации и автоматизации;

× максимальное использование грузоподъемности и вместимости подвижного состава на всех видах транспорта; возможность перегрузки без переформирования;

× безопасность выполнения погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ.

Примеры размещения тары на поддоне

На практике применяют различные методы пакетирования грузовых единиц, такие как обандероливание стальными или полиэтиленовыми лентами, веревками, резиновыми сцепками, клейкой лентой и др. Одним из наиболее прогрессивных методов формирования грузовых единиц является пакетирование грузов с помощью термоусадочной пленки. Этот метод имеет следующие преимущества.

1. Высокая степень сохранности грузов.

Грузовой пакет, обандероленный термоусадочной пленкой, имеет повышенную устойчивость. Не вызывает разрушения пакета даже его наклон под углом до 35 градусов. В результате уменьшаются потери при транспортировке, увеличивается безопасность-работы с грузом.

Грузы в термоусадочной пленке защищены от пыли, грязи и влаги и могут противостоять атмосферным условиям до двух месяцев. Снижается возможность хищения грузов, так как любое нарушение упаковки сразу становится заметным.

2. Возможность пакетирования грузов различных размеров и формы. Упаковывать в термоусадочную пленку можно кирпич, бакалейные товары, книги, металлические детали неправильной формы и многое другое.

3. Сравнительно низкие затраты труда.

При использовании автоматического и полуавтоматического оборудования затраты труда на пакетирование в термоусадочную пленку в 3-4 раза меньше затрат труда на пакетирование с помощью стальной ленты.

Кроме того, хранящаяся в стеллаже обандероленная пленкой грузовая единица может быть вскрыта для отборки части пакета. При этом целостность грузовой единицы не нарушается, что также дает экономию рабочего времени - не требует повторной упаковки груза.


Лекция №16

на тему: «Размещение материальных ресурсов и расчёты площадей склада»

ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ:

1. Количество складов и размещение складской сети

2. Система складирования как основа рентабельности работы склада

3. Особенности складской подсистемы «Здание»

4. Грузовая единица – элемент логистики

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ:

1. Назовите два способа определения полезной площади складов

2. Напишите формулу определения способа нагрузки на 1 кв. м площади

3. Напишите формулу определения способа коэффициента заполнения объёмов

4. Напишите формулу определения количества подъёмно-транспортного оборудования

5. Как определяется средний срок хранения грузов на складе

6. Напишите формулу коэффициента использования ёмкости

7. Напишите формулу по которой определяется оборот склада

8. Напишите определения коэффициента использования оборудования во времени

9. Напишите формулу определения пропускной способности склада

10. Напишите формулу определения коэффициента использования оборудования по производительности

11. Напишите формулу определения коэффициента полезно используемой площади

12. Напишите формулу определения коэффициента полезно используемого объёма

13. Как рассчитывается показатель общих затрат на тонну товаров?

14. Как определяются текущие затраты (издержки производства и обращения)?

15. Напишите формулу определения единовременных затрат

Рекомендации по изучению темы лекции:

В рамках данной темы студенты изучают следующие вопросы:

• склады, их определение и виды;

• функции складов

• краткая характеристика складских операций;

• грузовая единица — элемент логистики. Наиболее типичными объектами в цепи, которую проходит материальный поток начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя, являются склады, под кото­рыми понимают здания, сооружения и разнообразные устрой­ства, предназначенные для приемки, размещения и хранения поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителю. Все множество разнообразных скла­дов делят на две основные группы:

— склады на участке движения продукции производственно-технического назначения;

— склады на участке движения товаров народного потребле­ния.

Материал первого вопроса знакомит с различными видами складов внутри каждой из названных групп.

Изучая следующий вопрос, студенты узнают, какие комплек­сы работ выполняются на складах различных видов, продолжая

тем самым формировать у себя целостное представление о си­стеме, обеспечивающей прохождение материального потока от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.

Во втором вопросе раскрывается взаимосвязь эффективности функционирования материалопроводящей цепи и склада как од­ного из ее звеньев. Суть связи заключается в следующем. Чем бо­лее развиты логистические связи в материалопроводящей цепи, тем эффективнее работа склада как звена этой цепи. С другой стороны, сама возможность логистической организации матери­алопроводящей цепи в существенной степени зависит от разви­тия логистики внутри составляющих ее звеньев, в том числе и складов.

Третий вопрос темы знакомит студентов со складскими опе­рациями, в том числе и с методами их выполнения в современных складских системах, отличающихся высокой степенью механиза­ции и автоматизации технологических процессов.

Грузовая единица — некоторое количество грузов, кото­рые погружают, транспортируют, выгружают и хранят как единую массу. Грузовые единицы, подобно детским кубикам в картонной коробке, должны без остатка занимать любые пред­назначенные для них площади и объемы, например, площадь стеллажа или площадь кузова автомобиля или вагона. Как это сделать — студенты узнают, изучив четвертый вопрос темы, который, раскрывая роль грузовых единиц как связующего эле­мента в логистических процессах, продолжает ввязывать склад в макрологистический процесс.

В рамках данной темы студентам рекомендуется выполнить следующую самостоятельную работу:

— познакомиться с зарубежным опытом организации склад­ского хозяйства,

— познакомиться с работой склада конкретной фирмы, со­ставить схему материальных потоков для этого склада, выявить факторы, определяющие порядок прохождения материальных потоков внутри склада, а также факторы, наиболее существенно влияющие на стоимость складской грузопереработки;

— оценить степень технической и технологической согласо­ванности внутрискладского процесса с процессами грузоперера­ботки у партнеров (поставщики, покупатели, транспорт);

— предложить меры по усилению логистических связей в ма­териалопроводящей цепи, звеном которой является изучаемый склад.

Студентам вечернего и заочного отделений исследование ре­комендуется сделать на базе организаций, в которых они рабо­тают.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: