Тема 10. Проблема бытия

Проблемой бытия традиционно занималась онтология. Категория бытия возникла как предельно обобщенная характеристика того, что присуще всему миру. Сам термин «бытие» означает «быть», «существовать», «пребывать». Категория бытия в самом широком смысле есть понятие о всеохватывающей реальности, предельно общее понятие о существовании, включающее в себя бесконечное многообразие как материальных, так и духовных предметов и явлений. Уже древние философы различали саму вещь и идею вещи.

Разделение бытия на две сферы – материальное и идеальное – связано с осознанием различия между объективным бытием и субъективным бытием. Главный отличительный признак объективного бытия – существование вне и независимо от сознания человека. Субъективное бытие означает существование внутри сознания человека. Специфика каждого рода бытия была зафиксирована соответственно в понятиях – материя и сознание.

Категория «небытия». Противоположностью категории «бытие» является категория «небытие». Существенной характеристикой всего конечного является его преходящий характер: все конкретные материальные и духовные образования имеют начало и конец в своем существовании. Понятие «небытия» носит относительный характер. Конечные образования переходят в другую качественную определенность. Существует многообразие форм бытия.

Разделив бытие на две сферы – материальную и духовную, осознав различие форм существования мира, человек ставит вопрос об их единстве.

«Чистое бытие». «Чистое бытие» — это существование, взятое само по себе, в отвлечении от всех его конкретных признаков. Парменид (VI в. до н.э.) доказывал, что из понятия бытия вытекает отсутствие небытия. Невозможно даже помыслить небытие, ибо если мы подумали о нем, оно уже существует в нашем мышлении.Бытие «неподвижно», едино, неделимо и однородно: разделить его на части могло бы только небытие, а его нет. Бытие не может иметь границ, у него нет ни начала, ни конца.

В философии Гегеля категория «чистого бытия» является исходным пунктом развития Абсолютной идеи: отмечая тождество «чистого бытия» и «чистого ничто», Гегель вводит понятие «становление», в котором эти противоположности синтезируются. «Становление» имеет своим результатом нечто ставшее, т.е. «наличное бытие», т.е. бытие, обладающее какой-то качественной определенностью,в отличие от «чистого бытия».

Любое становление - это возникновение какого-то предмета не из «чистого ничто», а из других, ранее существовавших предметов.

Стремление строить онтологию на основе категорий «чистого бытия» и «чистого небытия» наблюдается и у некоторых философов XX в. (М.Хайдеггер, Е.Финк и др.). Однако содержание категории бытия не может быть раскрыто в отвлечении от того, что обладает бытием.

Субстанция. Поиск первоначала, первоосновы бытия связан с представлением о единстве мира. Такое начало в философии называют субстанцией, а всеобщие и неотъемлемые свойства вещей, обусловленные их происхождением из единого начала - атрибутами.

Платон представлял субстанциальное бытие как «мир идей», лежащий в основе «мира вещей».

Христианская онтология утвердила и возвысила субстанциальное бытие Бога.

Экзистенциализм кладет в основу онтологии категорию экзистенции — непосредственно данного человеческого бытия, атрибутами которого являются надежда, страх, забота, совесть и пр.

В дуалистических онтологических концепциях различаются два рода бытия и, соответственно, две субстанции (Декарт).

Онтология Лейбница предполагает существование множества субстанциальных форм (монад).

Д.Беркли отвергал материальную субстанцию на том основании, что наши ощущения не могут свидетельствовать о существовании «невоспринятых вещей» вне нашего духа. Д.Юм полагал, что общая идея субстанции (как материальной, так и духовной), является продуктом воображения. Юм распространяет критику субстанции на понятие бытия вообще. Однако у Беркли и Юма роль субстанции выполняет некий ее «суррогат» - поток возникающих у субъекта ощущений.

Особое место среди древних учений занимает онтология Анаксимандра, который выдвинул идею о том, что первоначало должно быть бесконечным и качественно неопределенным.

Понятие «материя» стало употребляться в качестве философской категории с тех пор, как древние мыслители выдвинули идею о происхождении всех разнообразных вещей окружающего нас мира из общего и единого «первоначала», которое несотворимо и неуничтожимо.

Древние наивные материалисты представляли себе природу материи, отождествляя ее с теми или иными конкретными веществами. Категория материи выражает мысль о существовании объективной реальности, независимой от сознания, от духовных сил; фиксирует то общее, что имеется во всех вещах; намечает путь, программу познания мира.

Субстратное понимание материи. Ранние философы-физики положили начало субстратному пониманию материи: она трактовалась ими как материал, вещество, из которого строится все существующее. Субстрат вечен, несотворим и неразрушим. Субстратом, из которого состоят все тела, философы-атомисты считали атомы — мельчайшие неделимые частицы. Свойства вещей зависят от формы, величины, взаимного расположения, движения атомов.

Большое значение эта стратегия приобрела в химии и физике. Лишь XVII век обнаружил её ограниченность.

Идея эфира была выдвинута Аристотелем. Под эфиром понимается непрерывная среда, заполняющая сплошь все мировое пространство. Эфирная концепция получила распространение в XVII в. благодаря трудам Декарта.

Атомно-эфирная концепция материи сложилась в XVIII—XIX веках: материя существует как в форме атомов, так и в форме эфира, т.е. состоит из двух различных субстанций.

На рубеже XIX—XX веков были сделаны открытия, которые произвели революцию в естествознании: атомы, считавшиеся неделимыми и неразрушимыми, могут распадаться, а свойства эфира оказываются настолько противоречивыми, что приходится сомневаться в его существовании («Материя исчезает!»). Философский смысл сдвигов, происшедших в естествознании, состоял в том, что они выявили несостоятельность субстрактного подхода к пониманию материи.

Диалектическое понимание материи приводит к идее ее неисчерпаемости, т.е. существования бесконечного многообразия ее видов, форм, состояний, включая и результаты духовно-практических видов человеческой деятельности.

К обнаружению новых видов материальных объектов приходит и современная физика. Углубляясь в микромир, она сталкивается с такими необычными объектами, как физический вакуум, виртуальные частицы, кварки. Двигаясь же в мегамир (мир огромных космических масштабов), она открывает там протозвезды, квазары, «черные» и «белые» дыры. В трудах крупнейших ученых (Гельмгольц, Дарвин, Менделеев, Планк, Эйнштейн, Бор и др.) были высказаны идеи, связанные с развитием мира.

Атрибутивное понимание материи предполагает, чтообщее для всех материальных объектов может заключаться в том, что всем им присущи одни и те же атрибуты, характеризующие материальное бытие. Понятие «атрибут» охватывает множество весьма разнообразных по своей природе признаков, черт, свойств, которые имеются у любого материального объекта (движение, взаимодействие, качество, количество, структура, пространство, время, причинная связь и т.д.). Субстрат — это тоже один из атрибутов материи, который может иметь разнообразные конкретные формы. Субстанция - не «носитель» атрибутов, отличный от них, а их совокупность. Материя — не что-то существующее отдельно от пространства, времени, движения, причинности и прочих атрибутов, а система всех этих атрибутов, взятая как целое.

Пространство и время – общие формы существования материальных объектов и явлений. Всеобщий характер пространственных и временных отношений определяется тем, что они являются формами бытия любых дифференцированных объектов и процессов. Пространство и время не могут существовать вне материи и независимо от нее.

Пространство есть совокупность отношений, выражающих координацию сосуществующих протяженных объектов, их расположение относительно друг друга и величину.

Время – это совокупность отношений, выражающих координацию сменяющих друг друга состояний (их последовательность и длительность).

В современном научном познании все формы реальности рассматриваются как существующие во времени и пространстве, что подтверждается накопленным опытным материалом.

На протяжении почти всей истории естествознания и философии существовали две основные концепции пространства и времени: субстанциональная и реляционная.

Согласно субстанциональной концепции, пространство и время– это субстанции, которые существуют независимо от вещества.

Согласно реляционной концепции, пространство и время не существуют независимо от вещества.

Концепция пространства и времени, разработанная Ньютоном, была господствующей в естествознании на протяжении XVII-XIX вв., так как она опиралась на науку того времени – евклидову геометрию и классическую механику. В обосновании классической механики большую роль играли введенные Ньютоном понятия абсолютного пространства и абсолютного времени. Абсолютное пространство – это чистое и неподвижное вместилище тел; абсолютное время – чистая длительность, абсолютная равномерность событий.

Реляционная концепция пространства и времени рассматривает пространство и время как свойства материальных объектов.

В Новое время идеи относительности времени развивал Лейбниц: пространство – это порядок взаимного расположения множества индивидуальных тел, существующих независимо друг друга, время – порядок сменяющих друг друга явлений или состояний тел.

В начале ХХ в. эта концепция получила подтверждение в связи с созданием теории относительности Эйнштейна. В соответствии с этой теорией – время, пространство и движение объективны и неразрывно связаны.

Философское значение теории относительности состоит в том, что она показала зависимость пространственно-временных свойств от характера движения и взаимодействия материальных систем.

Общие свойства, характеризующие пространство: трехмерность, однородность (отсутствие в нем каких-либо выделенных точек); изотропность (равноправность всех возможных направлений). Общие свойства времени: одномерность, необратимость, однородность.

?Контрольные вопросы:

1. Что изучает онтология?

2. Какую эвристическую роль выполнило в философии понятие «чистого бытия»?

3. Что такое субстанция?

4. Сравните субстратное и атрибутивное понимание материи.

5. Как соотносятся пространство и время?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: