Тема 11. Проблемы познания. Философия и методология науки

В классической философии проблемами познания занималась гносеология (от греческих слов «gnosis» - знание и «logos» - понятие, учение); современная теория научного познания называется эпистемологией. Термин «теория познания» введен в философию сравнительно недавно шотландским философом Дж. Феррером (1854), учение о познании разрабатывалось со времен античности.

Вопрос о познаваемости мира. Агностицизм. В истории философии сложились две позиции во взглядах на природу познания, которые получили названия гносеологический оптимизм и агностицизм.

Агностицизма засвидетельствовал сложность и неоднозначность проблемы познания. Протагор сделал вывод о невозможности достоверного, т.е. общезначимого знания сущности мира.

Софисты убеждали всех в том, что они могут обосновывать любые суждения. Основатель античного скептицизма Пиррон полагал, что всякому утверждению о предмете может быть с равным правом противопоставлено противоречащее ему утверждение. Д.Юм показал, что доказать существование причинно-следственных связей невозможно: они не выводимы из опыта. То, что мы называем причинностью, есть лишь привычка группировать наши ощущения особым образом.

И. Кант считал, что «вещь в себе», или сущность в принципе непознаваема, познаваем лишь мир явлений.

Близка к кантовской концепции позиция так называемого «физиологического идеализма», представленная в трудах немецкого физиолога И.Мюллера (1801-1858). В результате И. Мюллер выдвинул положение о существовании специфической энергии органов чувств, играющей решающую роль в спецификации ощущений. И. Мюллер пришел к тому же представлению, к той же схеме познавательного взаимодействия субъекта с объектом, что и И.Кант.

Теория иероглифов», или «теория символов», немецкого физика и физиолога Г. Гельмгольца (1821-1894) также опирается на закон, или принцип специфической энергии органов чувств И. Мюллера. Различие же состоит в том, что Г. Гельмгольц считал знаками не только ощущения, но и понятия.

На рубеже XIX-XX вв. сформировалась еще одна разновидность агностицизма - конвенционализм. Конвенционализм (от лат. conventio - договор, соглашение) определяется как философская концепция, согласно которой научные теории и понятия являются не отражением объективного мира, а продуктом соглашения между учеными (К.Поппер, И.Лакатос, П.Фейерабенд, французский математик и методолог науки А.Пуанкаре (1854-1912) и многие другие ученые).

Через всю гносеологию в явном или неявном виде проходит конфронтация агностицизма и гносеологического реализма; противоборство этих позиций присутствует и в современной теории познания.

Истина и заблуждение. Критерии истины. Истина как гносеологическое понятие характеризует отношение знания к реальности, истина – это соответствие, адекватность наших знаний содержанию объекта познания. Истина достигается в противоречивом взаимодействии субъекта и объекта. Истина характеризуется как относительная и абсолютная. Под абсолютной истиной понимается знание, которое не может быть опровергнуто дальнейшим развитием познавательной деятельности. Такая истина существует только как предел, к которому стремится наше познание, как идеал познания. Под относительной истиной понимается приблизительное знание, которое достигается в конкретно-исторических условиях познания, это неполное знание о предмете. Абсолютная истина складывается из относительных истин. Относительные истины в процессе познания уточняются и обогащаются, устремляясь к абсолютной истине как к своему пределу. В каждой относительной истине всегда есть некоторое «зерно» истины абсолютной. Истина всегда конкретна.

Заблуждение – непреднамеренное искажение результатов познания или исследования. Это содержание знания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истину.

Чтобы установить истинность знания, нужно использовать определенный критерий истины, способ проверки и обоснования знания. В ходе развития философии предлагался ряд критериев истины. Р.Декарт в качестве критерия истины предложил ясность и очевидность. Ряд философов видят критерий истины в общезначимости. Согласно этому критерию, истина есть то, с чем согласны все люди, что общезначимо. Э.Мах предложил в качестве критерия истины «экономию мышления».

Важнейшим критерием истины является опыт, в особенности опыт, понимаемый в самом широком смысле – как общественно-историческая практика.

Абсолютность практики как критерия истины заключается в том, что именно практика дает решающую проверку истины. Практика относительна, так как доказывает истинность знаний для определенной предметной области, для определенных условий, с определенной степенью точности. Практика – это не только критерий истинности знания. Она выполняет в процессе человеческого познания важную роль: она является источником, движущей силой и целью познания.

Методология познания. Особый раздел философии, который непосредственно рассматривает методы познания, называется методологией. Среди множества используемых в познании методов особое значение имеют логические приемы, используемые человеческим мышлением в любых областях познавательной деятельности людей, и методы эмпирического и теоретического исследования. К логическим приемам познания относятся: анализ и синтез; абстрагирование; обобщение; индукция и дедукция; аналогия и моделирование. Анализ – это расчленение целостного объекта исследования на его составляющие с цель их всестороннего изучения. Синтез – это восстановление целостности объекта посредством соединения ранее выделенных признаков, свойств, сторон в единое целое.

Абстрагирование – мысленное отвлечение от тех или других сторон, свойств, связей объекта исследования с целью выделить те существенные признаки, которые интересуют исследователя.

Обобщение – это такой прием познания, в ходе которого устанавливаются общие свойства и признаки родственных объектов, устанавливается их общность. Установление факта сходства обеспечивает возможность перехода от частного к общему и экстраполяции знания общего на единичное.

Переход от известного к неизвестному осуществляется при помощи таких приемов, как индукция и дедукция. Индукция – это логический прием построения общего вывода на основе частных посылок. Дедукция – прием, обеспечивающий переход от общего к частному, когда из общих посылок с необходимостью следует заключение частного характера. Основой индукции является опыт, эксперимент, наблюдение. Цель дедукции заключается в том, чтобы вероятностное, индуктивное знание сделать более достоверным.

Аналогия – это такой прием, при котором на основе сходства объектов по одним признакам делают вывод об их сходстве и по другим, еще не исследованным признакам.

Моделирование – это прием познания объекта через создание и исследование его копии (модели). Модели могут быть предметными и знаковыми, структурными и функциональными.

Эмпирические методы познания в науке.

Факт – основное понятие эмпирического познания. Он обозначает, фиксирует реальность в статусе объекта исследования.

Наблюдение – это преднамеренное и направленное восприятие объекта познания с целью получить информацию о его форме, свойствах и отношениях.

Описание является формой фиксации информации наблюдения, его завершающим этапом.

Измерение – это прием в познании, с помощью которого осуществляется количественное сравнение величин одного и того же качества.

Эксперимент – это особый прием познания, представляющий системное и многократно воспроизводимое наблюдение объекта в процессе преднамеренных и контролируемых воздействий субъекта на объект исследования. Эксперимент – это наиболее активная форма чувственного познания. Существуют мысленный и социальный эксперименты.

Методы теоретического познания в науке. В ходе познания приходится иметь дело с абстрактными объектами.

Теоретическое знание, отражая сущность абстрактного объекта, замещающего определенную совокупность явлений, дает более глубокую картину познаваемой реальности, чем чувственный образ эмпирического знания.

Идеализация – это способ конструирования идеальных (или идеализированных) объектов. Процедура идеализации заключается в мысленном увеличении или уменьшении какого-либо параметра, свойственного реальным объектам, и предельном переходе к его бесконечно большому или нулевому значению, которое в реальности неосуществимо.

Мысленный эксперимент – это система мысленных процедур, проводимых над идеальными объектами.

Аксиоматический метод - э то способ организации теоретического знания, состоящий в том, что в основу его закладываются аксиомы, из которых все остальные теоретические положения выводятся чисто логическим путем.

Основное требование аксиоматического метода – непротиворечивость, полнота, независимость аксиом.

Гипотетико-дедуктивный метод сходен с аксиоматическим методом, но отличается тем, что исходные положения теории формулируются не как аксиомы, а как гипотезы. Дедуктивно выводимые из них следствия сверяются с данными опыта, и если он их подтверждает, то это служит подтверждением и исходных гипотез.

Формализация предполагает изложение теории на особом языке со строго фиксированным синтаксисом. Этот язык состоит из набора исходных символов, а также правил образования из них языковых выражений (формул) и правил перехода от одних формул к другим.

Для приложения формализованной теории к описанию каких-либо объектов необходимо установить ее семантику (смысл ее языковых выражений, правила его нахождения). Интерпретация формализованной теории в соответствии с правилами семантики превращает ее в содержательную теорию определенной предметной области.

Наука как социокультурный институт. Знание можно представить как накопление, функционирование и хранение практических и культурных фигур (или схем) освоения мира. Знание всегда является продуктом и одновременно предпосылкой целенаправленной и осмысленной человеческой деятельности. Среди основных характеристик научного знания следует назвать рациональность, объективность, общезначимость, безличность, воспроизводимость, проверяемость, логическая строгость, точность, однозначность, логическая взаимосвязь различных элементов.

Политика, религия, искусство, право, мораль, философия – все они создают свою собственную реальность, свой собственный мир. Только взаимодополняя друг друга, все эти составные части культуры могут выполнять свою основную функцию – обеспечивать и облегчать жизнь человека, являясь связующим звеном между человеком и природой. В настоящее время хочется отметить определенный перекос в современной культуре в сторону сциентизма. Наука сама по себе не может считаться высшей ценностью человеческой цивилизации, она – лишь средство в решении многоликих проблем человеческого существования. В гармоничном обществе должно одновременно находиться место и для науки, и для искусства, и для философии, и для религии, и для всех других частей человеческой культуры. В условиях современного сциентизма важную роль начинает играть гуманитарная и этическая экспертиза.

Основные этапы развития науки: преднаука I тыс. до н.э. - ХVI в.; классический период (ХVIII – ХIХ вв.); неклассический период (ХХ в.). Возможны иные более подробные классификации.

?Контрольные вопросы:

1. Что такое гносеология?

2. Какие разновидности агностицизма вам знакомы?

3. Какими чертами обладает истина?

4. Как соотносится объективная и субъективная истина?

5. В чём заключается метод идеализации?

6. Перечислите основные признаки научного знания.

7. Охарактеризуйте основные этапы развития науки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: