Тема 12. Проблема человека в философии

Мыслители всех времён давно пришли к выводу о невозможности исследовать природу человека тем же путём, каким мы раскрываем природу физических вещей. Физические вещи можно описать в терминах их объективных свойств, тогда как человека можно описать и определить только в терминах его сознания. В объектном подходе к человеку теряется проблема бытия и становления его душевно-духовного мира.

По мысли Э.Кассирера: «Человек оказывается существом, которое постоянно ищет самого себя, которое в каждый момент своего существования испытывает и перепроверяет условия своего существования…».

Многие мыслители, такие, например, как Сократ, Марк Аврелий, Н.Рерих, - пытались для раскрытия истинной природы человека удалить из его бытия все внешние или случайные черты.

В современной науке существует свыше 800 дисциплин, изучающих человека. Но каждая рассматривает его в каких-то отдельных, частных аспектах. Для философии человека, в отличие от антропологии первостепенное значение имеет познание «родовой» природы человека.

В новой космологии претензия человека на то, чтобы быть центром Вселенной потеряла основания. Человек окружён миром, безмолвно безразличным к его религиозным чувствам и моральным запросам: «Вечное безмолвие этих бесконечных пространств страшит меня» (Блез Паскаль).

С крахом проекта Просвещения пропала и уверенность определить природу человека через её разумность. Всё более распространяется идея универсальной символичности человека: «Вместо того чтобы определять человека как animal rationale, мы должны, следовательно, определить его как animal symbolicum» (Э.Кассирер).

Основным признаком человека называют также и его способность к трансцендированию своей сущности: способность человека к разделению сущности и существования составляет основной признак человеческого духа, который только и фундирует все его остальные признаки (М.Шелер).

Классическая немецкая философия выдвинула и обосновала идею о том, что специфика человека обусловлена не только его одушевленностью и разумностью, но и свойственной ему способностью к активной свободной деятельности.

Марксизм полагал, что биологические свойства человека являются лишь предпосылками его становления как члена общества (социальность).

Соотношение природного и социального в человеке по разному понималось различными философскими направлениями. Панбиологизм абсолютизирует биологический фактор. Пансоциологизм настаивает на решающей роли воспитания и образования.

Взаимодействие наследственности и среды в развитии человека имеет место в течение всей его жизни. Но особую важность оно приобретает в периоды формирования организма. Адаптация человека осуществляется под влиянием двух программ наследования – биологической и социальной.

Природно-биологическая сторона существования человека опосредуется и «очеловечивается» социокультурными факторами.

Биологическая природа человека определяет его физиологические жизненные потребности. Нельзя недооценивать значение природно-биологических факторов в жизнедеятельности человека. Но его природно-биологические характеристики представляют собою только «сырой материал», который преобразуется и оформляется в соответствии со складывающимися в обществе нормами и правилами жизни. Общество изменяет среду обитания людей. Оно создает искусственную, технизированную среду, «вторую природу», в которой люди живут.

Общество видоизменяет характер природных потребностей человеческого организма таким образом, что удовлетворение их регламентируется существующими в культуре правилами, табу, нормами и обычаями. Культура выступает как множество запретов, которые накладываются на поведение людей, сдерживая и подавляя естественные, «животные» его формы.Общество формирует у человека новые, «сверхприродные», социально-культурные потребности и высшие духовные устремлённости.

Социальная сущность человека формируется и проявляется как в историческом развитии человечества (т.е. на филогенетическом уровне), так и в развитии отдельных человеческих индивидов (т.е. на онтогенетическом уровне). Личность — это человеческий индивид как социальное существо, способное к самостоятельной деятельности.

Человек как личность всегда обладает индивидуальностью — своеобразием, оригинальным и неповторимым сочетанием черт. В личности индивидуальное, уникальное сочетается с общим, типичным. Личность представляет собой единое целое. Условием свободы является самоограничение,которому личность добровольно подвергает свое поведение.

Социализация — это процесс формирования и развития личности, который начинается с момента рождения человека и продолжается в течение всей его жизни. В процессе социализации индивид включается в мир человеческой культуры. Вхождение его в этот мир опирается, прежде всего, на освоение языка и на овладение выработанными опытом предшествующих поколений формами контакта с другими людьми и способами обращения с предметами окружающей среды. Духовность личности - ее способность возвыситься над эгоизмом и самостью.

Социальная роль - это образ поведения, ожидаемый от человека в силу того, что он занимает определенное место в обществе.

Исполнение ролей требует от людей согласования своих действий.

Личность формируется как бы на пересечении ее «внутреннего» духовного мира и «внешних» требований, обусловленных ролями, в которых она выступает.

Интернализация определенных социальных ролей оказывает существенное влияние на психические черты личности.

Существующие в обществе типовые роли порождают соответствующие социальные типы личности (или «социальные характеры»). Вместе с тем личность может сохранять определенное «расстояние от роли», ощущать свою автономию и независимость от нее.

Согласно Канту, человеческое Я имеет двойственный характер. С одной стороны, оно есть вещь для нас, а с другой — вещь в себе.

Согласно экзистенциализму таинственность человеческого Я связана с тем, что оно представляет собой в каждый момент жизни «проект», который личности предстоит осуществить. Согласно Ж.-П.Сартру, для личности «существовать» — значит не просто «быть», а все время свободно «выбирать себя», «делать себя». Как утверждает Г.Марсель, только один Бог знает «чем я являюсь и чем я мог бы быть, став самим собой».

Проблема смысла жизни и смерти — одна из главных проблем вовсякой религии. Религия помогает преодолеть страх смерти, обещая человеку бессмертие, которое обретается добродетельной жизнью. Иной подход к поиску смысла жизни развивается в философии. Нельзя устранить трагизм смерти, смириться с нею. Но можно и должно относиться к смерти не как к нависшей над нами роковой угрозе, делающей всю нашу жизнь абсурдом и бессмыслицей, а как к непреложному, обязательному условию человеческого существования. Смысл жизни индивидуален и субъективен.

Жизнь должна иметь смысл в себе, а не за своими пределами. Индивидуальная жизнь получает смысл как частица совместной, общей жизни людей.

?Контрольные вопросы:

1. В чём особенность познания природы человека?

2. Как представлен человек в философии и философской антропологии?

3. Как соотносятся в человеке биологическое и социальное?

4. Сравните понятия «человек», «личность», «индивидуальность».

5. Чем объясняется сложность проблемы смысла жизни?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: