Заключение
Курс философии имеет важное место не только в учебном процессе, но и в жизни человека. Понимание жизнетворческого и жизнестроительного характера философии, одной из самых древних дисциплин, предопределило не только структуру лекций, но и саму их доверительную интонацию. Философия обращена не столько к специалисту, сколько к человеку. Конспект лекций раскрывает общечеловеческое содержание программы курса философии через яркое персонифицированное изложение истории философии и основных философских течений, школ современности. В первой части конспекта излагают вопросы, связанные с предметом философии и ее важнейшей ролью как в культуре, а также в жизни каждого отдельного человека. Вторая часть посвящена изложению истории философии, начиная с философии древнего Востока и заканчивая современными философскими учениями. В третьей части рассмотрены базисные категории современного философского знания.
Рекомендуемая литература
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. - М., 2009.
|
|
2. Асмус В.Ф. Античная философия. - М., 2008.
3. Бердяев Н.А. Смысл истории. Новое средневековье. - М., 2008.
4. Вундт В. Введение в философию. - М., 2006.
5. Гегель Г. Лекции по истории философии. - СПб., 2009.
6. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. - СПб., 2007.
7. Жильсон Э. Избранное. Христианская философия. - М., 2004.
8. Зеньковский В.В. История русской философии. В 4-т. Л.. 1991.
9. История философии (под ред. Гусевой Е.А., Леонова В.Е.) – СПб, 2005.
10. Лебедев С.А.Философия науки: краткая энциклопедия. – М., 2008.
11. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Высокая классика. – М., 1974.
12. Марков Б.В. Философия. – СПб, 2009.
13. Майоров Г.Г. Философия как искание абсолюта. - М., 2005.
14. Мамардашвили М.Сознание и цивилизация. - М., 2007.
15. Мамардашвили М. Классический и неклассический идеалы рациональности. - Тбилиси, 1984.
16. Новая философская энциклопедия в 4-х томах. - М., 2001.
17. Пигров К.С. Социальная философия. Учебник. –СПб, 2005.
18. Платон. Избранные диалоги. - М. 2009.
19. Поздняков Э.А. Философия свободы. - М., 2008.
20. Радлов Э.Л. Владимир Соловьёв. Жизнь и учение. – СПб, 1913.
21. Рассел Б. История западной философии: В 2-х т. - М., 2006.
22. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: в 4-х т. - СПб. 1996.
23. РозенбергО.О. Введение в изучение буддизма по японским и китайским источникам. Ч.1-2. – Токио – СПб, 1916-1918.
24. Сизов В.С. История философии. - М., 2004.
25. Фрагменты ранних греческих философов. Ч.I. М., 1989.
26. Шопенгауэр А. Афоризмы для усвоения житейской мудрости. М., 2009.
Терминологический словарь
Агностицизм – философское направление, отрицающее возможность познаваемости мира.
Аксиология (от греч. ценный) - философское учение о ценностях.
|
|
Аксиома – отправное, исходное положение какой-либо теории, в пределах которой оно принимается без доказательств.
Амбивалентность —двойственность, противоречивость чувств, эмоций, испытываемых человеком к одному и тому же объекту.
Антиномия — противоречие между двумя суждениями, каждое из которых считается в равной степени обоснованным в рамках некоторой концептуальной системы (теории).
Антропоцентризм - (от антропо и лат. centrum — центр), воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.
Антропология философская – совокупность философских дисциплин, изучающих человека и человечество.
Архетип — прообраз, первообраз коллективного бессознательного (по К.Г.Юнгу).
Аутентичный — подлинный, исходящий из первоисточника.
Верификация — в обычном словоупотреблении — доказательство, подтверждение истинности какого-либо положения; в логике и методологии науки: процесс установления истинности научных утверждений эмпирическими методами проверки.
Волюнтаризм (лат. voluntas- воля) - философская концепция, признающая первоосновой всего сущего волю (мировую или индивидуальную); в философии истории свободная воля человека рассматривается иногда как единственная движущая сила общественных изменений.
Герменевтика — (от греч. hemieneutikos — разъясняющий, истолковывающий), искусство толкования текстов (классической древности, Библии и т. п.), учение о принципах их интерпретации; экзегетика.
Гилозоим (греч. hule и zoe - вещество и жизнь) - учение, согласно которому жизнь присуща всем вещам в природе.
Глобальные проблемы — совокупность проблем, от которых зависит будущее человечества.
Гносеология — раздел философии, учение о познании, в котором изучаются закономерности и возможности познания, отношения знания к объективной реальности, исследуются ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности.
Государство – исторически сложившаяся организация, обладающая верховной властью на данной территории, суверенитетом и осуществляющая управление обществом на основе права.
Гражданское общество – совокупность независимых, имеющих возможность реализовать свои цели личностей и их добровольных объединений.
Гуманизм – воззрение, признающее самоценность личности в мире, право человека на свободное развитие и проявление своих способностей.
Движение - любые изменения объектов. По характеру объектов можно выделить следующие формы движения: физическое, химическое, биологическое.
Дедукция — (от лат. deductio — выведение) — вывод по правилам логики; цепь умозаключений (рассуждение), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования.
Детерминизм — философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности вещей, процессов и явлений реального мира.
Дефиниция — определение.
Диалектика – методология познания, требующая изучать явления в их противоречивости, изменчивости и взаимосвязи.
Догмат – положение, в котором кратко сформулировано положение вероучения, не подлежащее изменению и произвольной интерпретации.
Дуализм - философский принцип, согласно которому признается существование двух независимых субстанций - материальной и духовной.
Европоцентризм - мировоззренческий принцип, утверждающий превосходство европейской культуры и цивилизации над неевропейскими.
Имманентный — внутренне присущее тому или иному предмету, явлению или процессу свойство.
Индукция – логическое умозаключение от частных, единичных случаев, к общему выводу, от отдельных фактов, к обобщениям.
Интенциональность – направленность сознания на что-либо.
Интенция — намерение, цель, направление и направленность сознания, воли, чувства на какой-либо предмет.
|
|
Интерпретация (от лат. inlerpretatio — посредничество) — разъяснение, истолкование, раскрытие смысла, значения какого-либо текста.
Истина – адекватное отражение объекта познающим субъектом, соответствие высказывания реальности, соответствие человеческих знаний действительности, совпадение человеческой мысли и объекта.
Категории – предельно общие, фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения бытия в мире; форма и организующий принцип мышления.
Качество – характеристика явления, определяемая его свойствами и субстратом.
Классификация - распределение описываемых свойств предмета на группы, классы соответственно избранному основанию.
Количество - совокупность множеств и величин, характеризующих вещь или процесс.
Креационизм – представление о том, что мир сотворен Богом из ничего.
Логика — (от греч. logos — слово, понятие, рассуждение, разум) — наука о законах и операциях правильного мышления, наука о способах доказательств и опровержений.
Материя – абстрактная категория, отвлекающая от всех предметов природы и культуры их всеобщие свойства. Наиболее важными из этих свойств являются: сохранение, движение, пространство и время.
Менталитет – характерные особенности мышления, восприятия, переживания того или иного субъекта.
Мера – это интервал, в границах которого количественные изменения происходят при сохранении данного качества.
Метафизика – способ мышления, который заключается в отрыве и абсолютизации тех или иных сторон, противоположных моментов действительности или ее познания.
Мировоззрени е – система взглядов на мир и на место человека в нем, на отношение человека к миру и самому себе.
Миф – сказание как символическое выражение событий, имевших место у определенных народов на заре их истории, в начале времен.
Мифология (от греч. греч. mytnos — предание, logos— учение) - способ понимания мира, для которого характерно отождествление идеального и материального, естественного и сверхъестественного, субъективного и объективного; единственный способ понимания действительности в период бесписьменной культуры.
|
|
Монизм - философский принцип, согласно которому признается существование одной и единственной субстанции.
Наблюдение - это способ изучения вещей, процессов, при котором исследователь не вмешивается в ход их движения и изменения.
Нигилизм (от nihil – ничто) - принцип, выражающий отрицание ценностей.
Ноосфера (греч.nous - разум и spfaira - сфера, область) - сфера разума, область планеты, охваченная разумной человеческой деятельностью.
Образ художественный – выражение человеческого восприятия явлений действительности, связанных с ними переживаний и эмоционально-ценностного отношения к ним средствами искусства.
Обскурантизм — крайне враждебное отношение к просвещению и науке, мракобесие.
Общество – совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей.
Объект (от лат. objectum — предмет) — то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. В качестве Объекта может выступать и сам субъект.
Онтогенез - индивидуальное развитие объекта, охватывающее все изменения, претерпеваемым им от момента возникновения, до исчезновения.
Онтология - теория бытия; раздел философского знания, исследующий основные принципы бытия, определяющие устройство мира.
Отражение - это свойство материальных систем или объектов воспроизводить в ходе взаимодействия с другими системами или объектами в изменениях своих свойств и состояний их различные особенности и характеристики
Отрицание – момент развития, переход системы в противоположное состояние.
Пантеизм - (греч. pan - все и theos - Бог) - философское учение, отождествляющее бога и мир.
Парадигма (от греч, paradeigma — пример, образец) – совокупность принципов, обеспечивающий канон постановки и решения проблемной ситуации или исследовательской задачи; способ видения бытия в мире.
Парадокс (от греч. paradoxes — неожиданный, странный) — неожиданное, непривычное, расходящееся с традицией утверждение, рассуждение или вывод. В логике — противоречие, полученное в результате логически формально правильного рассуждения, приводящее к взаимно противоречащим заключениям.
Патристика (от лат. patre - отец) – этап развития средневековой философии (IV-VIII вв.), связанный с деятельностью Святых Отцов церкви; эпоха разработки и систематизации христианского вероучения.
Перцепция – восприятие, непосредственное отражение объективной действительности органами чувств.
Плюрализм (от лат. pluralis — множественный) – философский принцип, согласно которому в основании мира существует множество начал.
Познание — процесс получения и обновления знаний, деятельности людей по созданию понятий, схем, образов, концепций, обеспечивающих воспроизводство и изменение их бытия, их ориентации в окружающем мире.
Понятие абстрактное – одна из логических форм мышления, образ реальности ее замещающий.
Потребность – это состояние организма, личности, социальной группы людей, общества в целом, выражающее их зависимость от условий существования и выступающее побудительной силой определенным образом направленной жизненной активности.
Прагматизм — (от греч. pragma — род. п. pragmatos — дело, действие), философское учение, трактующее философию как общий метод решения проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ситуациях.
Провиденциализм (лат. providentia- провидение) - религиозно-философское воззрение, согласно которому ход истории определяется внешними по отношению к историческому процессу силами (Фатум, Рок, Провидение Божье).
Прогресс – тип развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от несовершенного к совершенному.
Производство – это процесс трудовой деятельности людей, которые с помощью соответствующих средств преобразуют природу с целью создания необходимых материальных условий, для своего существования.
Пространство и время – общие формы существования материи, а именно формы координации материальных объектов и явлений. Отличие этих форм друг от друга состоит в том, что пространство есть всеобщая форма сосуществования тел, время – всеобщая форма смены явлений.
Противоположности – это взаимно отрицающие друг друга моменты, стороны, тенденции развития явлений.
Противоречие – это крайняя степень различия противоположностей.
Развитие - необратимое, направленное и закономерное изменение.
Рационализм - философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.
Рациональное — соответствующее законам разума, т. е. законам логики, и соответствующее принятым каким-либо сообществом правилам.
Религия – особый общественный институт, верования и культовые действия, осуществляющие связь человека с высшей реальностью, вера в сверхъестественное.
Релятивизм — методологический принцип в теории познания, состоящий в абсолютизации положения об относительности и условности наших знаний.
Рефлексия — (от позднелат. reflexio — обращение назад) — размышление, самонаблюдение, самопознание. Форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов.
Сакральный — (от латинского sacralis — священный), обозначение сферы явлений, предметов, людей, относящихся к божественному, религиозному, связанных с ними, в отличие от светского, мирского, профанного.
Синкретизм – слитность, нерасчленённость, отсутствие дифференциации.
Смысл — идеальное содержание, идея, сущность, предназначение, конечная цель (ценность) чего-либо. (Смысл жизни, Смысл истории и т. д.).
Субстанция (лат. substantia — сущность; то — что лежит в основе) – сущность, нечто, лежащее в основе. То, что является причинной самого себя и существует без связи с другим.
Субъект — (от лат. subjectus — лежащий внизу — находящийся в основе), носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект.
Схоластика – этап развития средневековой философии, состоящей в поиске рациональных путей познания Бога.
Сциентизм (от лат. scientia — наука) — абсолютизация роли науки в системе культуры и в духовной жизни общества.
Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.
Телеология – учение о целях, аргументация в терминах цели.
Теодицея – оправдание Бога перед лицом существующего вмире зла.
Технократизм –- распространенный в современной мысли принцип объяснения общественного развития, согласно которому власть в обществе должна принадлежать высшим слоям технических специалистов.
Трансцендентальный (от лат. transcendens — род. п. transcendents — выходящий за пределы) – всеобщий, термин, обозначающий такие аспекты бытия, которые выходят за сферу ограниченного существования, конечного, эмпирического мира.
Трансцендентный — запредельный по отношению к какой-либо определенной сфере, к миру в целом.
Утилитаризм (лат utilitas - польза) - этическая теория, признающая критерием нравственности поступка его пользу.
Фальсификация (позднелат. falsificatio — от falsifico — подделываю) — преднамеренное искажение каких-либо данных.
Фатализм (лат. fatalis- роковой) - философская концепция, полностью отрицающаяспособность человека изменить предначертанный высшей волей, роком, судьбой ход событий.
Филогенез – историческое развитие организмов, эволюция органического мира.
Футурология – это совокупность представлений о будущем человечества.
Ценность — положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе; критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях.
Экзистенциализм (лат.existentia) – течение в западной философии, раскрывающее внутреннее состояние человека под названием «экзистенция».
Экзистенция - подлинное существование.
ПРИЛОЖЕНИЕ