Классификация картографических проекций
Карты и картографические проекции
Картой называется уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости в определенном масштабе с нанесением координатной сетки и условных знаков, отображающих земные объекты.
Полетная карта является основным пособием для самолетовождения. Без карты не может выполняться ни один полет.
Карта на земле необходима для прокладки и оцифровки маршрута, изучения основных и запасных аэродромов, выполнения необходимых измерений и расчетов при подготовке к полету, а в полете – для ведения визуальной ориентировки, контроля пути, определения места самолета.
Авиационная карта должна удовлетворять следующим требованиям:
1. Достоверно и точно отображать состояние местности:
2. Быть наглядной, хорошо читаемой и удобной для работы.
3. Карта должна быть с минимальными угловыми и линейными искажениями,
удобной для измерений и графических построений.
Картографической проекцией называется способ изображения земной поверхности на плоскости. Все картографические проекции различаются по следующим признакам:
|
|
1. По характеру искажения;
2. По способу построения координатной сетки:
По характеру искажения проекции могут быть:
1. Равноугольные – сохраняется равенство углов между ориентирами и форма фигур. Карты в равноугольной проекции широко применяются в авиации.
2. Равновеликие – сохраняется постоянство отношения площади изображения фигуры на карте к площади этой же фигуры на земной поверхности. В этой проекции нет равенства углов и подобия фигур.
3. Равнопромежуточные – масштаб сохраняется по одному из главных направлении (меридиану и параллелям).
4. Произвольные – не сохраняется ни равенство углов, ни площадей.
По способу построения координатной сетки (меридианов и параллелей) картографические проекции делятся на цилиндрические, конические, поликонические, азимутальные.
Цилиндрические проекции (проекции Меркатора)
Для изготовления карт в цилиндрической проекции необходима модель Земли, изготовленная из прозрачного материала. В центре модели помещается источник света. Модель земли помещают в цилиндр так, чтобы она касалась экватором стенок цилиндра. Затем производят подсвет. Лучи света распространяются прямолинейно и все точки и линии, имеющиеся на модели, проектируются на поверхность цилиндра. Затем цилиндр разрезается, разворачивается на плоскость. Меридианы и параллели на картах в данной проекции имеют вид взаимно – перпендикулярных линий. Проекция равноугольна, масштаб не одинаков – укрупняется к полюсам. В данной проекции изготовляются морские карты.
|
|
В конической проекции поверхность Земли проектируется на боковую поверхность конуса, касающегося к одной из параллелей. Затем конус разрезается и разворачивается на плоскости. Меридианы в этой проекции изображаются в виде прямых линий, сходящихся к полюсу, а параллели – в виде дуг, параллельных экватору. Проекция равноугольна, искажения масштаба не велико. Если ось конуса совпадает с осью вращения Земли, проекция называется нормальной. В нормальной конической проекции изготовляются бортовые карты масштаба 1:4000000 (1см. = 40км), и 1:2500000 (1см. = 25км).