Для ледоколов винт и двигатель выбирают по наиболее тяжелому режиму – ходу во льдах, когда сопротивление движению сильно возрастает и режим работы близок к швартовному. Сравнительные характеристики ГЭД приведены на рис.3.2.
Рис.3.2. Сравнительные характеристики ГЭД
1. Ход в свободной воде
2. Ледовая характеристика
3. Швартовная характеристика
При движении ледокола в тяжелых льдах (толщина ≥ 1,2 м) винт может ударяться о лед, резать его и даже заклиниваться. Момент сопротивления винта при взаимодействии со льдом не зависит от частоты вращения и превышает номинальный момент сопротивления.
Прямая 4 – это момент сопротивления при взаимодействии винта со льдом (без хода). Кривая 5 – это суммарный момент характеристик 2 и 4.
Чтобы лопасти не ломались гребной электродвигатель должен развивать большой момент вращения при пониженной частоте вращения – всего 30-40% от номинальной в ледовом режиме. И этот момент должен быть достаточен для резания льда.
Предельный ледовый момент (M лед), воспринимаемый винтом зависит от его диаметра.
Реверсивная характеристика при ходе ледокола во льдах близка к швартовной.
Лопасти винтов ледокола делают более толстыми и съемными.
Отношение силы упора и полезной мощности гребного винта пропорционально его диаметру, поэтому винты выбирают наибольшего диаметра исходя из конструкции кормы.