Изменение момента сопротивления Мв на гребном винте приводит к изменению режима работы дизеля (при непосредственном соединении), что видно из графика, показанного на рисунке 4.2.
Рис.4.2. Регуляторная характеристика дизеля
Ходу в свободной воде соответствует кривая 1, при возрастании сопротивления движению – кривая 2, а при уменьшении сопротивления – кривая 3.
При увеличении сопротивления движения момент сопротивления винта М В – достигнет точки d,(кривая 2), а частота вращения определяется точкой b – точкой пересечения кривой 2 [ M e= f (n)] и кривой MB = f (n). При этом получается равенство MB = Me, но частота вращения уменьшается до значения n b. Частота вращения дизеля уменьшается.
При уменьшении момента сопротивления винта, также нарушается равенство (Me = MB) и дизель увеличивает частоту вращения вплоть до n 0, т.е. пока не получится MB=Me. В этом случае дизель работает на регуляторной характеристике – an 0, и его частота вращения увеличивается, а мощность уменьшается (точка d).
Периодические перегрузки уменьшают срок службы дизелей и поэтому при волнении заранее снижают частоту вращения дизеля до nb , при которой не появляются перегрузки.