Действие судовых движителей основано на реактивном принципе. Судовой движитель придает ускорение массе воды, проходящей через движитель, сила с которой движитель отталкивает массу воды – сила упора воспринимается лопастями движителя и передается через упорный подшипник и гребной вал корпусу судна.
Ускорение, полученное массой воды от движителя, придает ей некоторую скорость относительно неподвижной воды в направлении, противоположном движению судна. Эта скорость называется вырванной скоростью.
Судовые гидравлические движители подразделяются на лопастные и водометные.
Лопастные движители. Их несколько типов:
- гребные колеса, гребные винты, крыльчатые и роторные движители.
Гребные винты изготавливаются с неподвижными или поворотными лопастями.
Роторные движители применяются на подводных судах и имеют поворотные лопасти.
Водометные движители располагаются внутри корпуса судна. Они представляют собой насос специальной конструкции, в который вода поступает со скоростью, равной скорости судна, а выбрасывается из него с несколько большей скоростью.
Мощность на валу двигателя больше буксировочной мощности на величину потерь. К.П.Д гребной установки:
(2.4)
где: - - к.п.д гребного винта;
- к.п.д вала (валопровода);
- к.п.д редуктора (или передачи);
- коэффициент влияния корпуса.
Величина = - названа пропульсивным к.п.д комплекса гребной винт – корпус судна.