Кредитно-финансовые рыночные отношения в сельском хозяйстве

Кредитно-финансовые рыночные отношения в сельском хозяйстве.

Правовое регулирование рынка продовольствия.

Рынком сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия признаётся сфера обращения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Это в ФЗ «О развитии сельского хозяйства» закрепил (а это – базовый источник отрасли).

Для этого вопроса мы читаем ФЗ «О развитии сельского хозяйства», обратить внимание на статью 14 этого ФЗ – она говорит о закупочных и товарных интервенциях (мы её прочтём и на семинарах будем разбирать, что они из себя представляют и зачем нужны).

Постановление Правительства, утвердившее правило осуществление государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельхоз продукции, сырья и продовольствия. Это постановление правительство было принято в 2001 году, а последняя редакция – 2006 года.

Есть ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд». Нам его тоже нужно посмотреть.

На следующей лекции.

В прошлом сельскохозяйственные предприятия были ориентированы на бюджетное финансирование и в случаях неблагоприятного исхода – на списание долгов и новой дотации из государственного бюджета.

В условиях рыночных правоотношений товаропроизводители должны полностью переориентироваться в своих финансовых отношениях на рыночные принципы формирования кредитно-финансовых взаимоотношений.

В СССР в нашем государстве было два вида с/х предприятий – колхозы и совхозы. Понятие «банкрот» не существовало. Любое с/х предприятие, даже если являлось убыточным или приносило минимальную прибыль, тем не менее государство поддерживало такое предприятие на плаву и путём постоянных денежных вливаний из государственного бюджета оно продолжало функционировать.

Регулирование кредитно-финансовых отношений предполагает осуществление государственной поддержки сельскохозяйственного производства, создание равных возможностей доступа к финансам и кредитам взамен дотационной политике и централизованной системы распределения средств при отсутствии страховых случаев.

В качестве одного из основных направлений государственной поддержки производства сельхоз продукции Федеральный Закон «О развитии сельского хозяйства» называет обеспечение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Существуют две формы кредитования.

Первая форма – это товарный кредит. Эта форма широко применялась в 90-е годы XX века в виде поставок горюче-смазочных материалов, семян и минеральных удобрений.

При использовании этой формы усиливается монополизм поставщиков этих ресурсов. Они поднимают цены, диктуют свои условия поставки.

Товарный кредит определённым образом поддерживает сельское хозяйство, но не решает проблем развития аграрной экономики.

Вторая форма кредитования – денежное кредитование.

В 1997 году был образован специальный фонд для кредитования организаций агропромышленного комплекса. На льготных условиях с взиманием с них не более 25% учётной ставки Центрального Банка Российской Федерации.

Средства фонда использовались для краткосрочного кредитования сезонных затрат.

Льготные кредиты предоставлялись лишь кредитоспособным товаропроизводителям.

Кредитоспособность этих товаропроизводителей подтверждали, естественно, сами товаропроизводители. В этом фонде существовало порядка двухсот (200) пунктов показателей кредитоспособности. Да и вообще – это много – 25% учётной ставки Центробанка.

С 2001 года предоставление средств из этого фонда прекратилось, на смену пришла более дешёвая и эффективная система субсидирования части процентной ставки по привлечённым кредитам и финансирование деятельности Российского Сельскохозяйственного Банка.

За счёт средств федерального бюджета покрывается 2/3 учётной ставки Центробанка по процентам. Российский сельскохозяйственный банк создан для формирования на его базе национальной кредитно-финансовой системы обслуживания товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства.

Основная задача Банка (Сельскохозяйственного) – это комплексное обслуживание сельскохозяйственных товаропроизводителей всех форм собственностей и видов деятельности.

Существует сельскохозяйственное страхование, осуществляемое с государственной поддержкой (смотреть статью 12 ФЗ «О развитии сельского хозяйства»).

Тема: «Государственное регулирование сельского хозяйства в Российской Федерации».

1. Понятие, цели и задачи государственного регулирования.

2. Формы и методы государственного регулирования аграрных отношений.

3. Осуществление мер государственной поддержки сельского хозяйства.

4. Система органов государственного управления сельским хозяйством.

5. Органы государственного контроля сельского хозяйства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: