Унитарное государство. Политическая организация современного мира базирует­ся прежде всего и главным образом на разделении стран и народов по территориальному принципу

Тема 8. ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Политическая организация современного мира базирует­ся прежде всего и главным образом на разделении стран и народов по территориальному принципу. Само государство теснейшим образом связано определенной территорией. Когда говорят о территориальном или территориально-ад­министративном разделении государства, речь, как правило, идет о принципах и механизмах взаимоотношений между центральными и местными органами государственной влас­ти. В реальной жизни эти принципы и механизмы выража­ются в унитаризме, федерализме и конфедерализме.

Унитарный тип является одной из самых распространен­ных форм территориально-политической организации как в современном мире, так и, в особенности, в прежние перио­ды истории человечества. Большинство национальных госу­дарств сформировалось как унитарные: таковыми были все абсолютистские монархии Европы и все восточные деспо­тии.

В унитарном государстве полномочия делегируются цен­тральными властями территориальным органам самоуправ­ления, в федеральной системе унитаризм существует в рам­ках субнациональных единиц: штатах, землях, провинциях, областях. Унитарное государство независимо от того, цент­рализованное оно или децентрализованное, демократичес­кое или авторитарное, характеризуется господством единой системы органов власти и правосудия, руководствующихся еДиными правовыми и конституционными нормами.

Здесь все управленческие образования сверху донизу Подчинены центральному правительству и являются его ад-^инистративными подразделениями. Руководители местных



органов власти, хотя и избираются на выборах, обладают су­щественно ограниченными прерогативами, их деятельность контролируется центральным правительством — разумеется масштабы централизации и контроля варьируются в разных странах.

Вместе с тем необходимо отметить, что унитарное уст­ройство не обязательно предполагает жесткую администра­тивную централизацию. Такая централизация, как правило, характерна для авторитарных и тоталитарных государств, независимо от их территориально-государственного устрой­ства. Например, хотя СССР формально считался федератив ным государством, на деле для него были характерны жест­кий унитаризм, централизация и регламентация.

В современных высокоразвитых индустриальных обще­ствах централизация, сыгравшая немалую положительную роль на определенном этапе их исторического развития (на­пример, в периоды образования национальных государств, индустриализации, восстановления народного хозяйства после Первой и Второй мировых войн и т.д.), утрачивает ха­рактерные для нее преимущества. В последние десятилетия в большинстве унитарных государств, таких как Италия, Франция, Великобритания и др., все более четко проявля­ются тенденции к децентрализации, передаче местным орга­нам более широкого круга властных прерогатив и функций.

Например, в Италии имеются различия между областями с обычным статусом и областями, сохраняющими особый статус на основе специфических культурных, этнических или исторических особенностей, такими как Сицилия, Сар­диния, Балле д'Аоста, Трентино-Альто Адидже. Все более возрастает самостоятельность в решении местных проблем, которой добиваются Шотландия, Уэльс, другие области Ве­ликобритании. Это дает им возможность оперативно реаги­ровать на изменяющиеся условия жизни на местах, гибко и эффективно отстаивать местные социальные и политичес­кие интересы. При этом в силе остается основополагающий принцип, согласно которому всю структуру сверху донизу определяют центральные органы государства. Децентрали­зованные образования не вправе произвести какие бы то ни было изменения в этой структуре по собственному усмотре­нию без согласия на то центральных властей.

Однако и с этой точки зрения в ряде стран в самое после' днее время происходят существенные изменения. Так, с прИ' нятием конституции 1978 г. в Испании по сути дела наметилась


тенденция к федерализации. Сначала страна Басков и Катало­ния, а затем Галисия и Андалусия получили автономию при со­хранении сильного центра. Другие провинции Испании также имеют собственные правительства, обладающие гарантирован­ными конституцией властными полномочиями. В результате эта страна заняла как бы промежуточное положение между унитаризмом и федерацией.

В процессе реформирования государственно-админист­ративной системы в течение трех десятилетий (1962—1993) Бельгия из унитарного государства превратилась в федера­цию: две этнолингвистические общности, из которых состо­ит эта страна, — франкоязычная Валлония и фламандско-язычная Фландрия — стали равноправными субъектами федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: