Тема 8. ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Политическая организация современного мира базируется прежде всего и главным образом на разделении стран и народов по территориальному принципу. Само государство теснейшим образом связано определенной территорией. Когда говорят о территориальном или территориально-административном разделении государства, речь, как правило, идет о принципах и механизмах взаимоотношений между центральными и местными органами государственной власти. В реальной жизни эти принципы и механизмы выражаются в унитаризме, федерализме и конфедерализме.
Унитарный тип является одной из самых распространенных форм территориально-политической организации как в современном мире, так и, в особенности, в прежние периоды истории человечества. Большинство национальных государств сформировалось как унитарные: таковыми были все абсолютистские монархии Европы и все восточные деспотии.
В унитарном государстве полномочия делегируются центральными властями территориальным органам самоуправления, в федеральной системе унитаризм существует в рамках субнациональных единиц: штатах, землях, провинциях, областях. Унитарное государство независимо от того, централизованное оно или децентрализованное, демократическое или авторитарное, характеризуется господством единой системы органов власти и правосудия, руководствующихся еДиными правовыми и конституционными нормами.
|
|
Здесь все управленческие образования сверху донизу Подчинены центральному правительству и являются его ад-^инистративными подразделениями. Руководители местных
органов власти, хотя и избираются на выборах, обладают существенно ограниченными прерогативами, их деятельность контролируется центральным правительством — разумеется масштабы централизации и контроля варьируются в разных странах.
Вместе с тем необходимо отметить, что унитарное устройство не обязательно предполагает жесткую административную централизацию. Такая централизация, как правило, характерна для авторитарных и тоталитарных государств, независимо от их территориально-государственного устройства. Например, хотя СССР формально считался федератив ным государством, на деле для него были характерны жесткий унитаризм, централизация и регламентация.
В современных высокоразвитых индустриальных обществах централизация, сыгравшая немалую положительную роль на определенном этапе их исторического развития (например, в периоды образования национальных государств, индустриализации, восстановления народного хозяйства после Первой и Второй мировых войн и т.д.), утрачивает характерные для нее преимущества. В последние десятилетия в большинстве унитарных государств, таких как Италия, Франция, Великобритания и др., все более четко проявляются тенденции к децентрализации, передаче местным органам более широкого круга властных прерогатив и функций.
|
|
Например, в Италии имеются различия между областями с обычным статусом и областями, сохраняющими особый статус на основе специфических культурных, этнических или исторических особенностей, такими как Сицилия, Сардиния, Балле д'Аоста, Трентино-Альто Адидже. Все более возрастает самостоятельность в решении местных проблем, которой добиваются Шотландия, Уэльс, другие области Великобритании. Это дает им возможность оперативно реагировать на изменяющиеся условия жизни на местах, гибко и эффективно отстаивать местные социальные и политические интересы. При этом в силе остается основополагающий принцип, согласно которому всю структуру сверху донизу определяют центральные органы государства. Децентрализованные образования не вправе произвести какие бы то ни было изменения в этой структуре по собственному усмотрению без согласия на то центральных властей.
Однако и с этой точки зрения в ряде стран в самое после' днее время происходят существенные изменения. Так, с прИ' нятием конституции 1978 г. в Испании по сути дела наметилась
тенденция к федерализации. Сначала страна Басков и Каталония, а затем Галисия и Андалусия получили автономию при сохранении сильного центра. Другие провинции Испании также имеют собственные правительства, обладающие гарантированными конституцией властными полномочиями. В результате эта страна заняла как бы промежуточное положение между унитаризмом и федерацией.
В процессе реформирования государственно-административной системы в течение трех десятилетий (1962—1993) Бельгия из унитарного государства превратилась в федерацию: две этнолингвистические общности, из которых состоит эта страна, — франкоязычная Валлония и фламандско-язычная Фландрия — стали равноправными субъектами федерации.