Федеративное государство

Во многих странах современного мира утвердился федера­тивный тип государственно-территориального устройства. К числу таких стран относятся Австралия, Австрия, Аргентина, Бразилия, Индия, Канада, Малайзия, Мексика, Нигерия, США, ФРГ и др. Федеративный путь государственного обус­тройства избрала и новая Россия — именно поэтому она и называется Российской Федерацией.

Те или иные элементы федерализма существовали еще в античной Греции. В современном смысле федерализм связан, с возникновением буржуазного общества и национального государства. Зачинательницей и одной из первых федераций была Нидерландская республика семи соединенных провин­ций, основанная в 1579 г., однако в силу целого ряда причин она вскоре потерпела неудачу. Наиболее старой из всех су­ществующих федераций являются США, основанные кон­ституцией 1787г.

Отцом-основателем теории федерализма считается И. Аль-тузиус (1562—1638), который разработал так называемую «федеральную теорию народного суверенитета». Согласно этой теории государство характеризовалось как союз общно­стей, иерархически возвышающийся над меньшими по раз­мерам общностями или союзами, связанными между собой Прямо или косвенно особым соглашением. Особенно боль-Щую популярность идеи федерализма получили во второй половине XIX в. и в XX в., когда интенсифицировались про-образования современных национальных государств.





Известный французский автор XIX в. П. Ж. Прудон даже предсказывал, что «XX век откроет эру федераций». Как бы подтверждая правоту Прудона, известный французский со­циолог Р. Арон рассматривал федерализм как единственное пригодное для наших дней средство налаживания порядка, способное вывести из тупика. •••

Федерация представляет собой союзное государство, со­стоящее из множества (как в случае с Россией и США) или нескольких (Канада) государственных образований, облада­ющих определенной степенью самостоятельности в тех или иных сферах общественной жизни. Федеративное устрой­ство призвано обеспечить хозяйственное и политическое единство страны с большой территорией и разобщенными районами. Оно успешно сочетает в себе преимущества госу­дарственного единства и централизованной власти со сба­лансированной самостоятельностью субъектов. Здесь общая воля, служащая в качестве некоей невидимой оси государ­ства, вырабатывается как бы из двух источников: волеизъяв­ления всех ее граждан, с одной стороны, и государств-чле­нов — с другой.

Федеративное устройство государства существенным об­разом отражается на структуре высшего законодательного органа, который состоит из двух равноправных палат, на­пример сената и палаты представителей конгресса США, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Существование двух па­лат позволяет сочетать представительство населения страны в целом с территориальным представительством от земель, штатов, провинций, а в Российской Федерации от нацио­нальных республик, краев и областей. Две палаты отличаются друг от друга по своим функциям, властным прерогативам, а во многих случаях — и по способу избрания их депутатов. Если нижние палаты, как правило, формируются посред­ством прямых выборов, то верхние палаты в разных странах комплектуются по-разному. Например, в США члены сена­та, выступающего в качестве верхней палаты, избираются путем прямого тайного голосования жителей каждого от­дельно взятого штата как представителя данного штата. В России же депутаты Совета Федерации избираются законо­дательными собраниями соответствующих субъектов Феде­рации.

В принципе федерация как единое неделимое государ­ство немыслима без ее безусловного суверенитета на всей за-


нимаемой ею территории. Вместе с тем федерация — это объединение государств или государственных образований. Здесь два источника и уровня власти: центральное, или фе­деративное, правительство и правительства отдельных шта­тов (как в США, Индии, Мексике и т.д.), земель (как в ФРГ), провинций (как в Канаде), республик, краев и областей (как в Российской Федерации). Последние часть своих властных полномочий делегируют федеральному правительству. Как правило, в его ведение передаются основополагающие для любого государства проблемы обороны, внешней политики, денежного обращения и финансового регулирования, поли­тика в области труда и трудовых отношений, социальной за­щиты населения и т.д.

Полномочия по всем вопросам, не переданным феде­ральному правительству, остаются за субъектами федерации. При разграничении прерогатив и компетенций между двумя уровнями обеспечивается верховенство федеральной кон­ституции и законов, соответствие им конституций и законов субъектов федерации. Одним из важнейших принципов фе­дерализма можно считать так называемую субсидиарностъ. Ее суть состоит в распределении полномочий, или предме­тов ведения, между различными уровнями власти таким об­разом, что в ведении верхних эшелонов власти остаются только те функции, которые они могут выполнять лучше, чем нижние эшелоны.

Из принципа субсидиарности вытекает принцип авто­номности, самоуправляемости субъектов федерации. Субъ­екты федерации, а именно земли в Австрии и Германии, штаты в США, провинции в Канаде, республики, края, об­ласти в Российской Федерации, имеют право принимать собственные конституции и законы, обладают значительной степенью самостоятельности в решении достаточно широ­кого круга проблем. Проблемы, как правило, решаются на том уровне, на котором они возникают.

Иначе говоря, власть осуществляется множеством прави­тельственных органов, каждый из которых обладает своими властными прерогативами и компетенциями. Имеет место определенное разделение власти по вертикали, призванное сдерживать и уравновешивать вес и влияние различных уровней и органов управления. Федерализм подразумевает многообразие реализации властных функций в рамках упо­рядоченной структуры связей. Здесь мы имеем не слияние, а единство в многообразии.





Различаются договорные и конституционные федерации. В первом случае федерация — это объединение государств, которые на основе договора делегировали ряд своих прав и прерогатив общему для всех них центральному правитель­ству. При этом каждый член федерации сохраняет за собой суверенитет в принадлежащей ему юрисдикции. Централь­ное правительство не может внести каких-либо изменений в конституционный договор, а каждый член может при жела­нии расторгнуть этот договор.

В конституционной федерации не предусмотрено право какого-либо из субъектов выйти из союза. В истории было несколько случаев разделения федерации. В 1965 г. из феде­ративного государства Малайзия, образованного в 1963 г., вышел один из штатов — Сингапур, определившийся как са­мостоятельное суверенное государство. В 1992 г. Чехосло­вацкая федерация распалась на два самостоятельных госу­дарства — Чехию и Словакию.

Попытки же силового решения проблем выхода из феде­рации, как правило, чреваты непредсказуемыми кровавыми последствиями. Это воочию продемонстрировали события и перипетии, связанные с выходом из состава США одиннад­цати южных штатов в начале 1860-х гг., развалом СССР и Югославии в наши дни.

Исторический опыт, особенно опыт нашей страны, Юго­славии и Чехословакии, показал бесперспективность попы­ток разрешения национального вопроса в рамках федерации путем ее национально-политической организации. С этой точки зрения для нас несомненный интерес представляет то, что перед такими классически федеративными государства­ми, как США и Германия, продемонстрировавшими свою жизнеспособность и пригодность для истории, не стояла проблема решения национального вопроса. В них полити­ко-территориальное деление не привязано к национально-территориальному делению, а определение национальности привязано к гражданству страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: