Мировое сообщество представляет собой совокупность элементов, между которыми существуют устойчивые связи, зависимости, отношения сотрудничества и конфликта, единство и противоположность интересов. Это единая система со своими особыми системообразующими характеристиками, структурными составляющими и функциями. Однако неизбежно возникает вопрос о ее институциональной инфраструктуре: если структура политической системы на национальном уровне группируется вокруг государства, выступающего в качестве ее осевого элемента, то в международно-политической системе данная проблема оказывается, на первый взгляд, неразрешимой в силу отсутствия единого осевого элемента. Структура предполагает организацию, упорядочение, систематизацию составных элементов. В международно-политической системе эти начала обеспечиваются в силу утверждения инфраструктуры взаимодействия субъектов международной политики в лице независимых самоопределяющихся государств.
Очевидно, что организационные принципы национальной и международно-политической систем существенно отличаются друг от друга. Национальные структуры имеют правительственные институты и учреждения, наделенные полномочиями управлять и командовать, используя все имеющиеся в их распоряжении ресурсы, включая и насилие. Международно-политическая система такими институтами не располагает. В отличие от национальной системы она является горизонтальной, децентрализованной, гетерогенной, неуправляемой, однако ее составные элементы взаимно адаптируются друг к другу. В национальной системе решения принимаются на самом верху, а в сфере международной политики — на самом низу, т.е. на уровне конкретных государств.
|
|
В международной политической системе отсутствуют отношения иерархии и соподчиненности. Конечно, существуют международные организации, но они не правомочны принять решения или законы, обязательные для всех членов международного сообщества. Формально все государства равны между собой. Ни одно из них не вправе командовать Другими и не обязано подчиняться другим. Здесь нет единого правительства, полномочного контролировать или регулировать политическую деятельность всех субъектов. Поэто-
му современную международно-политическую систему называют децентрализованной, анархической.
На национально-государственном уровне сила государства осуществляется именем права и справедливости. Противники существующего режима бросают вызов его претензиям на власть, они ставят под сомнение его право на правление. На международном уровне сила государства используется во имя собственной защиты и пользы. Конфликты и войны между государствами не могут, во всяком случае всегда, решать вопросы власти и права, они могут лишь определять распределение потерь и приобретений между вовлеченными сторонами и на время решить вопрос о том, кто сильнее.